|
|
|
|
|
Проверка органами Санэпидемнадзора
Положением
"О государственной санитарно - эпидемиологической службе
РФ", утвержденным Постановлением Правительства от 30.06.1998
г. № 680 указано, что работники СЭС наделены правами в соответствии
с Законом РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения" (последний вариант закона принят 30.03.1999 г.
№52-ФЗ).
В соответствии со ст. 50 данного закона установлены полномочия
должностных лиц, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический
надзор. Эти должностные лица при исполнении ими
служебных обязанностей и по предъявлению служебного удостоверения
имеют ПРАВО:
1.
получать … от индивидуальных предпринимателей и юридических
лиц документированную информацию по вопросам обеспечения
санитарно - эпидемиологического благополучия населения;
проводить санитарно - эпидемиологические расследования;
беспрепятственно посещать территории и помещения объектов,
подлежащих государственному санитарно - эпидемиологическому
надзору, в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями,
лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих
или иных организациях, и должностными лицами санитарного
законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно
- противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
посещать с согласия граждан их жилые помещения в целях
обследования их жилищных условий;
проводить отбор для исследований проб и образцов продукции,
в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими
грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых
продуктов, в целях установления соответствия транспортных
средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам;
проводить отбор для исследований проб воздуха, воды и
почвы;
проводить измерения факторов среды обитания в целях установления
соответствия таких факторов санитарным правилам;
составлять протокол о нарушении санитарного законодательства.
2.
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а
также при угрозе возникновения и распространения инфекционных
заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений)
должностные лица, осуществляющие государственный санитарно
- эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам
и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения
ими в установленные сроки:
об устранении выявленных нарушений санитарных правил;
о прекращении реализации не соответствующей санитарным
правилам или не имеющей санитарно - эпидемиологического
заключения продукции, в том числе продовольственного сырья
и пищевых про-дуктов;
о проведении дополнительных санитарно - противоэпидемических
(профилактических) мероприятий;
о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших
с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского
наблюдения за такими гражданами;
о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации
в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях
и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для
возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
Кроме того ст.51 закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения" установлен перечень должностных
лиц, имеющих особые полномочия. Это главные санитарные врачи
и их заместители, которые имеют дополнительные права:
1)
рассматривать материалы и дела о нарушениях санитарного
законодательства;
2) предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения
санитарного законодательства;
3) давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим
лицам санитарно - эпидемиологические заключения, предусмотренные
статьей 42 настоящего Федерального закона;
4) давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим
лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные
предписаниями сроки, о:
вызове в органы и учреждения государственной санитарно
- эпидемиологической службы Российской Федерации граждан,
индивидуальных предпринимателей, должностных лиц для рассмот-рения
материалов и дел о нарушениях санитарного законодательства;
проведении в соответствии с осуществляемой ими деятельностью
санитарно - эпидемиологических экспертиз, обследований,
исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических
и иных видов оценок, предусмотренных статьей 42 настоящего
Федерального закона.
5)
при выявлении нарушения санитарного законодательства, которое
создает угрозу возникновения и распространения инфекционных
заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений),
выносить мотивированные постановления о приостановлении
до устранения такого нарушения или о запрещении в случае
невозможности его устранения:
проектирования, строительства, реконструкции, технического
перевооружения объектов и ввода их в эксплуатацию;
эксплуатации объектов, производственных цехов и участков,
помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных
средств, выполнения отдельных видов работ и оказания услуг;
разработки, производства, реализации и применения (использования)
продукции;
производства, хранения, транспортировки и реализации продовольственного
сырья, пищевых добавок, пищевых продуктов, питьевой воды
и контактирующих с ними материалов и изделий;
использования водных объектов в целях питьевого, хозяйственно
- бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха
и в лечебных целях;
ввоза на территорию Российской Федерации продукции, не
имеющей санитарно - эпидемиологического заключения о ее
соответствии санитарным правилам, или не зарегистрированных
в установленном законодательством Российской Федерации
порядке потенциально опасных для человека химических,
биологических, радиоактивных веществ, отдельных видов
продукции, отходов, товаров, грузов.
