Законотворчество
Нас спасет социальное страхование
Интервью с депутатом Госдумы, членом Комитета по труду и социальной политике Александром Кузнецовым
|
|
- Александр Владимирович, чем вызвана необходимость принятия Закона "О Фонде социального страхования Российской Федерации", разработкой которого Вы непосредственно занимались?
- До настоящего времени Фонд социального страхования - единственный из всех государственных внебюджетных фондов, который не имеет законодательной базы, определяющей его статус и направления деятельности. А это неправильно. Ибо пока нет соответствующего закона, на местах каждый чиновник в любой момент может "менять правила игры". Этого допускать нельзя...
|
- Расскажите читателям нашей газеты о том, чем занимается Фонд социального страхования? Быть может, не все знают о его значимости для повседневной жизни российских граждан.
- Фонд социального страхования Российской Федерации обеспечивает гарантированные государством права работающих граждан на различные пособия: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им полуторагодовалого возраста, на погребение усопших и другие виды пособий. Из этого Фонда выделяются средства для оплаты путевок на санаторно-курортное лечение и отдых для трудящихся и их детей (в том числе на лечебное и диетическое питание). Фонд частично поддерживает содержание санаториев и профилакториев, детских оздоровительных лагерей, детских и юношеских спортивных школ и т.п. Он также производит и другие виды выплат в соответствии с Законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", который был принят в июле прошлого года.
- Извините, а как же тогда Фонд социального страхования функционировал раньше и ныне функционирует, не имея надлежащей законодательной базы?
- Деятельность Фонда пока регулируется указами Президента от августа 1992 года "О Фонде социального страхования Российской Федерации" и "Об управлении государственным социальным страхованием", вступившим в силу в октябре 1993 года. Существуют и другие документы, регулирующие деятельность Фонда. Например, соответствующее постановление Правительства РФ от октября 1993 года и Положение о Фонде социального страхования РФ, утвержденное постановлением Правительства в феврале 1994 года. Стоит ли говорить о том, что данные указы Президента страны касаются только управления Фондом социального страхования и лишь в общей форме определяют его правовой статус. Основные вопросы деятельности Фонда, определяющие его задачи, включая источники образования и направления расходования средств, а также взаимоотношения исполнительных органов Фонда с другими субъектами страхования, регулируются Положением о Фонде социального страхования, то есть подзаконным нормативным актом. Поэтому так остро нужен закон о Фонде. Фонд должен функционировать в нормальном законодательном поле и иметь четкий правовой статус.
А если учитывать, что в июле прошлого года был принят федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", где Фонд социального страхования указан страховщиком нового вида социального страхования, то важность и своевременность принятия разработанного мною и моим коллегой по фракции Татьяной Ярыгиной закона многократно возрастает.
Проект подготовленного нами закона разработан на основе упомянутых указов Президента и постановлений Правительства РФ, действующего Положения о нем. Он учитывает требования новых Налогового и Бюджетного кодексов и сложившуюся практику работы по обеспечению социального страхования. В проекте нашли отражения нормы, содержащиеся и в проекте Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования". Учтен также принцип паритетности управления социальным страхованием, согласно соответствующим статьям КЗОТа и статьи 15 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
- А что означает принцип паритетности?
- Паритетное управление Фондом обеспечивает целевое и рациональное использование средств социального страхования, а также контроль за использованием средств и принятием нормативных документов Фонда с обязательной их регистрацией в Министерстве юстиции Российской Федерации. Это обеспечит обязательность требований Фонда для всех субъектов страхования. А участие работодателей в управлении Фондом будет способствовать созданию безопасных условий труда, профилактике заболеваемости и травматизма на производстве, а также надлежащему поддержанию лечебно-профилактической базы для сохранения здоровья работников и их детей.
- Кто должен нести ответственность за финансовую устойчивость этого Фонда в нынешних условиях экономической нестабильности и неудовлетворительного сбора налогов? Работодатели?
- Проектом подготовленного закона за финансовую устойчивость и деятельность Фонда предусматривается ответственность государства, что соответствует статье 102 Конвенции Международной организации труда. Руководят деятельностью Фонда, в соответствии со сложившейся мировой практикой, представители Правительства страны, работодатели и застрахованные лица, которые осуществляют это руководство через профсоюзные организации.
