|
Федеральный закон «О тарифной ставке (окладе) первого
разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников
организаций бюджетной сферы».
Инициаторы – депутаты фракции «ЯБЛОКО»
А.В. Шишлов, П.Б. Шелищ
Опубликован 30 октября 2001 г.
|
Закон повышает ставку первого разряда ЕТС с 1января 2001 года
до 200 руб. и с 1 июля 2001 года до 300 руб.
|
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений
в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный
закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
Инициатор – Правительство РФ
Опубликован 28 июня 2002 г.
|
Закон был внесен Правительством и принят в первом чтении 12 апреля
2001г. Однако в принятой редакции имелись неприемлемые, с позиций
«Яблока», положения о государственных образовательных стандартах
(Правительство предлагало передать в компетенцию исполнительной
власти все вопросы, связанные с введением государственного образовательного
стандарта) и о введении обязательной начальной военной подготовки
в школах (Правительство предлагало установить такую норму в соответствии
с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Ко второму чтению были подготовлены соответствующие поправки
и был внесен ряд новых положений в законопроект, в частности,
об установлении сроков обучения в школе законом, об отмене 25%
ограничения на платный прием в ВУЗы по специальностям «юриспруденция»,
«экономика», «менеджмент», «государственное и муниципальное управление»,
удалось принять новую редакцию положений об образовательных стандартах
(которая открыла возможность принять в дальнейшем закон «О государственном
стандарте общего образования» в «яблочной» концепции) и др. Сохранен
факультативный, с согласия родителей, характер начальной военной
подготовки в школе.
Кроме того, в законопроекте устанавливается ряд уточнений отдельных
норм указанных законов, в частности:
• государственные образовательные стандарты общего образования
РФ в принятой редакции включают в себя не только федеральный и
региональный (национально-региональный) компоненты, но также компонент
образовательного учреждения,
• порядок их разработки и утверждения устанавливаются отдельным
федеральным законом;
• устанавливаются льготы для победителей и призеров заключительного
этапа Всероссийской олимпиады школьников и членов сборных команд
РФ на международных олимпиадах. При поступлении на обучение по
специальностям, соответствующим профилю олимпиады, они зачисляются
в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего
и высшего профессионального образования без вступительных испытаний.
|
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений
в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и
в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Инициатор – Правительство РФ
Опубликован 30 июля 2002 г.
|
Поправки, внесенные яблочными депутатами М.М. Задорновым, А.Ю.
Мельниковым, А.Ю. Михайловым в ст. 164, 251, 260, 274, 275 Налогового
кодекса РФ, направлены на обеспечение более удобного для образовательных
учреждений режима бухгалтерского и налогового учета.
|
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений
в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный
закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
Инициаторы – депутаты ГД И.И. Мельников, О.Н. Смолин,
В.А. Грачев, Д.Н. Абраменков, А.В. Скоч, А.В. Шишлов
Опубликован 14 января 2003 г.
|
В законе легитимизируется новый вид технологий обучения – дистанционные
образовательные технологии, на основе современных ЭВМ и телекоммуникаций.
Закон создает правовую основу для получения образования с использованием
компьютерных дистанционных образовательных технологий, способствует
повышению доступности образования.
Законопроект позволяет решить в системе образования ряд сложных
задач по созданию условий для получения образования независимо
от местонахождения обучающихся; снижению затрат на образование;
расширению доступа обучающихся к информационным ресурсам, организации
оперативного контроля за освоением образовательных программ; упорядочению
процедуры лицензирования аттестации и аккредитации образовательных
учреждений и др.
|
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений
в Патентный закон Российской Федерации»
Инициатор – Правительство РФ
Опубликован 11 февраля 2003 г.
|
При подготовке ко второму чтению профильный комитет внес ряд
поправок, направленных на устранение неточностей формулировок
отдельных положений закона, на сближение отечественного и зарубежного
патентного законодательства, а также на введение правовой охраны
секретных изобретений и на облегчение финансовой нагрузки на изобретателей-одиночек.
