|
|
|
|
|
Сколько
надо платить в пенсионный фонд?
В
последнее время индивидуальные предприниматели все чаще стали
задавать вопрос о том, сколько же надо в действительности
платить в Пенсионный фонд по страховым взносам. В особенности,
каковы были реальные ставки в 1997, 1998 годах? И насколько
сегодняшние ставки соответствуют нормам Конститции РФ и действующего
законодательства?
В 1997 году законодатель увеличил ставку страхового взноса
в ПФ РФ с 5% от дохода индивидуального предпринимателя до
28%. Данное обстоятельство породило волну возмущения большинства
физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица.
В результате обращения в Конституционный Суд РФ ряда инициативных
граждан по вопросу соответствия конституционным нормам ставки
отчислений в ПФ, равной 28% от дохода и действо-вавшей в 1997
и 1998 годах, было принято Постановление от …. № 7-П, в котором
данная ставка признанна завышенной и не подле-жащей применению.
Кроме того Конституционный Суд обязал законодателей пересмотреть
эту ставку в соответствии с требованиями Конституции РФ.
И, действительно, законодатель пересмотрел ставку отчислений
в Пенсионный Фонд РФ для индивидуальных предпринимателей и
снизил ее до 20.6% от дохода.
Однако, на взгляд огромного количества предпринимателей, не
учел всех требований, изложенных в Постановлении Конституционного
Суда РФ.
В результате в средствах массовой информации появился ряд
статей, призывающих индивидуальных предпринимателей активно
отстаивать свои права и обращаться в Конституционный Суд РФ.
Так, в частности, в газете "Известия" в мае 1999г. в публикации
под названием "Все в конституционный суд" был приведен образец
жалобы, которую может подать любой самозанятый гражданин РФ.
Полагаем, что данная попытка журналистов весьма удачна, и,
в связи с этим, спешим привести полный текст данного документа.
Газета "ИЗВЕСТИЯ", май 1999 г. Текст изложен с изменениями
и дополнениями.
Конституционный
суд Российской Федерации
103132,
г. Москва, ул. Ильинка, д.21
Заявитель
жалобы: (Фамилия, имя, отчество, адвокат,
нотариус, инди-видуальный предприниматель и т.д., зарегистрированное
место жительст-ва).
Орган, издавший акт подлежащий проверке:
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации, 103265, г. Москва, ул. Охотный ряд, д.1.
Закон, подлежащий проверке: Федеральный
Закон от 18 декабря 1998г. "О тарифах страховых взносов
в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального
страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости
населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского
страхования на 1999год" принят Государственной Думы 18.декабря
98г. одобрен Советом Федерации 24 декабря 98г., подписан
Президентом Российской Федерации 04 января 1999г., опубликован
06 января 1999года.
ЖАЛОБА
О
нарушении конституционных прав гражданина Российской Федерации
( Ф.И.О.).
В соответствии со статьями 2,15,17,18,33,45,46,125 Конституции
Российской Федерации и статьями 86,96,97 Федерального
Конституцион-ного Закона "О Конституционном суде Российской
Федерации" прошу принять к рассмотрению жалобу на нарушение
моих конституционных прав пунктом б) статьи 1 и статьей
4 Федерального Закона от 18 декабря 1998 года "О тарифах
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации,
фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный
фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды
обязательного медицинского страхования на 1999 года".
Данная жалоба является допустимой, так как оспариваемый
закон подлежит безусловному применению в отношении всех
категорий граж-дан, уплачивающих страховые взносы.
18 декабря 1998 года Государственной Думой Федерального
Собрания РФ был принят Федеральный закон от 18 декабря
1998 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд
Российской Федерации, фонд социального страхования Российской
Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской
Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования
на 1999 год" Закон одобрен Советом Федерации Федерального
Собрания РФ 24 декабря 1998 года, подписан Президентом
РФ 4 января 1999 г. и опубликован 6 января 1999 года в
"Российской газете".
Признается необходимость выполнения конституционной обязанности
по уплатите установленных законом налогов и сборов, считаю,
что обжалуемый Федеральный Закон является фискально-дискриминационным,
нарушает мои конституционные права и не соответствует
статьям 2,6,7,8, 15,17,18,19, 35,37,39,54,56,57 Конституции
Российской Федерации.
