Всего на настоящий момент на рассмотрении ГД внесен 141 законопроект, подготовленный нашими депутатами или внесенный совместно с депутатами других фракций. За период работы ГД третьего созыва Президентом РФ подписано 39 внесенных "ЯБЛОКОМ" законов.
Несмотря на небольшую численность фракции, "ЯБЛОКО" было и остается лидером по количеству законопроектов, принятых Думой, что наилучшим образом свидетельствует об уровне интеллектуальных и экспертных возможностей фракции, тем более, что думское большинство весьма неохотно голосует за законопроекты, внесенные политическими оппонентами.
Отношение числа опубликованных законов, подготовленных с участием
депутатов соответствующего депутатского объединения, к численности
этого депутатского объединения:
ЛДПР |
"ЯБЛОКО" |
СПС |
Агр. груп. |
ОВР |
Рег. Рос. |
Нар. деп.
|
Единство |
КПРФ |
0,7 |
2,3 |
1 |
1,1 |
1,5
|
1,4 |
1,15 |
0,78 |
0,96
|
Отношение числа законопроектов на рассмотрении в ГД, подготовленных с участием депутатов соответствующего депутатского объединения, к численности этого депутатского объединения:
ЛДПР |
"ЯБЛОКО" |
СПС |
Агр. груп. |
ОВР |
Рег. Рос. |
Нар. деп.
|
Единство |
КПРФ |
5,5 |
8,3 |
4,9 |
5,3 |
4,8 |
6,1 |
6,2 |
2,9 |
3,7 |
Перечислим некоторые из этих законов и законопроектов, полный список которых приведен в Отчете о работе фракции "ЯБЛОКО" в Государственной Думе 3 созыва:
Альтернативный бюджет "Яблока":
С 1999 года «ЯБЛОКО» ежегодно представляет Альтернативный бюджет России. Без этого документа работу нашей партии и фракции уже невозможно представить. Между тем, когда в 1999 году мы впервые взялись за составление Альтернативного бюджета, это дело многим казалось невыполнимым, ведь сравнительно небольшая группа депутатов и экспертов собиралась поработать за Министерство финансов, провести самостоятельные расчеты основных макроэкономических параметров, перерасчеты по ценам на сырье, ВВП, инфляции, пересчитать доходную базу бюджета. Альтернативный бюджет для нас - не просто роспись государственных доходов и расходов, а концепция развития экономики. В частности, большое внимание мы уделяем налоговой реформе и облегчению налогового бремени, рассматривая налоги на малый и средний бизнес не как источник пополнения казны, а как средство стимулирования экономического роста.
Мы не только из года в год находим дополнительные десятки миллионов рублей, «пропущенные» правительством, но и предлагаем сосредоточить внимание и средства на ключевых стратегических направлениях. Так, работая над проектом Альтернативного бюджета - 2001, мы доказали возможность осуществления в кратчайшие сроки полноценной военной реформы: сокращения вооруженных сил, их перевода на контрактную основу при одновременном повышении размера денежного содержания военнослужащих в два раза.
С 2002 года альтернативный бюджет становится составной частью долгосрочного плана экономического развития страны.
Пятый альтернативный бюджет «ЯБЛОКА» - это в первую очередь программа социального развития, без выполнения которой, по нашему глубокому убеждению, невозможно движение России вперед.
Полная информация об альтернативных бюджетах "ЯБЛОКА" размещена на сайте в разделах "Бюджет-2004",
"Бюджет-2003",
"Бюджет-2002",
"Бюджет
РФ на 2001 год" ,"Бюджет
РФ (Бюджеты 1997, 1998, 1999 годов. Альтернативный бюджет 2000.
Предложения к бюджету 2000 года)"
. Обзор бюджетных инициатив "ЯБЛОКА" представлен в Отчете о работе фракции "ЯБЛОКО" в Государственной Думе 3 созыва, в главах Федеральный
бюджет 2001 г., Федеральный
бюджет 2002 г., Федеральный
бюджет 2003 г. . О позиции "ЯБЛОКА" по бюджету-2004 - пресс-релиз 21 ноября 2003 года .
Инициативы в области государственного строительства и конституционных прав граждан:
Судебно-правовая реформа. «ЯБЛОКО» считает, что основной целью судебной реформы на сегодняшнем этапе должно быть построение такой правовой системы, которая обеспечивала бы защиту прав и законных интересов человека и гражданина, неприкосновенность и безопасность личности, защиту частной собственности и общественных интересов, гарантии от государственного произвола. Поскольку реальная ситуация с правосудием далека от указанных принципов, «ЯБЛОКО» разработало пакет из десяти ключевых законопроектов по судебно-правовой реформе. Эти предложения были переданы в декабре 2000 г. В.В. Путину. В связи с этим Президент РФ издал распоряжение о создании комиссии по вопросам судебной реформы из представителей Администрации Президента и представителей фракции «ЯБЛОКО». Большая часть предложений «ЯБЛОКА» была включена в пакет законопроектов по судебной реформе, внесенный в Государственную Думу Президентом РФ (включающий законы о судоустройстве, Уголовно-процессуальный кодекс, Арбитражно-процессуальный кодекс). См. также главу "Инициативы «ЯБЛОКА» по судебной реформе" в отчете о работе фракции.
