Председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин считает, что Россия может выйти из-под юрисдикции Европейского суда по правам человека, а российским властям вовсе не обязательно исполнять решения ЕСПЧ, отличающиеся от позиций КС.
Это заявление председатель Конституционного суда Валерий Зорькин сделал на XIII Международном форуме по конституционному правосудию, прошедшем в Санкт-Петербурге. Участники трехдневного мероприятия пытались выяснить суть отношений между КС и ЕСПЧ по вопросу приоритета между Европейской конвенцией прав и свобод и российской Конституцией. Поводом для дискуссии послужила статья Зорькина «Предел уступчивости», опубликованная в конце октября в «Российской газете». В ней автор задавался вопросом о допустимости блокирования Конституционным судом решений ЕСПЧ в случае расхождения их позиций.
Зорькин ссылается на европейский опыт — хотя, например, та же Германия признает обязательность решений ЕСПЧ, несмотря на порой негативную реакцию на эти решения со стороны немецкой общественности. Кстати, 27-я статья Венской конвенции гласит, что государства не могут не исполнять международные договоры, ссылаясь на внутреннее законодательство. Однако г-н Зорькин изыскал собственные аргументы в пользу своей позиции и заявил о том, что «Комитет министров Совета Европы не может требовать от России исполнения решения ЕСПЧ, если оно противоречит решению КС, который обладает нормативной базой, чтобы защищать права и свободы».
Политики и эксперты восприняли мнение председателя КС с явным раздражением. «Во-первых, Зорькин грубо нарушает закон. На такой должности человек оспаривает верховенство международного права над российскими законами, которое закреплено в Конституции! Это значит, что он демонстрирует свою профнепригодность. Такие люди должны отстраняться от занимаемых ими должностей. Я ему могу выразить недоверие как председателю КС, поскольку КС во главе с таким председателем не может гарантировать мои конституционные права как гражданина», — заявил нам лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин.
С другой стороны, по словам политика, «ясно, что Зорькин не сам это пишет, а действует как марионетка, исполняет политический заказ тех, для кого суверенитет — лишь прикрытие для бесконечного произвола».
«Это бредятина, но очень опасная бредятина. Зорькин прокладывает дорогу к ужесточению авторитарного режима, который не хочет себя ничем связывать. Российские законы этот произвол никак не связывают, а когда его начинают как-то ограничивать международные законы, это вызывает злобное раздражение. На самом деле это, с одной стороны, призыв к грубейшему нарушению закона, Конституции, причем со стороны председателя Конституционного суда, выступившего апологетом произвола, обслугой авторитарных руководителей, желающих приспособить закон к их прихотям. Вырисовывается роль Зорькина в этой должности — использовать Конституцию как публичную девку для обслуживания власть имущих в стране. С другой стороны, это просто позорище, абсолютно позорное поведение такого должностного лица», — подчеркнул он.
Кто за этим стоит, Сергей Митрохин догадывается: «А кто у нас все придумывает для таких политических действий и таких начальников?»
Правозащитник, лидер движения «За права человека» Лев Пономарев считает «недопустимым тот факт, что председатель Конституционного суда делает политизированные выступления и оценивает политику России с этой точки зрения по отношению к Европе — в этом проявляются определенные консервативные, отчасти даже националистические взгляды». «Второе: недопустимо председателю КС выступать по тем вопросам, которые, может быть, будут обсуждаться в самом КС. Это строго запрещено. Тем не менее, он заранее говорит об этом», — подчеркнул Пономарев.
Он также считает, что после таких речей уместно ставить вопрос об отставке, однако вряд ли до этого дойдет. «С моей точки зрения, председатель КС заработал постановку вопроса об уходе со своей должности. Конечно, он этого не сделает, но общество будет обсуждать эту тему, и рано или поздно Зорькин уйдет. Возникли явные противоречия в позиции председателя КС с международными договорами, которые Россия подписала. И ревизию этих международных документов, бесспорно, допустить нельзя», — уверен Пономарев.
Что касается некоторых вопросов, которые носят спорный правовой характер, они разрешимы. «Всегда существуют определенные компромиссные решения. Если возникают какие-то противоречия, они должны обсуждаться не публично, политизированно, как это делает Зорькин, а кулуарно. И эти вопросы могут решаться. Но Зорькин ставит вопросы принципиально, специально политизирует их, и в этом проблема», — подчеркнул Пономарев.
Причем, подчеркнул правозащитник, «вполне возможно, что Зорькин является рупором определенного консервативного крыла в нашей политике, которое стремится к конфронтации с Западом и возобновлению "железного занавеса"». «С другой стороны, зная Зорькина, могу сказать, что он и сам способен на резкие выступления. Он — человек ангажированный, с ощущением собственной миссии в этом мире. Не исключено, что он все это делает по собственной инициативе», — отметил лидер движения «За права человека».
Для того чтобы развеять сомнения на предмет того, исходит ли эта инициатива от самого Зорькина, или власть таким образом запускает в общество «пробный шар», озвучивая выгодные для себя «инновации» устами одного из своих высокопоставленных чиновников, достаточно исчерпывающего комментария по данному вопросу со стороны президента РФ или премьера. В принципе, вариантов у тех немного: или осудить «самоуправство» своего чиновника, или всецело поддержать. Можно не сомневаться в одном: так или иначе в ближайшее время эта интрига как-то прояснится.
Вера Ильина
Оригинал статьи здесь