1. Установив в обжалуемом Федеральном законе для индивидуальных
предпринимателей, частных детективов, занимающихся частной
практикой нотариусов, родовых, семейных общин коренных
малочислен-ных народов Севера, крестьянских (фермерских)
хозяйств, именуемых далее в тексте настоящей жалобы "самозанятые
граждане", на 1999 год тариф страховых взносов в Пенсионный
Фонд РФ в размере 20,6 % заработка дохода и увеличив его
в четыре раза по сравнению с ранее действовавшим тарифам
законодатель нарушил принцип равенства граждан перед законом
и принцип соразмерности ограничения прав и свобод граждан
конституционно значимым интересам и целям, установленным
в Конституции РФ.
Равное право на трудовую пенсию для разных категорий плательщиков
страховых взносов нарушается существенно несоразмерными
отчислениями на ее финансирование: при прочих равных условиях
и примерно одинаково в будущем трудовых пенсиях самозанятые
граждане обязаны уплачивать в Пенсионный Фонд Российской
Федерации значительно большую часть своего дохода, чем
платят наемные работники.
С учетом изложенного оспариваемый тариф страховых взносов
приводит к такому изъятию доходов, что оно становится
не столько финансированием трудовых пенсий, сколько необоснованным
лишением части законно заработанного.
Изложенное соответствует Постановлению Конституционного
суда РФ от 24 февраля 1998г. по делу о проверке конституционности
отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от
05 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный
фонд Российской Федерации, фонд социального страхования
Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения
Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского
страхования на 1997 год".
2. В качестве налогоплательщика я уплачиваю подоходный
налог с физического лица в размере 35 процентов от моей
деятельности. Обжа-луемый Федеральный закон обязывает
меня уплачивать 20,6 процента дохода в Пенсионный фонд
Российской Федерации и 3,6 процента от доходов в фонд
обязательного медицинского страхования.
Таким образом, совокупное налогообложение в отношении
меня составляет 59,2 процента. Очевидно, что подобный
размер налогового бремени является несоразмерным, во много
раз превышает размер соот-ветствующих налогов, уплачиваемых
гражданами иных профессий, в том числе гражданами, работающими
по найму. В силу изложенного обжалуемый Федеральный закон
является дискриминационным по профессиональному признаку.
3. Обжалуемый Федеральный закон в статье 4 возложил на
самозанятых граждан обязанность по уплате 3,6 процента
доходов в фонд обязательного медицинского страхования.
Данная норма нарушает Конституцию РФ и Гражданский кодекс
РФ. В соответствии с частью 2 статьи 935 Гражданского
кодекса РФ обязанность страховать свою жизнь или здоровье
не может быть возложена на гражданина по закону. в соответствии
с частью 2 статьи 55 Конституции РФ в Российской Федерации
не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие
права и свободы человека и гражданина.
4. Содержание обжалуемого Федерального закона противоречит
общей тенденции изменении фискальной политике Российского
государства, снижение налогового бремени и нарушает Налоговый
кодекс Рос-сийской Федерации. В соответствии со статьей
3 Налогового кодекса РФ, конституирующей основные начала
законодательства о налогах и сборах, базисными являются
следующие принципы налогового законодательства:
- законодательство о налогах и сборах основывается на
признании все-общности и равенства налогообложения;
- налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер
и раз-лично применяются исходя из политических, идеологических,
этниче-ских, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками;
- не допускается установление дифференцированных ставок
налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы
собственности;
- все неустранимые сомнения, противоречия и неясности
актов законо-дательства о налогах и сборах толкуется в
пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
5. Более того, законодателем был принят Федеральный закон
"О едином налоге на вмененный доход для определенных видов
деятельности, осуществляемых субъектами малого предпринимательства",
в котором были введены средние ставки отчислений во внебюджетные
фонды.
Данные ставки были рассчитаны в соответствии с законодательством
Российской Федерации и удовлетворяют необходимым требованиям
и прогнозируемым ожидаемым результатам.
В соответствии с п.1 ст.5 ФЗ "О едином налоге на вмененный
доход для определенных видов деятельности, осуществляемых
субъектами малого предпринимательства" ставка единого
налога на вмененный доход составляет 20%. Таким образом,
законодатель считает целесообразным, что совокупность
отчислений в бюджет и внебюджетные фонды должна составлять
20% в год от получаемого субъектом предпринимательской
деятельности дохода.