Кроме того, фракция "ЯБЛОКО" подготовила новый проект Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. «Яблочный» проект ГПК послужил своеобразным катализатором, почему другие участники законодательного процесса ускорили свои собственные разработки. В результате, Думой был принят проект ГПК, внесенный Верховным Судом. Фракция приняла участие в работе над этим проектом и поддержала его, хотя концептуально он хуже "яблочного".
Депутат фракции «ЯБЛОКО» С.А. Попов первым внес законопроект, предусматривающий возможность арестов только по решению суда. Этот законопроект длительное время блокировался правительством и думским большинством; в этом споре поставил точку Конституционный Суд Российской Федерации, принявший решение, соответсвующее позиции фракции "ЯБЛОКО".
Необходимая оборона. Депутаты фракции «ЯБЛОКО»
И.Ю. Артемьев, С.В. Иваненко подготовили проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 37 Уголовного кодекса Российской Федерации (по вопросу необходимой обороны)».
Закон расширил права человека на защиту своей жизни от преступных посягательств. Закон закреплил норму, согласно которой не является преступлением причинение любого вреда нападающему, если нападение угрожало жизни. Фракция «ЯБЛОКО» внесла этот закон и добилась его принятия. Закон подписан президентом и вступил в силу.
Инициативы в области экономической деятельности:
Пакет законов по правовому оформлению самозанятости граждан (семейное предпринимательство без регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя). Инициаторы – депутаты фракции «ЯБЛОКО».И.Ю. Артемьев, С.В. Иваненко
Внесены в ГД 19 сентября 2002 г. «В России доход государства от малого бизнеса в пять-шесть раз меньше, чем в цивилизованных странах, -- (Игорь Артемьев). -- Кроме того, государству придется тратить деньги на льготы некоторым категориям граждан, которые смогут сами заработать на жизнь. По Конституции каждый гражданин может свободно заниматься предпринимательством. Но налоговое и гражданское законодательство действуют прямо противоположно этой концепции».
Партия «Яблоко» предлагает развивать малый бизнес с помощью упрощения системы налогообложения. В частности, отмены обязательной регистрации в налоговой инспекции для предприятий семейного бизнеса. Подробнее об этой инициативе можно узнать из пресс-релиза от 20.09.2002 г. См. также тему "Налогообложение малого бизнеса".
Запрет на принудительное введение телефонной "повременки". "ЯБЛОКО" последовательно выступало против безальтернативного введения повременной оплаты местных телефонных переговоров, вносило законопроект "О защите прав потребителей
услуг телефонной связи", впоследствии снятый в пользу аналогичного законопроекта законодательного собрания Омской области. Данный законопроект не был принят, однако впоследствии, при рассмотрении внесенного правительством закона "О связи", удалось настоять на включении в этот закон изначально предлагавшегося "Яблоком" положения о праве абонентов на выбор системы оплаты. См. тему "Повременная оплата и права абонентов".
Образование
Проект федерального закона «О государственном стандарте общего образования».
Инициаторы – депутаты ГД А.В. Шишлов,
С.В. Иваненко, С.С. Митрохин и др.
Принят в первом чтении 13 июня 2002 г.
Настоящий законопроект конкретизирует правовые основы государственных гарантий обеспечения прав граждан на бесплатное общее образование, определяет назначение, статус и структуру государственного образовательного стандарта общего образования, порядок его разработки, утверждения и исполнения, основные принципы и порядок нормативного бюджетного функционирования общего образования. Устанавливается единство в Российской Федерации обязательного минимума содержания основных образовательных программ общего образования, требований к уровню подготовки выпускников аккредитованных образовательных учреждений, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и норматив учебного времени.
См. в отчете о деятельности фракции , раздел "Политика в области образования" , релиз от 14 ноября 2000 г Позиция
фракции "Яблоко" по реформе образования
.
Проект федерального закона "Об университетах". Внесен в Думу в октябре 2003 года депутатами фракции "ЯБЛОКО" (Григорий Явлинский, Игорь Артемьев, Сергей Иваненко, Владимир Лукин, Сергей Митрохин, Александр Шишлов). Закон предусматривает реформу системы высшего образования России и направлен на достижение следующих основных целей: устранение разрыва между университетским образованием и фундаментальной наукой, предоставление университетам реальной автономии и одновременно повышению их ответственности за результаты деятельности через механизмы конкуренции на рынках образовательных услуг и высококвалифицированного труда, установление гарантий соблюдения демократических принципов в деятельности университетов, преодоление изоляционистских тенденций в отечественном высшем образовании. См. пресс-релиз 14 октября 2003 года.
