Чтобы посмотреть на кучу старого железа в виде военной техники, которая собрана во дворе музея Вооруженных сил (ВС) в Москве, теперь надо покупать билеты. А чтобы посмотреть и потрогать шаттл «Дискавери» в Вашингтоне или самолет, с которого кидали бомбу на Нагасаки в Дейтоне – надо просто придти.
«У нас»
Давно мечтал устроить дорогому человеку самостоятельную экскурсию по двору музея ВС. Со школы помню, что двор музея, где стоит за заборчиками техника, в рабочие часы был открыт. Вход – свободный.
Перед самим музеем же стоит «тридцатьчетверка», гаубица и ракета. Их можно смотреть, дети по ним лазят. Самое страшное что можно сделать с этим «заглушенным железом» - написать неприличное слово. Но на этот случай там и установлены многочисленные камеры наблюдения, плюс охрана, в том числе и полицейская вневедомственная.
Открытый вход во двор музея (в рабочие часы, повторюсь), был еще сравнительно недавно. Пару лет назад с ребенком мы туда свободно проходили. Я даже перепрыгивал через заборчик, залезал на свою армейскую самоходку «Гвоздика» и фотографировался. На прошлой неделе мы не смогли зайти во двор с техникой. Амбарный замок на калитке. Захожу в музей, спрашиваю полицейскую женщину, мол музей работает?
Тут же подбегает девочка с каким-то списком бумажным: «А вы на пресс-конференцию?» Разочаровал я ее. У входа в музей стоит три джипа, «по уши» размалеванные эмблемами военных компьютерных-игр симуляторов. Дабы не было рекламы – называть их не буду. Сам иногда «летаю» в одном из них. Все, молчу. На машинах, не знаю почему – казахстанские номера. Возле ужасного памятника с пробитыми армейскими касками кто-то записывает что-то на камеру. Какой-то комментарий кого-то для чего-то.
Когда прохожу рядом с ними – смущенно притихают. Так дама-полицейская по существу заданных мне вопросов отвечает, мол, а двор теперь всегда на замке. И войти в него можно только через музей. Купив билет. Мне проще – как ветеран я вхож туда свободно, но вот если я с ребенком приду, то за детский билет мне надо будет выложить 160 рублей.
Вопрос – а если я хочу показать ТОЛЬКО технику во дворе? За меня этот вопрос решили – плати. А почему доблестное «ФГКУ "ЦМВС РФ" Минобороны России» (официальное название музея), питаемое с госбюджета, с наших налогов, позволить своим гражданам и гостям столицы посмотреть на эту нашу «вооруженную гордость страны» в виде кучи железа, похожую на боевую технику? Боятся, что слишком много народа насмотрится на железяки бесплатно? Так и вижу, как сотрудники музея сидели несколько лет назад и терзались, глядя из окна вечно пустующего музея во двор с техникой: «Смотри, Маня! Вон тот носатый уже рублей на 300 насмотрел!»
«У них»
Хотя этой весной в Штатах мы находились с рабочим визитом – показывали в Конгрессе первую серию нашего док.фильма о притеснениях турок-месхетинцев на юге России и Северном Кавказе, иногда между перелетами по штатам удавалось «куда-то сбегать».
Так вот – музей авиации и космонавтике в Вашингтоне – вход бесплатный. Подходи и изучай недавно «замузеенный» в связи с закрытием программы Space Shuttle челнок «Дискавери». Настоящие, не макет, тот, что совершил десятки полетов в космос. Вашингтон вообще место музейное, в центре, если идти от Капитолия в сторону мемориала Линкольну, целая улица музеев. Везде вход бесплатный.
Когда мы были в Дейтоне, узнав, что там находится центральный музей USAF (ВВС США), я не мог там не оказаться. Помчались рано утром, чтобы все успеть. Музей включает в себя несколько ангаров плюс старый (но действующий) аэродром, на котором стоят те «крылатые», которые не влезли под крышу.
Место знаковое. Здесь братья Райт выполняли первый управляемый полет летательного аппарата. Чего тут только нет. Например, ужасающий B-29, который сбрасывал бомбу на Нагасаки в 1945 году. Каждый самолет – настоящий, подлинный, в отличном состоянии и со своей историей. Рядом с ними на информщитах история тех, кто на нем летал, в каких операциях участвовал, даже их личные вещи.
Это все настоящее, а не «макет, сделанный на основе списанного». На летном поле стоят крылатые громадины – просто на улице. Подходи и изучай. Starlifter, последний, вылетавший из Вьетнама, например, тут стоит.
Вокруг музея – истребители F-16, F – 15 и другие – просто стоят. Не знаю, работоспособные ли они, те, что на улице, но они в отличном состоянии. То есть если они вдруг выкатятся на взлетку и начнут влетать, никто не удивится. Музей работает без выходных (кроме рождества). Бесплатно.
И техника тут не только американская, но и как союзников, так и противников, например, японская и немецкая (вот ведь тащили через океан). Почему? Почему в США музеи бесплатные, а у нас нет? Качество предоставляемой к озиранию техники разительно. В США – реальные самолеты с историей, у нас – списанные танки и прочее, прошедшие «размилитаризацию», а тот прототип МИ-24 во дворе музея ВС вообще ломает всем интересующимся авиацией, но не знающую историю его создания, мозг.
Там стоит прототип, которых было создано всего пара штук. В серию они не пошли. Он похож, но это не тот, ставший по фильмам типа «Рэмбо» и даже по последнему «Крепкому орешку» и ряду японских анимэ, практически символом «советской угрозы». Этот вертолет вообще не использовался нигде. Жалко было выбросить – притащили во двор музея? Спасибо.
И как, товарищи сотрудники музея, повысилась посещаемость музея в связи с использованием новой экономической политики? Или просто все дело в том, что так проще? Когда в музей ходит мало посетителей, можно спать. Когда во дворе у вас люди – спать не так комфортно…
Дмитрий Флорин.
P.S. А во двор музея ВС в Москве те, кому «очень надо» сейчас смотрят через прутья ограждения. Если, зная азимут, пройти часть находящегося рядом Екатерининского парка, по кустам и буеракам, теоретически, можно зайти с тыльной части двора и рассмотреть технику через забор. «Теоретически» - потому что сам не лазил, но люди в тех краях бродят у забора – видел.