В то же время, пунктом 2 ст.7 данного закона установлено,
что из суммы единого налога запланированы отчисления во
внебюджетные фонды в размере 25% от суммы единого налога.
А отчисления в Пенсионный Фонд Российской Федерации установлены
отчисления в размере 18.350% от суммы отчислений во внебюджетные
фонды.
Таким образом, законодатель установил целесообразными
размер отчисления в Пенсионный Фонд Российской Федерации
в размере 0.9175% от суммы дохода, исходя из:
- сумма годового дохода - 100% (1.0).
- сумма единого налога - 20% (0.2) от суммы годового дохода;
- сумма отчислений во внебюджетные фонды - 25% (0.25)
от суммы еди-ного налога, или 0.2 х 0.25 = 0.05, т.е.
5% от суммы годового дохода;
- сумма отчислений в ПФ РФ - 18.350% (0.18350) из 25%(0.25),
т.е. 18.35/25= 0.734 (73.4% от всей суммы отчислений во
внебюджетные фон-ды), т.е. 5% х 0.734 = 3.67% от суммы
годового дохода.
Следовательно, можно сделать вывод о несоразмерности установленной
ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской
Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации,
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации
и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999год"
ставки отчислений в Пенсионный Фонд РФ в размере 20.6%
от дохода для самозанятых граждан, не перешедших на уплату
единого налога на вмененный доход, ставке отчислений в
ПФ РФ, установленной ФЗ "О едином налоге на вмененный
доход для определенных видов деятельности, осуществляемых
субъектами малого предпринимательства", в размере 3.67%.
С учетом изложенного в соответствии с пунктом 6 статьи
125 Конституции РФ, пунктом 2 части первой статьи 100
Федерального кон-ституционного закона "О Конституционном
Суде Российской Федерации" прошу Конституционный Суд Российской
Федерации признать пункт б) статьи 1 и статью 4 Федерального
закона от 18 декабря 1998 года "О тарифах страховых взносов
в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации, Государственный фонд
медицинского страхования на 1999 год" не соответствующими
Конституции Российской Федерации.
В соответствии с частью третьей статьи 42 Федерального
конституционного закона "О Конституционном суде Российской
Федерации" в связи с очевидным массовым нарушением обжалуемым
Федеральным законом прав граждан РФ (высшей конституционной
ценности) прошу Конституционный Суд РФ обратиться к Государственной
Думе, Совету Федерации, Президенту РФ, Правительству РФ
и Пенсионному фонду РФ с предложением о приостановлении
действия пункта б) статьи 1 и статьи 4 Федерального закона
от 18 декабря 1998 года "О тарифах страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации, Государственный фонд
занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного
медицинского страхования на 1999 год" до завершения рассмотрения
настоящей жалобы в Конституционном Суде РФ.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
1.
Текст Федерального закона.
2. Квитанция об оплате госпошлины. Получатель: ИНН 7705026272
Отделение Федерального Казначейства по ЦАО г.Москвы. Расчетный
счет 40102810400000990010 Отделения №1 ГУ ЦБ РФ по г.Москве.
БИК 044583001. Назначение платежа: госпошлина перечисляется
в федеральный бюджет. Код 10701.
Все
документы (и их копии) направляются в Конституционный
Суд РФ в 3-х экземплярах.
Кроме
того, следует иметь в виду, что в марте 1999 г. был принят
еще один закон РФ такого же сомнительного характера -
это ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О тарифах
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации,
Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный
фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды
обязательного медицинского страхования на 1998 год".
Данный закон принят Госдумой 10.03.99 г., одобрен Советом
Федерации 17.03.99 г., подписан Президентом РФ 30.03.99
г. №59-ФЗ. В данном нормативном акте налогоплательщикам
вменяется в обязанность заплатить "задним числом" (за
1997 и 1998 годы) страховые взносы в ПФ РФ в размере 20.6%
от дохода.
На наш взгляд, данный закон мог бы также явиться предметом
исследования в Конституционном Суде РФ.
|
|
|
|
|
|
|
|
|