Рассказ о том, как я совершил краткосрочное турне по Европе.
В конце мая «Яблоко» делегировало меня представлять старейшую демократическую партию России перед лицом европейского сообщества. Во имя прогресса мне не раз приходилось идти и на большие жертвы, так что и в этот раз, собрав волю в кулак, я стал участником пятидневной поездки в Брюссель и Мюнхен, организованной Фондом Ханнса Зайделя.
По всем правилам отчетов о поездах за границу тут должно начаться подробные описания меню ресторанов, чувственные характеристики сортов бельгийского пива, а также перечисления неописуемых красот и достопримечательностей, которые удалось посетить. К сожалению, все это я вынужден пропустить. Уверен, воображение читателя все равно нарисует картины, много превосходящие самые дерзновенные попытки рассказчика изобразить все великолепие мест, начинающихся за Белоруссией.
К тому же это была отнюдь не развлекательная прогулка. Организаторы ответственно отнеслись к графику, уложив в 4 полноценных рабочих дня более 20 встреч на 10 разных площадках. Я не буду перечислять их все, вряд ли это будет кому-то интересно. Поэтому представляю вашему вниманию набор тезисов по итогам поездки.
Первое: я был, конечно, не в одиночестве. Помимо меня Heimatland представляли сотрудники аппарата Единой и Справедливой России, депутаты региональных парламентов, представители ГД и СФ и РФ. Совершенно очаровательные люди в неформальном общении, всецело разделяющие европейские ценности вне рамок рабочего времени, а подчас и внутри его.
Если кто-то думает, что Владимир Путин и Россия это главная забота европейцев, он глубоко ошибается. Основную головную боль, судя по моим наблюдениям, им доставляет совершенно другой персонаж мировой политики. Сарказм на грани презрения слышится в речи крайне осторожных и уравновешенных политиков в Брюсселе, когда в разговоре возникает яркое, как вспышка метана, имя - Дональд Трамп.
При взаимодействии с европейскими политиками нужно понимать одну вещь: общественные институты, называющиеся одинаково в России и Европе, имеют совершенно разную природу. Парламенты назначают руководителя исполнительной власти у них, а не формируются ею, как у нас. Наблюдательный совет НКО или СМИ более всего озабочен собственной репутацией, а не борьбой за мизерное финансирование его членов. Вообще у нас разные на базовом уровне политические системы, и это нужно проговаривать, чтобы была возможность для результативной работы.
На финансирование СМИ Германия тратит 7,7 млрд. евро в год. Это астрономические цифры в моем понимании, однако европейские журналисты все равно считают, что от государства нужно держаться как можно дальше.
Ключевой вопрос взаимоотношений России и Европы сейчас — это история с аннексией Крыма. Точки зрения, естественно, полярно расходятся от «закрыть глаза, махнуть рукой, забыть и развивать вместе бизнес» до «злостное нарушение международных законов, делающее невозможном сотрудничество ни в каких формах». По мне позиция «давайте развивать экономические отношения, забыв о принципиальных разногласиях, на ценностном уровне», будет способствовать эрозии существующего европейского миропорядка. Этот бесконечный обмен бус на миску с похлебкой выйдет боком рано или поздно всем.
Партия, подобная ХСС, благодаря которой состоялась моя поездка, не возможна в России в принципе в силу особенностей нашего законодательства. Во-первых, у нас запрещены партийные блоки (так что никакого ХДС/ХСС). А во-вторых, ХСС — Баварская региональная партия, в то время как в нашей стране находятся вне закона любые региональные политические объединения. Вообще политика — сложная штука, но у нас и Европы принципиально разные векторы этой сложности. У них — сложность политической системы существует ради максимальной реализации всех сил общества, у нас сложность служит для ее пресечения политической активности на корню.
Последнее и самое приятное. Как убедился на собственном опыте, партию «Яблоко» в европейской политике знают. Не раз участники встреч перебивали представлявшего меня ведущего, чтобы сказать, что «Яблоко» им известно и нет нужды пересказывать историю партии и объяснять ее политическую платформу. С таких позиций диалог вести было очень комфортно и, в каких-то вещах, чтобы найти общий язык, не нужно было прикладывать практически никаких усилий.
Что я еще могу добавить? Всю жизнь я старался не лезть в международную политику, сужая рамки политической активности до границ своей компетенции. А на практике - все получается очень даже неплохо. В общем, нужно больше общаться.
Автор- заместитель председателя Саратовского отделения партии