Проверка Госторгинспекцией

Одним из органов контроля, с которым часто приходится сталкиваться предпринимателям, является Госторгинспекция. На наш взгляд, правовой статус данного органа в настоящее время вызывает многочисленные сомнения по поводу соответствия его Конституции РФ. Посудите сами: в настоящее время Госторгин-спекция основывает свою деятельность в соответствии с Положе-нием о Госторгинспекции, утвержденным постановлением Прави-тельства РФ от 27 мая 1993 г. № 501 с соответствующими измене-ниями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 9 апре-ля 1999 г. № 399 и ей предоставлены в соответствии с пунктом 7 Положения следующие права:
"... а) осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговых и промышленных предприятиях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности ...
б) производить контрольные покупки товаров с целью определения правильности расчётов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследования их качества;
в) осуществлять контроль за наличием у продавца, изготовителя сертификата на реализуемые товары и соответствия их требованиям конкретного стандарта или другого нормативного документа;
г) давать заключение по просьбе продавца, потребителя о качестве сертифицированных товаров, вызывающих сомнение в части их соответствия стандарту;
д) получать от ... предприятий ... граждан документацию, характеризующую качество продукции, данные о производителе (поставщике) товаров, а также другие материалы, необходимые для выполнения функций, возложенных на Госторгинспекцию;
е) составлять акты и давать обязательные к исполнению продавцом, изготовителем предписания;
ж) передавать материалы в следственные органы;
з) выступать стороной в органах суда, арбитражного суда;
и) выносить решения о применении в установленном порядке штрафных санкций к ... продавцу за реализацию товаров ..., произведённых с отступлением от требований стандартов, а также за нарушение дисципли-ны цен при реализации товаров.

8. Продавец, изготовитель обязаны давать объяснения, связанные с результатами проверок, принимать меры по устранению вскрытых нарушений и сообщать об этом в установленные сроки соответствующим управлениям Госторгинспекции".

Таким образом, полномочия Госторгинспекции предоставлены Правительством РФ. Однако Правительство наделяет Госторгинспекцию, например, такими правами, как:

беспрепятственно входить в проверяемые помещения любой формы собственности, т.е. принудительно ограничивать права собственника (пользователя) помещения;
изымать товар на проверку, т.е. принудительно отчуждать товар у собственника товара, а, следовательно, ограничивать права собственника;
давать обязательные к исполнению предписания, т.е. принудительно навязывать свою волю лицам, в том числе и гражданам, чем ограничивать их конституционные права.

В соответствии со ст.55 Конституции РФ такого рода правами контролирующие органы могут быть наделены исключительно на основании федерального закона. Таким образом, можно сделать вывод, что наделив данными правами Госторгинспекцию, Прави-тельство РФ превысило свои полномочия.
К сожалению, право на обращение в Конституционный Суд РФ о соответствии нормативных актов Правительства РФ Конституции РФ имеют в соответствии со ст.84 закона РФ "О Конституционном суде Российской Федерации" исключительно Президент РФ, Совет Федерации РФ, Госдума РФ, Правительство РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов федерации. То есть ни простые граждане, ни общественные организации с данным запросом в Конституционный суд непосредственно обратиться НЕ ИМЕЮТ ПОЛНОМОЧИЙ.
Астраханское областное общество защиты прав налогоплательщиков в 1998 году пыталось инициировать запрос в Конституционный суд о соответствии некоторых пунктов Положения о Гос-торгинспекции Конституции РФ через законодательный орган Астраханской области - Областное Представительное Собрание. Однако, безрезультатно.
Надеемся, что, возможно, кому-либо из читателей удастся инициировать соответствующий запрос в Конституционный Суд РФ через лиц, указанных в ст.84 закона РФ "О Конституционном суде РФ". На наш взгляд, данный запрос необходим, ибо речь идет об ограничении конституционных прав граждан.

Органы Госторгинспекции полномочны на основании ст.224 -6 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания при следующих видах правонарушений:

нарушение правил торговли (ст.146 КоАП), штраф: от 3 до 25 МОТ;
незаконная торговля товарами (иными предметами), свободная реализация которых запрещена или ограничена (ст.146 - 3 КоАП), штраф: от 3-х до 100 МОТ;
продажа товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил (ст.146 - 4 КоАП), штраф: от 3 до 25 МОТ;
продажа товаров без документов (в т.ч. и без применения ККМ) (ст.146 - 5 КоАП), штраф: от 50 до 100 МОТ;
нарушение государственной дисциплины цен (ст.146 - 6 КоАП), штраф: от 50 до 100 МОТ;
обман потребителей в небольшом размере (ст.150 - 3 КоАП), штраф: от 1 до 30 МОТ;
нарушение порядка занятия кустарно-ремесленными промыслами и другой индивидуальной трудовой деятельностью (ст.156 КоАП), штраф: от 50 до 100 руб. с конфискацией продукции и орудий про-изводства или без таковой.

Помните, что работники Госторгинспекции в процессе проверки составляют акты, которые не являются решением. Решение по акту принимает руководитель.


ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:

25. При проведении проверок представители Госторгинспекции должны иметь направление на проверку с регистрационным номером и указанием объекта проверки, а также вопросов, подлежащих проверке. Следовательно, если представитель Госторгин-спекции не имеет направление на проверку, то он не уполномочен её производить.

