Вместо эпиграфа: От авторов. Илья Ильф и Евгений Петров. "Золотой теленок"
Травкин и Лукин на родине Есенина
"Как это они пишут вдвоем?" - спросит некий строгий гражданин, не дававший покоя
Ильфу и Петрову. Рабочий, Герой Социалистического труда, автор коллективного подряда в строительстве,
легко находящий общий язык с работягами, и дипломат, интеллектуал, таящий иронию за толстыми стеклами своих
очков. Как они могут писать вдвоем? На этот вопрос Николай Ильич весело отвечает: "мы уже давно пишем вдвоем",
а кто бегает по редакциям и кто сторожит рукопись, это вам решать. "Скажите, а почему они пишут так просто?
Что за простота в период избирательной кампании? Вы что, с ума сошли", - настаивает строгий гражданин, держа
в руках томик Хайдеггера. После этого он долго и сердито будет убеждать нас в том, что просто писать нельзя,
и прежде всего надо рассказать людям об исторической парадигме. "Но ведь они пишут понятно,- возразим мы. -
Их книга предназначена именно для тех людей, которые не понимают, почему от столь "успешных" реформ их
жизнь становится все хуже и хуже".
"Яблоко объясняет и рекомендует" (другое название "Ликбез") - книга, родившаяся после поездок по регионам. Ее соавторами стали люди, пришедшие на встречи с депутатами. Травкин и Лукин много ездят по стране, особенно сейчас, в период парламентских каникул. Рязань стала одной из точек их маршрута.
6.00. Ранним утром из пункта A (Москва) в пункт B (Рязань) отправились две автомашины. В одной их них были депутаты Государственной Думы (фракция "Яблоко") Николай Ильич Травкин и Владимир Петрович Лукин, а в другой - журналисты нашей редакции. Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству? Перед въездом в Рязань с трудом преодолели искушение повернуть на Константиново, родину Есенина, но цель поездки - встреча с местными "яблочниками" и избирателями города - не позволила нарушить строгие условия задачи.
На снимках: встреча героев очерка с представителями Рязанской областной администрации.
Фото Игоря Гринякина
Знакомство с городом
10.20. А вот Рязань - город, вопреки всеобщему заблуждению стоящий не на Оке, а на берегу реки Трубеж, - в центре города течет река с красивым именем - Лыбедь. Мы приехали раньше, чем планировали, и решили прогуляться по центру города. На территории Рязанской области - четыре памятника Есенину. Недалеко от Кремля - самый большой из них: Есенин, раскинув руки, вдохновенно читает стихи. Местный знаток истории Д.К.Панфилов провел экскурсию по Кремлю. Заканчивая рассказ об истории Рязани, он прочел свое стихотворение:
Я смотрю влюбленными глазами
На тебя, Рязанская земля,
Но среди красивых мест Рязани
Краше нет Рязанского Кремля.
В одном из зданий по Астраханской улице (Ленина) в 1858-1862 году жил Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, занимая должность вице-губернатора, в 1865 году он вновь вернулся в Рязань, где жил до 1868 года, работая управляющим местными казенными палатами.
Что могли бы сказать друг другу великий ученый И.П. Павлов, жена В.И. Ленина и видный деятель революции Н.К. Крупская, русский писатель, лауреат Нобелевской премии А.И. Солженицын, советский писатель, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР К.М. Симонов, если бы улыбка истории собрала их вместе? Такого не может быть, возразите вы и ошибетесь: с домом № 7 по улице Соборной (Революции) - здание Духовного училища - в разные времена связаны имена этих знаменитых людей. Иван Петрович Павлов учился здесь в 1860-1867 годах, Константин Михайлович Симонов - в 1925-1927 году, в 1930 году выступила Надежда Константиновна Крупская, а в 1957-1962 годах преподавал Александр Исаевич Солженицын.
Встреча с областной администрацией
11.00. Недалеко от дома Щедрина, в здании, где в 1917 году был учрежден Совет рабочих и крестьянских депутатов, теперь работает областная администрация, ставшая первой целью поездки В.П.Лукина и Н.И. Травкина. Глава администрации, коммунист, был в отъезде, и они встретились с заместителем губернатора В.Н.Лобановым и первым заместителем председателя Рязанской областной думы, главой администрации Сараевского района - одного из самых крупных аграрных районов области - П. П. Забалуевым.