"ЯБЛОКО"
предлагает реформу системы высшего образования - пресс-релиз 14 октября
2003 года
Освобождение от армии учителей городских школ. «ЯБЛОКО» вносило на рассмотрение Государственной Думы законопроект об изменениях в статью 24 «Закона о воинской обязанности», предоставляющие право на отсрочку от призыва для учителей. Сегодня в российских школах катастрофически не хватает учителей-мужчин. Согласно официальной статистике, в школах – на более чем миллион учителей – работает лишь около 19 тысяч мужчин в возрасте до 30 лет. Если бы отсрочка предоставлялась всем педагогам, независимо от того, работают они в городе или в селе, число мужчин, которые пошли работать в городские школы, было бы значительно больше. См. в отчете о деятельности фракции , также раздел "Политика в области образования" . К сожалению, из-за позиции левых и центристских фракций, закон не был принят.
Увеличение стипендий студентам. Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О минимальном размере оплаты труда» и ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части стипендиального обеспечения.
Инициаторы – депутаты ГД А.В. Шишлов,
О.Н.Смолин, И.И. Мельников и др.
Опубликован 12 июля 2003 г.
Законом предусматривается увеличение стипендий с 1 сентября 2003 года в два раза –студентам вузов с 200 рублей до 400 рублей и студентам техникумов, с 70 рублей до 140 рублей.
Накануне запланированного рассмотрения законопроекта по инициативе фракции «Единство» решением Совета ГД (против голосовали представители «ЯБЛОКА», СПС, КПРФ и аграриев) он был перенесен на осень, что поставило под угрозу повышение стипендий с 1 сентября. Решение о рассмотрении закона было принято непосредственно на пленарном заседании по предложению А. Шишлова. См. в отчете о деятельности фракции , также раздел "Политика в области образования" . Закон принят и вступил в действие.
Увеличение ставки 1 разряда ЕТС с 83 до 300 рублей Федеральный закон «О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы».
Инициаторы – депутаты фракции «ЯБЛОКО»
А.В. Шишлов, П.Б. Шелищ
Опубликован 30 октября 2001 г.
Закон повышает ставку первого разряда ЕТС с 1 января 2001 года до 200 руб. и с 1 июля 2001 года до 300 руб. См. в отчете о деятельности фракции , также раздел "Политика в области образования" . Закон принят и вступил в действие.
Увеличение зарплаты работникам образования Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
Инициаторы – депутаты ГД А.В. Шишлов,
И.И. Мельников, О.Н. Смолин и члены Совета
Федерации В.Е. Шудегов, А.В.Артюхов
Опубликован 9 апреля 2003 г.
Законом установлены увеличение к должностным окладам (ставкам) научно-педагогических работников вузов за ученую степень кандидата и ученую степень доктора наук с 1 января 2003 г. с 300 руб. и 500 руб. до 900 руб. и 1500 руб. соответственно. Финансовые гарантии были предварительно обеспечены поправками «Яблока» в федеральный бюджет на 2003 год. См. в отчете о деятельности фракции , также раздел "Политика в области образования" . Закон принят и вступил в действие.
Оборона и воинская обязанность
Проект федерального закона «О статусе участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий» Инициаторы – депутаты ГД А.Г. Арбатов, С.В. Иваненко и др. Внесен в ГД 5 декабря 2000 г. В настоящее время льготы и преимущества, предоставляемые участникам боевых действий, обеспечиваются в основном подзаконными актами, что позволяет правительству произвольно устанавливать их размер. Наличие такого закона, гарантирует, что исполнительная власть, начиная любые боевые действия, должна будет учитывать, что государство обязано нести крупные расходы, обеспечивать их участников и членов их семей соответствующими материальными благами за риск и потерю здоровья. В известном смысле, это закон о правах человека, которые всегда предавались забвению и в СССР, и в России – права человека в погонах, честно выполнившего свой долг перед Родиной с риском для своего здоровья и жизни. В демократическом государстве, которым стремится стать Россия, обязательно признается и законодательно закрепляется также и долг государства перед этими людьми. Подробнее см. в отчете о деятельности фракции.
Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Инициаторы – депутаты фракции «ЯБЛОКО»
А.Г. Арбатов, И.Ю. Артемьев, С.В. Иваненко.
Внесен в ГД 27 мая 2003 г. Законопроект предполагает, что альтернативная гражданская служба не должна быть дискриминационной - устанавливая срок альтернативной службы на 25% (а не на 75%, как сейчас) больше срока военной службы, и убирая обязательное требование, что граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают. Подробнее см. в отчете о деятельности фракции.