При регулировании отношений, возникающих при выполнении государственного
заказа, закон устанавливает приоритет разработчика.
|
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон «О порядке установления размеров стипендий
и социальных выплат в Российской Федерации» и «О высшем
и послевузовском профессиональном образовании»
Инициаторы – депутаты ГД А.В. Шишлов,
И.И. Мельников, О.Н. Смолин и члены Совета
Федерации В.Е. Шудегов, А.В.Артюхов
Опубликован 9 апреля 2003 г.
|
Законом установлены увеличение к должностным окладам (ставкам)
научно-педагогических работников вузов за ученую степень кандидата
и ученую степень доктора наук с 1 января 2003 г. с 300 руб. и
500 руб. до 900 руб. и 1500 руб. соответственно. Финансовые гарантии
были предварительно обеспечены поправками «Яблока» в федеральный
бюджет на 2003 год.
|
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в
части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений»
Инициатор – Президент РФ
Опубликован 10 июля 2003 г.
|
Закон чрезвычайно важен, поскольку устанавливает государственную
ответственность за финансирование общеобразовательной школы путем
выделения субвенций (т.е. целевого финансирования) органам местного
самоуправления из бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию
государственных стандартов общего образования, оплату труда работника
образования, обеспечение учебного процесса (кроме коммунальных
услуг).
Однако в принятой редакции закон не решает полностью проблем
финансирования школ, так как устанавливает ответственность за
финансирование только на уровне субъекта федерации. Как будет
решаться проблема финансирования школ в тех субъектах, где средств
для этого недостаточно – вопрос открытый. Поэтому «ЯБЛОКО» по
инициативе А.В. Шишлова предложило ввести ответственность федерального
центра в части финансирования школ. Один из возможных вариантов
– передача на федеральный уровень ответственности за финансирование
общего образования в соответствии с государственными образовательными
стандартами. Передача ответственности за финансирование общего
образования на уровень федерального центра – давняя и постоянная
позиция партии «ЯБЛОКО», которая не находит поддержки в Правительстве.
С целью реализации обозначенной позиции А.В. Шишловым были подготовлены
поправки ко второму чтению закона, из которых во втором чтении
приняты следующие:
1) установлено, что нормативы финансирования должны обеспечивать
реализацию государственного стандарта общего образования (в первом
чтении была принята формулировка «реализацию общеобразовательных
программ», что не давало реальных гарантий финансирования);
2) установлено, что нормативы расходов субъектов Российской
Федерации на реализацию государственного стандарта общего образования,
применяемые для расчета субвенций, должны быть не ниже федеральных
нормативов;
3) предоставлено права органам местного самоуправления использовать
собственные материальные и финансовые ресурсы для осуществления
переданных им государственных полномочий по обеспечению государственных
гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного
общего образования.
|
Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской
Федерации «О минимальном размере оплаты труда» и ФЗ «О высшем
и послевузовском профессиональном образовании» (в части
стипендиального обеспечения.
Инициаторы – депутаты ГД А.В. Шишлов,
О.Н.Смолин, И.И. Мельников и др.
Опубликован 12 июля 2003 г.
|
Законом предусматривается увеличение стипендий с 1 сентября 2003
года в два раза –студентам вузов с 200 рублей до 400 рублей и
студентам техникумов, с 70 рублей до 140 рублей.
Накануне запланированного рассмотрения законопроекта по инициативе
фракции «Единство» решением Совета ГД (против голосовали представители
«ЯБЛОКА», СПС, КПРФ и аграриев) он был перенесен на осень, что
поставило под угрозу повышение стипендий с 1 сентября. Решение
о рассмотрении закона было принято непосредственно на пленарном
заседании по предложению А. Шишлова.
|
Проект федерального закона «О государственном стандарте
общего образования»
Инициаторы – депутаты ГД А.В. Шишлов,
С.В. Иваненко, С.С. Митрохин и др.
Принят в первом чтении 13 июня 2002 г.
|
Настоящий законопроект конкретизирует правовые основы государственных
гарантий обеспечения прав граждан на бесплатное общее образование,
определяет назначение, статус и структуру государственного образовательного
стандарта общего образования, порядок его разработки, утверждения
и исполнения, основные принципы и порядок нормативного бюджетного
функционирования общего образования. Устанавливается единство
в Российской Федерации обязательного минимума содержания основных
образовательных программ общего образования, требований к уровню
подготовки выпускников аккредитованных образовательных учреждений,
максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и норматив учебного
времени.
(Основные положения этого закона были заложены еще в «яблочном»
законопроекте «Об обеспечении конституционных прав граждан на
общее образование», внесенном в Госдуму в 2001 году.)
Хотя принятый в первом чтении законопроект является результатом
компромисса с «левыми» авторами альтернативного проекта, депутатам
«Яблока» удалось отстоять в законе:
• механизм нормативного бюджетного финансирования школы, изменяющего
экономику школьного образования,
• принцип «рамочного стандарта», который с одной стороны упорядочивает
школьную деятельность, а с другой – сохраняет необходимую степень
ее свободы;
• 11-летний срок обучения в средней школе.
Среди новаций закона – создание условий для развития вариативности
школьного образования, введение «школьного компонента» в стандарт
наряду с федеральным и региональным, введение профильного обучения
для старших классов.