Проект разработанного нами закона направлен, главным образом, на регулирование правовых, экономических и организационных отношений (зачастую конфликтных), возникающих при осуществлении деятельности Фонда. Содержащиеся в законопроекте нормы касаются не только собственно системы Фонда (его статуса, денежных средств, контроля над направлением и расходованием этих средств, источников их образования, его имущества, структуры и т.д.), но и взаимоотношений Фонда с другими субъектами страхования, заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями. Все эти правоотношения будут регулироваться данным законом, а не указами и подзаконными актами.
В нашем законопроекте четко определяется круг плательщиков страховых взносов в Фонд, закрепляются обязанности работодателей по их уплате, а также порядок и сроки начисления и уплаты страховых взносов, назначение и выплаты работникам предприятий пособий по социальному страхованию и финансирование санаторно-курортных мероприятий. Мне еще хочется отметить, что наш законопроект не требует дополнительных затрат из федерального бюджета.
- Александр Владимирович, а почему столь важный законопроект разработан с таким опозданием? Почему он не был рассмотрен депутатами Госдумы на минувшей весенней сессии? Когда теперь планируется его рассмотрение и утверждение? Ведь депутаты ушли в отпуск, и в декабре текущего года уже истекает срок их полномочий. Не окажется ли этот закон "подвешенным" и не затеряется ли он в коридорах Госдумы нового созыва?
- Со своей стороны мы сделали все возможное, чтобы этот законопроект был рассмотрен на минувшей весенней сессии. Но 4 июня он был отклонен Советом Федерации, который предложил создать согласительную комиссию по доработке законопроекта. 23 июня Госдума приняла решение: согласиться с созданием такой согласительной комиссии. Ее сопредседателями назначены ваш покорный слуга и председатель профильного Комитета по вопросам социальной политики Совета Федерации, председатель Госсовета Республики Коми Владимир Торлопов. Я думаю, что нам удастся снять все имеющиеся вопросы, прийти, как говорят, к консенсусу и в сентябре внести законопроект на рассмотрение Госдумы в первом чтении. Я надеюсь, что при благополучном стечении обстоятельств этот закон будет осенью принят нижней палатой парламента, отправлен на утверждение Совета Федерации и подписан Президентом еще до истечения наших полномочий, то есть до декабря текущего года.
Беседу вел Виталий Попов
|
Для массового читателя
В ближайшее время Программная комиссия Объединения "Яблоко" собирается выпустить в свет серию брошюр под рабочими названиями "Обсуждаем аграрную программу "Яблока", "Жилье", "Малый бизнес", "Яблоко сегодня", "Права человека", "Армия", "Муниципальная программа", "Семья, детство", "Здравоохранение" и др. Всего планируется издать около 25 книжек по основным вопросам , рассчитанных на широкую читательскую аудиторию.
(Соб.инф.)
Норвегия и "Яблоко" - под одной обложкой
"Яблоко" содействует распространению опыта норвежского инвестиционного законодательства в России
ЭПИцентр (Центр экономических и политических исследований) совместно с Правительством Норвегии и посольством Норвегии в Москве подготовил и издал сборник переводов на русский язык важнейших норвежских законов в области нефтяной деятельности.
ЭПИцентр был создан в 1991 году группой экономистов, ушедших в отставку из правительства И. Силаева вместе с Г. Явлинским.
Привлечение инвестиций в российскую нефтегазовую промышленность является одной из основных программных задач Объединения "Яблоко". "Мы верим, что Россия обязательно выберется из той ямы, в которой она сейчас находится, и поэтому будем брать все лучшее из опыта других стран и применять в нашей стране", - говорится в предисловии к сборнику лидера "Яблока" Григория Явлинского.
За годы реформ Россия не смогла принять законодательство, обеспечивающее приток инвестиций в нефтегазовую промышленность. Единственным положительным исключением является законодательство о соглашениях о разделе продукции, созданием которого фракция "Яблоко" Государственной Думы занимается с 1994 года.
ЭПИцентр направит сборник в правительства и законодательные органы субъектов федерации, участвующие в реализации нефтегазовых проектов на арктическом шельфе России, в научные библиотеки и государственные университеты, министерства и ведомства РФ.
В начале июля на Пильтун-Астохском месторождении у острова Сахалин, разрабатываемом на основе соглашения о
разделе продукции компанией "Сахалин Энерджи", получена первая нефть.