6)
при угрозе возникновения и распространения инфекционных
заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить
мотивированные постановления о:
проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации
или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными
инфекционными заболеваниями, представляющими опасность
для окружающих;
временном отстранении от работы лиц, которые являются
носите-лями возбудителей инфекционных заболеваний и могут
являться источниками распространения инфекционных заболеваний
в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;
проведении профилактических прививок гражданам или отдельным
группам граждан по эпидемическим показаниям;
введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина)
в организациях и на объектах.
7)
за нарушение санитарного законодательства выносить мотивированные
постановления о:
наложении административных взысканий в виде предупреждений
или штрафов;
направлении в правоохранительные органы материалов о нарушении
санитарного законодательства для решения вопросов о возбуждении
уголовных дел.
8)
вносить предложения:
в организации о приведении в соответствие с санитарным
законодательством принятых ими решений, приказов, распоряжений
и инструкций в части, касающейся вопросов обеспечения
санитарно - эпидемиологического благополучия населения;
в финансово - кредитные организации о приостановлении
операций юридических и физических лиц по расчетным и другим
счетам в случаях нарушения указанными лицами санитарных
правил при осуществлении ими работ по проектированию и
строительству зданий, строений, сооружений и невыполнения
постановлений о приостановлении или прекращении таких
работ;
в органы сертификации о приостановлении действия или об
изъятии сертификатов соответствия продукции, работ и услуг
в случаях установления несоответствия таких продукции,
работ, услуг санитарным правилам;
в лицензионные органы о приостановлении действия лицензий
на отдельные виды деятельности или об изъятии указанных
лицензий в случаях установления нарушения санитарных правил
при осуществлении таких видов деятельности;
работодателям о применении дисциплинарных взысканий к
работникам, допустившим нарушение санитарных правил;
индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам о
воз-мещении вреда, причиненного гражданину вследствие
допущенного ими нарушения санитарного законодательства,
а также о возмещении дополнительно понесенных расходов
органами и учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической
службы Российской Федерации на проведение мероприятий
по ликвидации инфекционных заболе-ваний и массовых неинфекционных
заболеваний (отравлений), связанных с указанным нарушением
санитарного законодательства.
Административная
ответственность за нарушение санитарных правил предусматривается
законом РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения" п.2 ст.55:
1) за нарушение санитарно - эпидемиологических требований
к жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных
помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта
- влечет предупреждение или наложение:
на граждан
- штраф: от 5 до 10 МОТ;
на индивидуальных
предпринимателей и должностных лиц - штраф: от 10
до 20 МОТ;
на юридических
лиц - штраф: от 100 до 200 МОТ;
2) за нарушение санитарно - эпидемиологических требований
к организации питания населения, продукции, ввозимой на
территорию Российской Федерации, продукции производственно
- технического назначения, химическим, биологическим веществам
и отдельным видам продукции, потенциально опасным для человека,
товарам для личных и бытовых нужд, пищевым продуктам, пищевым
добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим
с ними материалам и изделиям, новым технологиям производства
- влечет предупреждение или наложение:
на граждан
- штраф: от 10 до 15 МОТ;
на индивидуальных
предпринимателей и должностных лиц - штраф: от 20
до 30 МОТ;
на юридических
лиц - штраф: от 200 до 300 МОТ;
3) за нарушение санитарно - эпидемиологических требований
к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению
населения, атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях,
воздуху в местах постоянного или временного пребывания человека,
почвам, содержанию территорий городских, сельских поселений
и промышленных площадок, сбору, использованию, обезвреживанию,
транспортировке, хранению и захоронению отходов производства
и потребления, а также к планировке и застройке городских
и сельских поселений - влечет предупреждение или наложение:
на граждан
- штраф: от 10 до 15 МОТ;
на индивидуальных
предпринимателей и должностных лиц - штраф: от 20
до 30 МОТ;
на юридических
лиц - штраф: от 200 до 300 МОТ;
4) за нарушение санитарно - эпидемиологических требований
к условиям труда, воспитания и обучения, работы с источниками
физических факторов воздействия на человека, работы с биологическими
веществами, биологическими и микробиологическими организмами
и их токсинами - влечет предупреждение или наложение:
на индивидуальных
предпринимателей и должностных лиц - штраф: от 20
до 30 МОТ;
на юридических
лиц - штраф: от 200 до 300 МОТ;
5) за невыполнение санитарно - противоэпидемических (профилактических)
мероприятий - влечет предупреждение или наложение:
на индивидуальных
предпринимателей и должностных лиц - штраф: от 30
до 40 МОТ;
на юридических
лиц - штраф: от 300 до 400 МОТ.
