Яблоко России

УЧРЕДИТЕЛЬ: ОБЪЕДИНЕНИЕ ЯБЛОКО
Газета зарегистрирована в Комитете РФ по печати. Рег.свидетельство № 015576
Гл. редактор С.М.Кочеров. Пишите: 117839, г.Москва, ГСП-7, ул.Обручева, д.34/63.
Звоните: тел/факс (095) 429-55-90. E-mail: npaper@yabloko.ru


ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА ОБЪЕДИНЕНИЯ "ЯБЛОКО" "Яблоко России" № 29 (63) 21 августа 1999 года

БЫТИЕ (7 страница)

  • Сергей Кабанов, г. Рязань. Высоко сижу, далеко гляжу.
  • Светлана Епифанова, г. Северодвинск Архангельской области. Пристань у стен монастыря.
  • Татьяна Плешакова. Растем, как грибы.
  • Пермь. Разрыв цепи.
  • Вадим Костин. Рязань. Разгромлен лагерь протеста.
  • Высоко сижу, далеко гляжу

    Горожане, которые любят гулять по выходным на территории Рязанского кремля, теперь могут заодно полюбоваться видами родного города с высоты птичьего полета. На самом высоком сооружении музея-заповедника - колокольне - открылась смотровая площадка. 50 метров вверх по ступеням - и вы на седьмом небе от счастья. Стоимость "экологически чистого" удовольствия для взрослых - 10 рублей, для школьников - 5. Деньги идут на реставрацию и содержание архитектурного комплекса. Как видите, каждому из нас по силам стать меценатом.

    Сергей Кабанов
    г. Рязань


    Истфакт

    Пристань у стен монастыря

    7

    Первое летописное упоминание о Николо-Карельском монастыре относится к 1419 году и связано с печальным событием - нападением скандинавов на беломорские берега: "Николаевский Корельский монастырь Мурмане пришедши в числе 600 войною с моря в бусах и шнеках в 1419 году пожгли и чернцов посекли".

    Большинство исследователей считает, что годом основания монастыря следует считать 1410, а его основателем - "преподобного Евфимия", о котором известно, что он жил среди "корельских детей" на Летнем (южном) берегу Белого моря и "просвещал" их, то есть обращал в христианство. Свое главное и первое название монастырь получил в честь Святого Николая, считавшегося покровителем всех мореходов, охотников и рыбаков. В результате нападения монастырь был совершено разорен и долгое время оставался заброшенным. Восстановление Николо-Карельского монастыря связывают с именем Марфы Борецкой, вдовы новгородского посадника Исаака Борецкого. Согласно народным преданиям и церковным документам, в 1471 году Марфа послала своих младших сыновей Антона и Феликса для осмотра обширных беломорских владений семьи. При подходе к устью Северной Двины братья погибли в море, и лишь на двенадцатые сутки их тела были выброшены на берег как раз в месте заброшенного монастыря. Они были здесь же и погребены, и "на гробах детей своих" Марфа повелела поставить монастырь с церковью.

    Лежавший напротив Николо-Карельского монастыря остров, расположенный между Пудожемским и Никольским устьями Северной Двины, по документам известен с 1501 года. Этот остров, относящийся к числу древнейших новгородских владений, в описаниях и на картах XVI-XVII веков назывался по-разному: Ягры, Ягорский остров, Агры - Большие или Никольские. Начиная с первых поселенцев, занятия и быт жителей беломорских берегов были тесно связаны с морем. Еще с XII века закрепилось за ними наименование "поморы", а весь район поселений стал называться Поморьем. Все поморские монастыри имели "корабельные пристанища". Пристань Николо-Карельского монастыря могла принять несколько судов одновременно.

    Поморы Летнего Берега, особенно монастырские промышленники, совершали плавания к Кольскому побережью Белого моря, в Баренцево море ("Студенец"). В XVII веке началось освоение Новой Земли. Фигура "моряка в рясе" - монаха или монастырского служителя, которая так удивляла иностранцев, начиная с середины XVI века, когда начались плавания английских, а затем французских и голландских судов в Белое море, была обычной для того времени. Когда в конце XV века развернулась борьба Руси со Швецией за Прибалтику и плавание по Балтийскому морю стало небезопасным, московские послы стали пользоваться другим морским путем в Западную Европу - беломорским. Морская дорога от устья Двины по Белому морю, далее на Запад и обратно сделалась обычной для русских дипломатов и датских послов. Наиболее часто посещался московскими гостями Николо-Карельский монастырь. Именно от его пристании обычно и начиналось долгое и опасное плавание.

    24 августа 1553 года в бухте посада Ненокса бросил якорь невиданно большой корабль. "Эдуард Бонавентура" под командованием Ричарда Ченслера принадлежал торговому флоту Англии и был одним из трех крупных судов, снаряженных в экспедицию "для открытия неизвестных и до этого обычно не посещаемых морским путем стран, областей, островов, владений и княжеств". Первым местом, которое посетили англичане после Неноксы, был Николо-Карельский монастырь.