Травкин и Лукин в основном слушали и задавали вопросы. Их интересовало все - состояние сельского хозяйства и промышленности, уровень безработицы, популярность различных политических движений, местная пресса, выборы в Госдуму и областные органы власти. По окончании встречи депутатам подарили книги об истории Рязани.
Не пущать!
12.00. Депутаты разделились - Травкин поехал на "Рязсельмаш", а Лукин - на радиозавод. К сожалению, встреча Лукина с рабочими не состоялась - одного из основателей "Яблока" даже не пустили на завод. По непонятной причине исчезли пригласивший Владимира Петровича директор завода, заместитель директора по режиму и начальник охраны. На проходной мы увидели объявления о встрече с Лукиным, однако стоявший с остекленевшим взором старший караула не получил никаких распоряжений относительно допуска посторонних на охраняемый объект. Все кабинеты были закрыты, и никто не знал, куда уехало начальство.
У ворот завода также стояли пришедшие на встречу журналисты. В.П. Лукин дал интервью журналистке газеты "Губернские ведомости", заявив, что "не может рассматривать этот инцидент иначе как свинство". Лукин воспользовался возникшей паузой в программе визита и осмотрел Рязанский Кремль.
Чем живет завод?
12.30. На "Рязсельмаше" нас уже ждали и хотели тут же проводить к рабочим, но Травкин попросил рассказать о текущих проблемах завода. В ходе обстоятельной беседы с генеральным директором АООТ "Рязсельмаш" Геннадием Анатольевичм Шепелевым выяснилось, что на заводе сейчас работают около 500 человек (раньше было 2500). Средняя зарплата - 1000-2000 рублей. Предприятие специализируется на производстве техники для выращивания картофеля и овощей - сортировок картофеля, роторных косилок и т.п. Сейчас заметно оживился спрос на сельскохозяйственную технику - продукцию не успевают произвести, как ее увозят из цеха. До 1999 года был бартер, сейчас хозяйства рассчитываются живыми деньгами (неожиданный всплеск именно в этом году). Покупатели - российские хозяйства, в основном из других регионов - Краснодарского края, Вологодской области. "А качество продукции, как и раньше, на один сезон? " - спросил Травкин. Г.А. Шепелев ответил, что закупается новое оборудование, и предприятие обеспечивает гарантийный ремонт, вплоть до замены машины.
"Какие у вас пожелания к Госдуме?" - поинтересовался Н.И. Травкин. По мнению Г.А. Шепелева, прежде всего необходимо ввести льготное налогообложение для производителей сельхозтехники. Директор завода просил также снизить налоги на фонд оплаты труда - сейчас они просто космические.
Травкин выступает перед рабочими
На встречу с Травкиным во время обеденного перерыва собралось около 30 человек. Рабочие пришли в промасленных робах, в защитных очках на лбу. Сначала Николай Ильич рассказал о деятельности "Яблока".
"Чтоб монологом долго не душить, я расскажу о программе, которую предлагает "Яблоко" для промышленности и для экономики. Потому что все, что мы в настоящий момент имеем, - это следствие продолжающегося падения экономики в России, отсюда слабые поступления в бюджет и все неприятности с задержкой заработной платы, реализацией продукции, заказов".
Вопросов было много. Один из рабочих решил поторговаться: "Если мы поддержим всеми бригадами "Рязсельмаша" вашу партию, чем нам это выльется, когда партия победит? Мне бы повышение зарплаты, мне больше ничего не надо".
Ответ Травкина: "Вообще говоря, выборы - это нормальный торг. Но в этом торге не может участвовать завод. Тяжело же гарантировать, как завод проголосует: голосуют люди, работающие на заводе. Они могут выслушать все, похлопать, а проголосуют совершенно по-другому. Я не случайно начал с экономической программы "Яблока". Что такое снижение налогового бремени в четыре раза? Это значит, что у предприятия остаются деньги для того, чтобы развиваться. Появляются оборотные средства. Предприятие может выплачивать приличную заработную плату. С приличной зарплатой человек может идти в магазин, растет товарооборот, растет спрос. По-моему, можно понять, что "Яблоко" предлагает разумные вещи".