Двумя руками за закон о голосовании
Государственная Дума обязана неукоснительно выполнить решение Конституционного Суда о личном голосовании депутата при принятии федеральных законов. Об этом заявил журналистам в Москве 23 июля заместитель руководителя фракции "Яблоко" Сергей Иваненко.
20 июля Конституционный Суд принял постановление, которое предписывает каждому депутату голосовать лично. Вероятно, депутатам придется внести в регламент Думы ряд дополнений, которые касаются порядка передачи депутатом своего голоса в связи с отсутствием на заседании по обстоятельствам, имеющим исключительный характер.
С. Иваненко подчеркнул, что фракция "Яблоко" неоднократно предлагала упорядочить процедуру голосования, чтобы избежать случайностей и произвола. По его мнению, вопросы принятия законов и, в том числе, порядок голосования должны регулироваться не Регламентом Госдумы, а законом. "Яблоко" сейчас работает на проектом закона "О принятии законов и нормативных актов" и осенью внесет его на рассмотрение Госдумы."Яблочник" обратил внимание на то, что, в соответствии с внутренним Регламентом фракции, позиция фракции является результатом длительных демократических согласований. Все решения рассматриваются сначала в комиссиях фракции, затем на Совете и лишь после всех консультаций выносятся на заседание фракции. Таким образом, опасности, что мнение какого-либо члена фракции будет проигнорировано, не существует.
Пресс-служба фракции "Яблоко"
Эксклюзивное интервью
Беседу с председателем Комитета Госдумы по международным делам Владимиром Лукиным вел Сергей Кочеров
Из двух нищих не получится один богатый
- Владимир Петрович, у Вас, как у специалиста-международника, должны быть примеры, на которые уместно сослаться при решении проблемы объединения России и Белорусии...
- Я Вам приведу примеры объединения и разъединения. Медленного и быстрого. Пример быстрого разъединения - Беловежская пуща. Что за этим - понятно. Пример медленного объединения - Общий рынок. Теперь это Европейский союз. Они объединялись сорок с лишним лет. Сначала начались отраслевые объединения - Европейское объединение угля и стали, Евроатом. Потом стали объединять социальные проблемы, потом свободное передвижение людей - ослабили таможенные режимы. Сейчас - через сорок лет - переходят к единой валюте.
Скажите, вы знаете, кто начальник Европейского союза? Возможно, нет. Я знаю. Профессионально должен знать. Председатель Европейской комиссии - Романо Проди, итальянец, профессор. Имеет это какое-нибудь значение? Не имеет. Был один, станет другой... А скажите, от этого Европейский союз развалится? Нет. Это ясно уже всем. Потому что объединение произошло не в связи с политическими амбициями и интригами каких-то людей, а в связи с необходимостью. Это - объединение людей, народов, экономик, культуры... И только в конце - валюты. Это настоящее объединение. Объединение людей и для людей. Было еще объединение между двумя африканскими странами - Танганьикой и Занзибаром - Танзания. Начальство там закорешилось - президенты. Прошло время. Один президент умер, другого - свергли. И они разъединились так, что народы поссорились...
Вам эти два примера ни о чем не говорят?
Я очень хочу союза с максимальной интеграцией России и Белоруссии, для чего есть все предпосылки. Но можно объединиться постепенно - для людей, а можно объединиться - для Лукашенко и Ельцина. Но при этом, обязательно, кто-то кого-то надует, обведет вокруг пальца, столкнет с ковра. В результате все будут обижены. Вот так объединяться не надо. А мне кажется, что кому-то очень хочется объединить Россию с Белоруссией именно так.
- Владимир Петрович, объединение двух нищих не даст в итоге одного богатого... Но, персонифицируя этот процесс, не упустим ли мы уникальную возможность воссоединения исторически связанных славянских народов?
- Ваши вопросы такие, что требуют для ответа целой лекции, как минимум. Но я лекцию читать не буду, хотя и рискую быть обвиненным Вами в поверхностном ответе.
Если Вы меня спросите, за объединение я или против, то я отвечаю: я за объединение.