    Ченслер обнаружил напротив монастыря удобную стоянку и назвал ее "Рейдом Святого Николая". Впоследствии это название распространилось на всю Двинскую губу, и даже Белое море на английских картах того времени называлось "Заливом Святого Николая". Ченслер побывал в Москве, встретился с царем Иваном IV и увез с собой грамоту царя о дозволении английским купцам вести свободную торговлю с Россией. Для якорной стоянки англичане выбрали знакомое им место вблизи острова Ягры, напротив Николо-Карельского монастыря. Так было положено начало гавани, ставшей вплоть до основания Архангельска главным портом Росcии. На острове была сооружена пристань, построены склады для товаров и жилой дом. Здесь протекал ручей с пресной водой, недалеко рос сосновый и березовый лес, было множество цветов "дамасценов и красных роз, фиалок и дикого розмарина", как писали англичане. Поэтому они назвали Ягры Розовым островом (Rose Island), это название встречается во всех документах той эпохи. В 1584 году был основан Архангельск. По мере развития нового порта приход иностранных судов к Никольскому устью постепенно сокращался, и вскоре мало что здесь напоминало оживленную гавань прошлых лет.

    В начале августа 1618 года в устье вновь объявились гости. Вышел к Яграм и встал там на якорь английский корабль "Диана". На берег сошел неутомимый собиратель образцов растительного и животного мира Джон Традескант, основатель первого в Англии музея естественной истории. Ведя ботанические наблюдения, ученый поразился обилию росших здесь диких роз (шиповника). По его выражению, "ими покрыто около 5 или 6 английских акров" (2-2,5 га). Традескант выкопал несколько кустов шиповника и увез их в Лондонский ботанический сад. Еще в 1656 году шиповник с "Розового острова" значился в каталоге этого сада под названием "Роза Московита".

    В царствование Михаила Федоровича на острове Ягры обосновались стрелецкие караулы, охранявшие подходы к Архангельску "от прихода неприятельских судов", а с петровских времен остров стал стал рассматриваться не просто как место передового караула, а как одна из ключевых точек в системе обороны Архангельска. В конце XVIII века здесь были построены два редута, которые долгое время находились в постоянной боевой готовности. Масштабы военных приготовлений 1807-1810 годов превзошли все, бывшее ранее. Гарнизоны усилили пушками, мушкетерскими полками, военным флотом. Но противник не предпринял экпедиции к Архангельску, и вскоре укрепления были упразднены за ненадобностью, а также по причине обмеления Никольского и Пудожемского устьев, ими охраняемых.

    Со второго десятилетия XIX века Ягорский остров опустел. Изредка навещали его рыбаки, имевшие на берегу временные избушки. Разрушаемые дождями и ветрами валы редутов стали обрастать легендами. П.Богословский в 1849 году в путевых заметках писал: "край этот исполнен памяти о Петре Великом: везде, на всем запечатлено его имя; так, например, если бы вам вздумалось осмотреть уцелевшие остатки укрепления на острове Ягры..., то проводник ваш, крестьянин, непременно скажет вам, что "это строил сам царь Петр".

    В годы Крымской войны, когда английская эскадра стала угрожать Архангельску и бомбардировала Соловецкий монастырь, вспомнили о старых укреплениях. Но за тридцать лет лет они так разрушились, что восстановить их было невозможно. С тех пор название острова больше не упоминалось на страницах истории. Первый, более чем четырехвековой, период его бурной жизни прошел, а до второго было почти сто лет...

    В 1929 году в заброшенном Николо-Карельском монастыре несколько десятков крестьян из деревни Вагино образовали коммуну "Искра". Наладили совместное хозяйство, оборудовали для жилья бывшую монастырскую гостиницу. А когда в июле 1936 года на острове появились первые строители нового города, начальник стройки И.К.Кирилкин предложил членам коммуны работу. И многие согласились. Их семьи до сих пор живут в Северодвинске, храня память о старожилах этих мест - коммунарах.

    ...Летний берег Беломорья, Притихший, завороженный белой ночью, дремлет город. Его улицы могут рассказать о себе, как страницы книги.

    Светлана Епифанова
    г. Северодвинск Архангельской области


    Растем, как грибы

    С нынешнего лета клубы ЮНЕСКО в Перми начали расти, как грибы.В начале августа в микрорайоне Садовый в Институте экологии и безопасности при содействии местного "Яблока" состоялась учредительная конференция Пермского регионального молодежного экологического центра - еще одного клуба ЮНЕСКО "Семицветье"(это уже шестой по счету клуб ЮНЕСКО, созданный в Перми с конца весны - начала лета). Выбор такого названия не случаен: в мире существует семь цветов радуги, семь дней недели, в "Семицветье" тоже открывается семь клубов по интересам, объединенных общей темой - экологией.

