Сегодня, ровно 100 лет назад, 25 октября 1922 года закончились последние крупные военные действия Гражданской войны. Дата 25 октября является официальной памятной датой – «Днем освобождения Дальнего Востока от иностранных интервентов и белогвардейцев».
Фото: Приморское «Яблоко»
В память об этих событиях на центральной площади Владивостока установлен памятник Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке, который, бесспорно, стал узнаваемым символом нашего города.
Есть выражение «Историю пишут победители». Сочиняются рассказы и книги, слагаются песни – «По долинам и по взгорьям….». Поэтому долгое время действия проигравшей в Гражданской войне стороны назывались не иначе как «бегство белогвардейцев с Дальнего Востока».
Но вот, там же, на центральной площади, находится другой памятный знак – крест в память о «Великом Российском трагическом исходе».
В конце октября 1922 года состоялась массовая эвакуация. Часть войск белой армии и беженцев ушли из Приморья по сухопутному пути до Китая и Кореи. Остальные войска и беженцы (порядка 10000 человек) эвакуировались морем. Руководил эвакуацией контр-адмирал Георгий Карлович Старк.
25 октября 1922 года ушли из Владивостока корабли Сибирской военной флотилии под командованием контр-адмирала Старка. Всего ушло порядка 30 судов – не рассчитанных на океанские переходы, жутко перегруженные. Здесь были суда всех типов и назначений: канонерская лодка, ледокол, вспомогательные транспорты, гражданские пароходы, военные буксиры, посыльные суда, катера и просто баржи.
Намеченный путь Корея –Китай – Филиппины удастся тяжело.
В этом обреченном рейсе будет нехватка продовольствия и топлива, будет отсутствие средств и отказ в помощи. Будут шторма и гибель судов и людей.
Но будет мужество, стойкость и героизм. Экипажи судов окажутся людьми чести верными своему долгу военной службы.
Интересен вопрос: почему не было военного столкновения в самом городе Владивостоке?.
Ведь оставались еще какие-то более-менее боеспособные войска «белых». Есть сведения, что даже был разработан план обороны Владивостока. Тем более, город изначально строился как крепость – полуостров на котором расположен город пронизан фортами и укреплениями возведенными еще в царское время.
С другой стороны, нельзя не отметить упорство, с которым «красные» продвигались по Дальнему Востоку, по Приморью. Имея полную поддержку со стороны РСФСР, после Волочаевских боев, после взятия Хабаровска, после штурма Спасска командующий войсками ДВР Иероним Петрович Уборевич, наверное, был намерен окончательно разгромить белогвардейце и не допустить погрузки материальных ценностей и ухода самих судов из порта. (Стоит отметить тот факт, что позже Советское правительство опубликовало «Предписание адмиралу Старку вернуть до 1 января 1923 г. суда выведенные из Владивостока»).
На мой взгляд, здесь сказались два обстоятельства.
Первое обстоятельство – третья военная сила, присутствующая в это время во Владивостоке, – японские войска. Японская интервенция на Дальнем Востоке уже длилась с 1918 года. Но поражение «белой армии» в Приморье и международное давление вынуждало Японию вывести свои войска с территории ДВР (Дальневосточной республики). Поэтому подойдя вплотную к Владивостоку движение войск «красных» остановилось. Путь в город преградили японские войска, которые с одной стороны не желали открытого военного столкновения с «красными», а с другой стороны всеми способами затягивали свой полных уход из Владивостока. И только сейчас была достигнута договоренность о полном уходе японских войск на дату - 25 октября.
А второе обстоятельство – это решение о массовой эвакуации, которое принял генерал-лейтенант Михаил Константинович Дитерикс, командующий остатками войск «белых».
И хотя «белое движение» в Приморье опиралось на симпатию японских интервентов и могло организовать войска на оборону города, Дитерикс понял всю безнадежность ситуации военного противостояния: это отсутствие оружия, отсутствие боеприпасов, отсутствие резервов.
Да, бывает так, и командующим приходится принимать сложное решение об отходе, отступлении, что сохраняет город, дома и самое главное людей, как военных, так и гражданских.
Вот такая своеобразная дата 25 октября 1922 года.