26. Следует уделить особое внимание понятию "НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ТОРГОВЛИ". Госторгинспекция очень часто привлекает лиц к ответственности именно за нарушение правил торговли, т.е. в соответствии со ст.146 КоАП. Однако Кодексом об административных правонарушениях предусмотрено лишь наказание за нарушение федеральных правил торовли.
Дело в том, что правила торговли имеют право принимать только Федеральные органы власти (за исключением правил торговли на колхозных рынках) на основании ст.6 "Полномочия местных советов народных депутатов и их исполнительных комитетов в области административных правонарушений" Кодекса об административных правонарушениях. Никакие иные органы власти: ни краевые, ни областные, ни городские не уполномочены принимать собственные правила торговли. Следовательно, наказание за нарушение незаконно принятых правил торговли является незаконным и может быть обжаловано в суде. Помните об этом!
В доказательство можно привести выдержку из решения Советского районного суда г.Астрахани по жалобе Пономарева В.В. на неправомерные действия административной комиссии по торговле, общественного питания и бытовому обслуживанию населения г.Астрахани от 24 октября 1997 г.:
"… В силу ст.6 КоАП РСФСР муниципальные органы власти и управления не имеют права на принятие Правил торговли… суд считает необходимым признать Правила торговли (г.Астрахани - ред.) принятыми с нарушением полномочий, установленным КоАП РСФСР и не подлежа-щими применению".

27. Особое внимание следует уделить полномочиям Госторгинспекции давать правовую оценку и налагать взыскания в соответ-ствии со ст.146 - 4 КоАП "Продажа товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных норм". Дело в том, что Госторгинспекция обладает в данной ситуации только теми полномочиями, которые не являются исключительной компетенцией других контролирующих органов.
Так, например, давать правовую оценку и наказывать за санитарные правонарушения (неправильное ведение санитарной книжки, её отсутствие и т.п.) - это исключительная компетенция органов Госкомсанэпиднадзора (подробнее см. "Проверка органами Госкомсанэпиднадзора"). А, например, давать правовую оценку и наказывать за правонарушения, связанные с нарушениями правил государственных стандартов, правил обязательной сертификации (просроченные сертификаты, их отсутствие и т.п.) - это исключительная компетенция органов Госстандарта (подробнее см. "Проверка органами Госстандарта").
В настоящее время какие-либо документы, свидетельствующие о том, что органы Госстандарта или Госкомсанэпиднадзора делегировали Госторгинспекций часть своих полномочий, отсутствуют. Таким образом, давать правовую оценку и налагать административные взыскания (штрафы) в соответствии со ст.146 - 4 КоАП, например, за такие правонарушения, как:

просроченные сертификаты, их отсутствие;
за нарушения правил ведения санитарной книжки, её отсутствие

Госторгинспекция НЕ УПОЛНОМОЧЕНА, а, следовательно, НЕ ИМЕЕТ ПРАВА.

28. Особое внимание надо уделить понятию "КОНТРОЛЬНАЯ ЗАКУПКА". Хотя этим правом вроде бы наделены такие органы, как милиция и Госторгинспекция, но, фактически, в настоящее время они такое право утратили, в связи с ресурсным не обеспечением данного права. Говоря проще, введением в действие нового Граж-данского Кодекса РФ был упразднен механизм "списания" денежных средств, выдаваемых для осуществления контрольной закупки. Следовательно, деньги проверяющим для совершения контрольной закупки больше в органах не выдают (за исключением Госстандарта), т.к. нет законных оснований. А закупать с целью контроля на свои кровные - не предусмотрено законодательством.
В результате получается следующее. Даже если контролирующие (кроме Госстандарта) органы произвели закупку товара и обозвали ее "контрольной", то деньги назад по их требованию продавец имеет права не отдавать, т.к. в соответствии с Законом "О защите прав потребителей" возврат денег продавцом может быть осуществлён только на основании того, что проданный товар был некачественный (да и то не во всех случаях).
Поэтому, если у вас, скажем, сотрудник Госторгинспекции произвел так называемую "контрольную закупку" за счет собственных средств, и при этом проданный ему товар оказался качественным, то вы вправе не возвращать инспектору деньги за совершенную покупку.
Правом контрольной закупки в настоящее время наделён только один орган - Госстандарт (см. подробнее в разделе "Проверка органами Госстандарта").Кроме того, следует заметить, что и другие положения уже устарели, но работники Госторгинспекции продолжают ссылаться на них. Здесь вам может помочь только квалифицированный адвокат или юрист.

 
 
 

Введение

К Вам подошли с проверкой

Проверка органами милиции

Проверка налоговой инспекцией

Проверка налоговой полицией

Проверка Госторгинспекцией

Проверка органами местного самоуправления

Проверка Обществом защиты прав потребителей

Проверка органами Санэпидемнадзора

Проверка органами Госстандарта

Вас неправомерно оштрафовали, что делать?

У вас изъяли товар, что делать?

Вас вызывают к следователю, как себя вести?

Сколько надо платить в пенсионный фонд?

Единый налог - благо или...?

Примеры исковых заявлений