    У клубов пока еще нет названий. Выбраны только направления работы: экология семьи (в этом клубе будут работать юристы, психологи, педагоги), экология души (объединение творческих инициативных личностей : художников, музыкантов, любителей танцев), экология тела (ориентация на физическое развитие и спортивную подготовку по различным видам спорта), экология леса (развитие туризма, воспитание любви к родному краю и изучению его истрии), экология воздуха (контроль за экологическим фоном микрорайона, района, города, составление экологических карт), экология воды (выявление аномальных явлений в водоснабжении, ориентация молодежи на очистку и охрану родников, берегов рек), экология питания (установка на развитие садоводчества и производство экологически чистых продуктов питания).

    Начато и первое практическое дело в одном из новых клубов: на Садовом "высадился" "десант" для составления экологической карты, на которой будут отмечены все гаражи, автостоянки и другие негативные, с точки зрения экологии, объекты.

    Татьяна Плешакова


    Пермь

    Разрыв цепи

    Экзотическую акцию провели нынешним летом в Перми представители радикальной международной экологической организации "Хранители радуги": два ее члена приковали себя цепями к ручкам входных дверей здания областной администрации, так что в течение часа никто не мог ни войти в здание, ни выйти из него.

    В конце концов властям пришлось вызвать местную службу спасения 118, которая "освободила" протестующих от цепей, но тут же милиция, буквально взяв виновников нарушения общественного порядка за руки и за ноги, увезла на своей машине.

    "Хранители радуги" - организация, родственная "Гринпису" и также широко известная в мире. Она следит за всеми "горячими" с экологической точки зрения точками и помогает местным экологам решать актуальные проблемы. Пермь, в которой планировалось строительство стенда по утилизации ракетного топлива, давно притягивала внимание "Хранителей радуги". Особенно этот интерес обострился, когда намеченный на декабрь 1997 года городской референдум был неожиданно отменен. Потом в печати прошли сообщения, что на правительственном уровне принято решение о переносе строительства стенда в город Воткинск. Однако на проведенном в январе нынешнего года референдуме в Воткинске было принято решение отказать правительству в месте для размещения стенда. А воля народа - это высшее волеизъявление, его не отменишь никаким судом. Поэтому неудивительно, что где-то в высоких кабинетах невидимые стрелки были снова переведены на Пермь. Данные эти неофициальные, неподтвержденные, да и кто в наше время будет подтверждать их официально? Не дожидаясь чиновничьих бумаг, "Хранители радуги" начали действовать. Они совместно с пермскими экологами провели митинг, пресс-конференцию, на которой потребовали у производственников, ратующих за строительство стенда, и представителей власти официальных документов по данной проблеме. Поскольку обещанные документы не были представлены, двое "радуговцев" решились на радикальную акцию протеста. В конце концов они добились желаемого: к проблеме было привлечено общественное внимание, пресса уделило ей и эфирное время, и газетное пространство.

    После отъезда "Хранителей радуги" волнения по поводу возобновления строительства злополучного стенда улеглись. Но это опасное спокойствие. Ведь если промышленники с их узковедомственными интересами победят, то Пермь станет одной из самых опасных точек на планете, поскольку сюда повезут для утилизации ракеты со всего мира. Вот почему местные экологи готовятся к проведению новых противостендовых акций. Их решили поддержать и пермские "яблочники".


    Рязань

    Разгромлен лагерь протеста

    На лагерь протеста экологической организации "Хранители Радуги" в г.Касимове Рязанской области совершено нападение.

    Нападающие избили экологических активистов, похитили документы, вещи, применив превосходящую силу, загрузили активистов в машины и, вывезя за несколько десятков километров, выбросили. Лагерь уничтожен бульдозером. Среди нападавших, по предположениям "Хранителей", были люди фирмы "Кротберс" ("Росконтакт").

    Настоящий лагерь протеста начал работу 23 июня 1999 года. Выдвинуто требование остановить работу предприятия "Росконтакт", являющегося филиалом фирмы "Кротберс" (президент фирмы Сучкова Н.С.). На предприятии самовольно установлены печи по выплавке драгметаллов из отходов радиоэлектронного лома. Производство установлено с многочисленными нарушениями природохранного законодательства и ведется с нарушениями экологических нормативов. Производством наносится существенный экологический вред окружающей среде, людям, сельскому хозяйству. Уже более года экологическими движениями и гражданами Касимова, Рязани, Москвы ведется эта акция в защиту природы Мещеры и центра России. Похоже, нарушители природоохранного законодательства перешли в прямое наступление на экологических активистов.

    По факту разгрома лагеря протеста "Хранители Радуги" обратились в Генеральную Прокуратуру, к Председателю Госкомэкологии России В.И.Данилову-Данильяну, председателю Комитета по экологии Государственной Думы РФ Т.В.Злотниковой.

    Вадим Костин