Административные
взыскания налагаются постановлением должностных лиц СЭС.
Производство по делам об административных правонарушениях
(т.е. по нарушениям физических лиц) производится в порядке,
установленном КоАП РСФСР.
Для юридических лиц установлен 15-ти дневный срок на обжалование
постановления органа госсанэпиднадзора. После истечения
15 дней штраф может быть взыскан с юридического лица только
в судебном порядке (ч.3 ст.35 Конституции РФ).
ПОЛЕЗНО
ЗНАТЬ:
33.
ВНИМАНИЕ! Инспекторы органов Госсанэпиднадзора уполномочены
производить проверку по предъявлении служебного удостоверения.
То есть наличие у них направлений на проверку НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО.
34.
Из положений ст.51 и 52 видно, что Госкомсанэпиднадзор России
не передаёт другим органам полномочия по составлению протоколов
о санитарных правонарушениях. А это означает, что налагать
административные взыскания за нарушение санитарных правил
полномочны исключительно органы Госкомсанэпиднадзора.
Таким образом, налагать взыскания за такие виды правонарушений,
как, например:
просроченный гигиенический сертификат (заключение) или
его отсутствие;
нарушение правил ведения санитарной книжки или её отсутствие
полномочны исключительно органы Госкомсанэпиднадзора.
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО эти органы и никакие другие!!!
35.
Приказом Минздрава России от 20.07.1998 г. №217 "О гигиенической
оценке производства, поставки и реализации продукции и товаров",
зарегистрированным в Минюсте 01.08.1998 г. введены вместо
гигиенических сертификатов гигиенические заключения, которые
выдаются с 01.10.1998 г. Выданные ранее гигиенические сертификаты
остаются в силе, пока не истечет указанный в них срок действия.
36.
Законом РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения" п.2 ст.55 установлены различные ставки штрафных
санкции в зависимости от вида деятельности гражданина или
объединения граждан, т.е. ставки различны для граждан, для
индивидуальных предпринимателей и для юридических лиц.
На наш взгляд, такая норма противоречит ст.19 Конституции
РФ. В доказательство можно привести вывод из Определения
Конституционного Суда РФ от 1 апреля 1999 г. N 29-О "По
жалобам граждан А.И. Байдиной, В.Н. Басова, Н.С. Богатиковой
и др. на нарушение их конституционных прав положениями абзацев
третьего и пятого части первой статьи 7 закона РФ "О применении
контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов
с населением":
"В силу требований статьи 19 (часть 1) Конституции Российской
Федерации, согласно которой все равны перед законом, законодатель
в данном случае (имеются в виду разные ставки штрафов, установленные
за одно и то же правонарушение - неприменение ККМ законом
РФ "О …" и ст.146 - 5 КоАП РСФСР - ред.) не мог за одно
и то же деяние устанав-ливать неравные виды ответственности
(санкции) для предпринимателей в зависимости от того, в
какой разрешенной законом форме они осуществляют предпринимательскую
деятельность - в форме юридического лица или без образования
юридического лица, а также в зависимости от того, каким
органам предоставлено право применения этой меры ответственности".
Таким образом, установленные законом РФ "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения" ставки штрафов должны быть признаны
не подлежащими применению - недействительными. Надеемся,
что в недалеком будущем данные аргументы станут предметом
исследования Конституционного Суда РФ.
|
|
|
|
|
|
|
|
|