В анимационном фильме «Тайная жизнь домашних животных» кошка Хлоя, терьер Макс и шпиц Гиджит сталкиваются с различными приключениями. Их люди даже не представляют, сколько интересного происходит в жизни домашних любимцев. На месте этих людей стали граждане России, которым запретили узнавать, как силовые ведомства расходуют деньги налогоплательщиков.
Министр обороны Сергей Шойгу. Фото: Kremlin.ru
16 ноября Минобороны опубликовало проект приказа о критериях служебной тайны, их больше 800. Логика министерства проста: всё, что можно – записать в гостайну, а остальное – в тайну служебную. Ранее премьер-министр Мишустин уже засекретил закупки Росгвардии, ФСО, Минобороны, ФСБ и СВР.
Давайте вспомним, а что, собственно, пытаются спрятать подчиненные Шойгу? Может быть, закупку новогодних ёлок стоимостью 3 млн руб. за одно дерево, о чём мы узнали еще в 2017 году? РБК тогда выпустил наше расследование с заголовком «Минобороны дало на лапник». Пиарщики Шойгу сильно обиделись, ведь для Сергея Кужугетовича так важно казаться незапятнанным коррупцией. Или вспомним дело о гнилой картошке в ведомстве Золотова. 19 тонн картофеля сгнило, когда Росгвардия заказала продукты у старого знакомого Золотова – бизнесмена Ванинского.
Каждый подобный случай – это пятно на репутации чиновника. И они не нашли ничего лучше, как спрятать всё большим коррупционным ковром – засекретить и не пущать расследователей.
В 2019 году вышло большое европейское исследование о роли прозрачности в сокращении коррупции на закупках (Bauhr et al., 2019). Учёные проанализировали более 3,5 млн закупок стран Европейского Союза с 2006 по 2015 год.
Доказано: прозрачность снижает коррупционные риски в закупках. Один дополнительный пункт информации снижает на 0,5-1,2% количество закупок с одним участником.
Кажется, это совсем немного, но при общей стоимости закупок в миллиарды рублей, экономия или наоборот потери бюджета колоссальные. Таким образом, непрозрачность не только сокращает возможности для гражданского контроля, но и влияет на конкуренцию и качество услуг.
Тотальная непрозрачность рождает тотальную неэффективность. Минобороны, уходя в болото непрозрачности, само себе роет яму. И силовые ведомства вне гражданского контроля и конкуренции продолжат покупать гнилой картофель и новогодние ёлки по завышенным ценам.
References
Bauhr, M., Czibik, Á., Fine Licht, J. and Fazekas, M., 2019. Lights on the shadows of public procurement: Transparency as an antidote to corruption. Governance, 33(3), pp.495-523.