"Нет, а что получит именно наш завод? " - не останавливался рабочий.
"Партия, входящая в парламент, может осуществлять свою промышленную политику через законы, она не может что-то давать или делать для отдельного предприятия. Не может! Если мы говорим про налогообложение, то оно одинаковое для всех. Нельзя как-то вычленить один завод и поставить его в совершенно особые условия. В общем, если вас устраивает политика, которую предлагает "Яблоко", - голосуйте. Устраивает то, что происходит сегодня, - голосуйте за тех, кто сегодня у власти. Выбор широкий".
Недоверие и недоброжелательность людей к гостю из Москвы постепенно сменялось интересом к тому, о чем говорил Травкин. Очень трудная попалась аудитория. Усталость, жара. Неверие никому и ничему. Желание вернуться к тому, что было в старое "доброе" предсказуемое время уравниловки. Может быть, встреча с Николаем Ильичем заставит рабочих задуматься - за кого голосовать, чтобы жизнь изменилась в лучшую сторону, чтобы людям не пришлось как скотине питаться комбикормом (по рассказам заводчан, такое имеет место в одном из районов области).
Разговор с местными предпринимателями
14.00. Днем состоялся разговор с представителями Союза предпринимателей "Деловая Рязань". Михаил Сергеевич Варакин, его председатель, рассказал о своем бизнесе, как он начинал его с нуля и всего добился своими руками и умом. Коснулся и предвыборной ситуации в городе. Союз предпринимателей готов сотрудничать с "Яблоком" и выдвинуть совместного с "Яблоком" кандидата на предстоящие выборы в Госдуму. Договорились все хорошенько взвесить и встретиться еще раз.
15.30. До встречи с местными яблочниками оставалось время, и мы все вместе - депутаты, журналисты, местные "яблочники" - поехали в женский монастырь в Солотче. "Упокою грядущих ко мне" - молитва, труд, прекрасные голоса девушек, жизнь отданная Богу.
Приехали на берег реки. Недалеко за рекой - Константиново. Зазвучали стихи Есенина о родном крае. На секунду показалось, что вот сейчас появится и он сам.
Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стежку серую,
О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую.
Гляжу в простор твоих полей,
Ты вся - далекая и близкая...
А потом услышали мы звонкий девичий голос и частушки под гармошку. Травкин коснулся плеча Лукина: "Послушай, твоя музыка. Наверное, это монахини развеселились после нашего приезда".
Милый мой, хороший мой,
Мне с тобой не сговорить.
Отпусти меня пораньше,
Мне коровушку доить.
Встреча с местными "яблочниками"
17.00. Местное отделение "Яблока" находится на улице Есенина. Небольшая комната на втором этаже, обвешанная портретами депутатов Госдумы, на столах "яблочные" газеты.
В рязанскую организацию входит около 30 человек, мужчины 40-50 лет. Руководитель местного "Яблока" - Валерий Сергеевич Рябинин. Беседа была очень интересной. В течение часа Травкин и Лукин отвечали на вопросы "яблочников" - самые разные: об импичменте, об исторической парадигме, об особенностях проведения агитации в регионах, где сильны коммунисты. Нужно ли критиковать коммунистов или рассказывать только о "Яблоке", не обращая внимания на критику оппонентов. Решили, что невозможно проводить предвыборную кампанию, не объяснив людям, что коммунисты не ангелы во плоти и не радетели за благо народа; фракция КПРФ в Госдуме постоянно голосует за невыполнимый бюджет и за привилегии для самих себя.
"Вы знаете, а наша организация ничего не делает", - тихонечко поделился один из "яблочников". - "А почему вы лично не пытаетесь что-нибудь изменить?" - "Так я пробовал, но ничего не получилось", - грустно ответил он.
Встреча с жителями Рязани
18.00. В зале собралось около пятидесяти жителей Рязани. Неужели в городе с пятисоттысячным населением никто не заинтересовался приездом депутатов?
В.П.Лукин обратился к рязанцам: "Уважаемые друзья, мы рады вас приветствовать. Мы приехали сюда, чтобы встретиться с нашей организацией "Яблоко", обсудить проблемы насущные, поговорить о том, как активизировать работу "Яблока" у вас, поскольку "Яблоко" в России выглядит неплохо. У нас ощущение, что люди слушают "Яблоко", люди уважают "Яблоко" и многие собираются отдать свои голоса за "Яблоко" на предстоящих выборах".