Если же Вы спросите, верю ли я в объединение при Лукашенко и верю ли я в то, что Лукашенко действительно хочет объединения с Россией, то я не верю в это. Я смотрю на этого очень способного политика как на человека сильного, с большим апломбом и эгоизмом, который может пойти на многое ради самого себя, в том числе он может воссоздать что-либо или разрушить, лишь бы быть на коне. Что касается его стремления объединиться, то он объединится только при одном условии - при том, что он будет начальником. Хозяином этого объединения. Ведь он как ставит вопрос? Мы объединяемся. Ельцин - президент, я - вице-президент и премьер-министр. Но вы же понимаете, что с учетом разницы в возрасте, в состоянии здоровья, даже еще при жизни Ельцина... Вся наша компания властных ребят - им абсолютно все равно, какой флаг, какая идеология (помните, как они все сначала побежали к Черномырдину)...
Они побегут куда угодно: к Жириновскому, к Боровому, если так будет нужно. Им лишь бы сидеть, править. Хавать, как говорится. Получать свою пайку очень хорошую и воровать... Поэтому они сразу же объединятся вокруг Лукашенко. Но они допустят большую ошибку, потому что, когда придет Лукашенко и будет с неограниченной властью, он очень быстро вспомнит, что он - великий борец с привилегиями и под это дело начнет сворачивать шеи. Вот почему Ельцин так не хочет объединяться...
Открытая перчатка
"Байки превратятся в золото"
Надо же было так рассказать на странице газеты "Яблоко России" про "Дешевый бензин - удел бедных", что получить через Internet резвый отклик господина Славия:
"Статья, конечно, заказная. Ясно, кем оплаченная. Недавно был в командировке в Новгородской области. На мое восклицание: "Ого! 4,80 за 92-й!" - водитель сказал: "Так ведь их налогами обложили"... Как было бы хорошо, если бы все те, кто цены на товары и продукты в России считает в долларах и центах, уехали туда, где это естественно. И господин Оздемиров тоже. Но этого, к сожалению, не будет. А почему он считает цену на бензин в центах? А потому, что это выгодно королям-бензинопоставщикам, которые считают добываемую из наших недр нефть своей собственностью. А ведь это наша общенародная собственность. И нашу нефть им, видите ли, становится невыгодно нам продавать за каких-то 15 центов, в то время, как если нашу с вами нефть они будут продавать на Западе, то это им выгоднее. Я правильно понял вас, господин Оздемиров? А почему, господин Оздемиров не считает цену бензина в долях от средней зарплаты? Потому, что это невыгодно королям-бензинопоставщикам. Тогда окажется, что наш бензин уже неприлично дорогой, а его производство имеет неприлично высокую рентабельность. И это понятно! Зарплаты буровиков и прочих рабочих в этой отрасли (в центах) неприлично низкие. Средств на техническое перевооружение отрасли нефтяные короли не выделяют (почти все перекачивается на личные счета в иностранные банки). Налоги не платятся (ну, бедные же мы, короли, бедные!). Вот и низкая себестоимость и высокая рентабельность. Но нынешняя администрация сама тоже заинтересована в укрытии доходов этих королей. Они молодцы, делятся! Нефть-то выкачивается и перекачивается, а денежки - тю-тю! Так что работайте, господин Оздемиров, работайте, и ваши байки превратятся в золото!"
Не уважающий вас, Славий.
Приказом кризис не отменишь
Материал "Дешевый бензин - удел бедных" вопреки мнению г-на Славия не был никем заказан. В нем содержалось предупреждение о том, что ничегонеделание в сфере топливных ресурсов в условиях ценовых ножниц на внешнем и внутреннем рынке чревато новыми кризисными ситуациями. Бензиновый кризис, грянувший в Краснодарском крае, послужил лишним подтверждением обоснованности позиции автора. Г-н Славий не стесняется обвинить автора в ангажированности и даже продажности, забывая, что журналист тоже имеет право на собственное мнение. Если кто-то думает, что топливно-энергетический кризис можно предотвратить за счет репрессий в отношении нефтяных компаний и торговцев бензином, то он недалеко ушел от мышления партийных функционеров советских времен. Если мы не хотим вернуться в незабвенное прошлое, где все делалось по команде сверху, то надо научиться решать экономические проблемы рыночными методами. Налоги, заложенные в цену бензина, - один из таких методов. А воровство существует при любых режимах, и им должны заниматься соответствующие органы.
Усам Оздемиров
|