В самом сердце Петербурга, между Конюшенной площадью и Мойкой – здание «Конюшенного двора».
Памятник архитектуры федерального значения, 1817-23 годы, творение великого Василия Стасова (использовавшего фундаменты и стены старого здания, построенного веком раньше).
Здесь, в церкви Спаса Нерукотворного Образа, отпевали Пушкина.
«Жемчужина» здания – возведенный Стасовым манеж, тянущийся вдоль набережной Мойки на несколько сотен метров.
Десятилетиями, пока в Конюшенном дворе располагались то милиция, то ГАИ, доступ внутрь был закрыт от публики.
И лишь недавно нам с группой экспертов и градозащитников удалось увидеть стасовский манеж во всем его великолепии – практически, идеально сохранившимся.
Мы были одними из первых, кто его увидел после долгого перерыва.
И вполне можем оказаться одними из последних, кто успел его увидеть.
Потому что инвесторы – Plaza Lotos Group братьев Бориса и Михаила Зингаревичей, - получив здание (что характерно, без всякого конкурса, целевым назначением) еще от администрации бывшего губернатора Валентины Матвиенко, перестраивают его под шикарный «апарт-отель» с подземным паркингом.
В том числе, под «апартаменты» будет перестроен и стасовский манеж.
После чего он просто исчезнет в своем первозданном виде. Разобьется на «клетушки» в несколько этажей.
Уникальное пространство манежа можно было бы использовать для организации музеев и выставок (скажем, музей старых автомобилей здесь смотрелся бы идеально), магазинов, ресторанов и кафе – с сохранением его внешнего облика.
Но у инвестора другие задачи: извлечение максимума прибыли.
Требовать его к ответу бессмысленно: таков бизнес.
Требовать к ответу надо совсем других людей.
Например, тех, кто провел «историко-культурную экспертизу, где в число предметов охраны (того, что при любой реконструкции здания подлежит обязательному сохранению)… вообще оказался не включен стасовский манеж.
Мы знаем имена этих экспертов.
Тех, кто утвердил эту экспертизу.
Их мы тоже знаем: это руководство (теперь уже, правда, бывшее) городского комитета по охране памятников.
И тех, кто категорически отказывается выносить вопрос о реконструкции Конюшенного двора на Совет по культурному наследию при правительстве Петербурга.
И эти имена (точнее, имя) мы знаем: это нынешний губернатор Петербурга Георгий Полтавченко.
Готовящийся к досрочным выборам по схеме «уйти, чтобы остаться» (срочная отставка – милостивое разрешение президента избираться – выборы, куда не допускаются сильные конкуренты).
На т.н. «праймериз», проведенных питерской «Единой Россией» для определения кандидата в губернаторы, Георгий Сергеевич (кто бы мог подумать – я так за него волновался!) одержал уверенную победу и будет выдвинут. При этом одной из своих главных заслуг он назвал программу «сохранения исторического центра», которая сейчас реализуется в двух кварталах при постоянных скандалах.
Конюшенный двор находится в одном из этих кварталов. Как его будут «сохранять» - мы видим.
Как видим и откровенное нежелание губернатора обсуждать с экспертами, депутатами и общественниками вопрос о готовящемся уничтожении памятника (если навсегда исчезнет стасовский манеж – это будет именно уничтожение, пусть и при сохранении внешних стен).
Все согласовано, все разрешено, все утверждено – нечего обсуждать!
Таков смысл полученного мной ответа губернатора.
Но уже собраны подписи более чем трети членов Совета по культурному наследию за срочное обсуждение вопроса. В этом случае, по положению о Совете, он должен быть включен в повестку.
Уже готовится – специалистами, - альтернативная историко-культурная экспертиза, доказывающая необходимость сохранения манежа.
Уже готовится – неравнодушными жителями, - обращение в суд.
Задуманное уничтожение – не удастся.
Как не удалось строительство «Охта-центра» - несмотря на абсолютную уверенность его инициаторов в своем успехе и тщетности сопротивления.
Для одного из самых массовых митингов против «газоскреба» - осенью 2010 года, - Александр Городницкий написал стихотворение, заканчивавшееся словами:
«Отражения в канале,
И закатов алый дым
От фашистов отстояли –
И от этих отстоим!»
Эти строчки вновь становятся актуальными.