Впервые за время всех поездок по городам России Н.И.Травкину не предоставили прямого эфира. В.П.Лукину эфир достался только благодаря долгой и упорной борьбе, и, извинившись, он уехал на телевидение. Травкин отвечал за двоих, а вопросов было много: о ДПР, о возможности объединения демократических сил, об уходе из фракции Лукашева.
В конце встречи, когда Лукин уже вернулся в зал, депутатам задали вопрос о национальной идее. "А что вы имеете ввиду говоря о национальной идее", - спросил Лукин. "Мир - народам, земля - крестьянам..." - "Так какая же это национальная идея? Это идея социальная. А если вы говорите о нашем лозунге, так это - Реформы для большинства. Если можете - придумайте лучше".
"Национальная идея у нас одна - пахать надо", - заметил Травкин, и эти слова стали заключительным аккордом встречи.
Прощание с городом
20.00. Окруженные жителями Рязани Травкин и Лукин спустились к машине, попрощались и уехали, мы же задержались, чтобы поговорить с местными "яблочниками". Будет ли встреча с рязанцами поводом для новой книги, покажет время.
Наталия Демина
Илья Ильф и Евгений Петров. Золотой теленок
ОТ АВТОРОВ
Обычно по поводу нашего обобществленного литературного
хозяйства к нам обращаются с вопросами вполне законными, но
весьма однообразными: "Как это вы пишете вдвоем? "
Сначала мы отвечали подробно, вдавались в детали,
рассказывали даже о крупной ссоре, возникшей по следующему
поводу: убить ли героя романа "12 стульев" Остапа Бендера или
оставить в живых? Не забывали упомянуть о том, что участь героя
решилась жребием. В сахарницу были положены две бумажки, на
одной из которых дрожащей рукой был изображен череп и две
куриные косточки. Вынулся череп-и через полчаса великого
комбинатора не стало. Он был прирезан бритвой.
Потом мы стали отвечать менее подробно. О ссоре уже не
рассказывали. Еще потом перестали вдаваться в детали. И,
наконец, отвечали совсем уже без воодушевления:
-- Как мы пишем вдвоем? Да-так и пишем вдвоем. Как братья
Гонкуры. Эдмонд бегает по редакциям, а Жюль стережет рукопись,
чтобы не украли знакомые. И вдруг единообразие вопросов было
нарушено.
-- Скажите, -- спросил нас некий строгий гражданин из
числа тех, что признали советскую власть несколько позже Англии
и чуть раньше Греции, - скажите, почему вы пишете смешно? Что
за смешки в реконструктивный период? Вы что, с ума сошли?
После этого он долго и сердито убеждал нас в том, что
сейчас смех вреден.
-- Смеяться грешно? - говорил он. -- Да, смеяться нельзя!
И улыбаться нельзя! Когда я вижу эту новую жизнь, эти сдвиги,
мне не хочется улыбаться, мне хочется молиться!
-- Но ведь мы не просто смеемся, - возражали мы. - Наша
цель-сатира именно на тех людей, которые не понимают
реконструктивного периода.
-- Сатира не может быть смешной, - сказал строгий товарищ
и, подхватив под руку какого-то кустарябаптиста, которого он
принял за стопроцентного пролетария, повел его к себе на
квартиру.
Повел описывать скучными словами, повел вставлять в
шеститомный роман под названием: "А паразиты никогда! "
Все рассказанное-не выдумка. Выдумать можно было бы и
посмешнее.
Дайте такому гражданину-аллилуйщику волю, и он даже на
мужчин наденет паранджу, а сам с утра будет играть на трубе
гимны и псалмы, считая, что именно таким образом надо помогать
строительству социализма.
И все время, покуда мы сочиняли "Золотого теленка", над
нами реял лик строгого гражданина.
-- А вдруг эта глава выйдет смешной? Что скажет строгий
гражданин?
И в конце концов мы постановили:
а) роман написать по возможности веселый,
б) буде строгий гражданин снова заявит, что сатира не
должна быть смешной, - просить прокурора республики привлечь
помянутого гражданина к уголовной ответственности по статье,
карающей за головотяпство со взломом.
|