Установлением предельных норм аудиторной учебной нагрузки делается
попытка решить вопрос о перегрузках в школе. Зафиксированы общие
объемы учебных часов, подлежащих обязательному бюджетному финансированию,
что является основой для расчета норматива финансирования.
Сохранение в законе механизмов, обязывающих государство финансировать
образование по нормативам, является основным принципиальным вопросом
при прохождении законопроекта во втором чтении. На данный
момент этот вопрос вызывает сопротивление в Правительстве, в частности,
в Министерстве финансов.
Под руководством депутата фракции «ЯБЛОКО» А.В. Шишлова закон
подготовлен ко второму чтению. Комитет Государственной Думы по
образованию и науке одобрил подготовленные поправки.
Представленные поправки вносят изменения в структуру федерального
компонента стандарта, где наряду с минимальным содержанием, обязательным
объемом учебной нагрузки и требованиям к уровню подготовки выпускников
добавлены требования к обеспечению образовательного процесса.
Таким образом, теперь стандарт будет устанавливать еще и минимальный
перечень необходимых учебных пособий и технических средств обучения.
Новацией второго чтения является введение для старших классов
двухуровнего стандарта – на базовом и профильном уровнях по учебным
предметам. Базовый уровень определяет обязательные единые требования
к содержанию обучения, профильный – по отдельным предметам, по
выбору учащегося – повышенный по отношению к базовому. Это позволит
старшеклассникам выбирать профильное обучение или универсальное
(непрофильное).
Движением к открытости школьного образования является законодательное
закрепление возможности родителей влиять на содержание обучения
детей в школе. Включение тех или иных учебных программ, за счет
часов школьного компонента стандарта теперь должно учитывать интересы
учащихся или их родителей и быть согласовано с органом школьного
самоуправления, родительским или школьным советом. Решение о переходе
школы на профильное обучение также согласовывается с органом самоуправления.
Ключевой поправкой является статья о нормативном финансировании
обучения в расчете на одного учащегося. Без введения бюджетного
норматива финансирования гарантии государства на реализацию образовательного
стандарта отсутствуют.
Под нормативом понимается размер финансовых средств, обеспечивающих
реализацию государственного стандарта в части оплаты труда, приобретения
учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов
и хозяйственных нужд (за исключением коммунальных расходов). Норматив
устанавливается ежегодно законом о федеральном бюджете. Нормативы
используются для распределения целевой финансовой помощи из федерального
бюджета в бюджеты субъектов и местные бюджеты, а также для распределения
финансовых средств между школами пропорционально численности учащихся.
При подготовке ко второму чтению усилены правовые гарантии публичности
разработки и обсуждения проекта содержания образовательного стандарта.
|
Проект федерального закона «О внесении изменения
и дополнения в ст. 33 Закона Российской Федерации «Об образовании»
Инициатор – Законодательное Собрание Омской области
Принят во втором чтении 11 апреля 2002 г.
|
Законопроектом устанавливается дифференцированный порядок оплаты
аттестации образовательных учреждений: аттестация учреждений всех
типов и видов общего образования и начального профессионального
образования оплачивается учредителем, а аттестация учреждений
среднего профессионального и высшего профессионального образования
– самими образовательными учреждениями. Действующая норма относит
эту оплату для всех образовательных учреждений на сами учреждения.
«ЯБЛОКО» поддерживает данный законопроект.
|
Проект федерального закона «О внесении изменений
в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности
и военной службе
(в части предоставления права на отсрочку от призыва
на военную службу гражданам, работающим на педагогических
должностях в городских образовательных учреждениях)
Инициатор – депутат фракции «ЯБЛОКО» А.В. Шишлов
Отклонен в первом чтении 27 сентября 2001 г.
|
|
Проект федерального закона «О внесении изменения
в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности
и военной службе» (о праве на отсрочку от призыва на военную
службу педагогических работников городских образовательных
учреждений).
Инициатор – Государственный Совет Республики Татарстан
Отклонен в первом чтении 20 декабря 2002 г.
|
Подобный законопроект (№ 38074-3), ранее внесенный яблочниками,
не прошел первое чтение Государственной Думы в сентябре 2001 г.,
поэтому «ЯБЛОКО» повторно вносило на рассмотрение Государственной
Думы законопроект об изменениях в статью 24 «Закона о воинской
обязанности», предоставляющие право на отсрочку от призыва для
учителей.
Сегодня в российских школах катастрофически не хватает учителей-мужчин.
Согласно официальной статистике, в школах – на более чем миллион
учителей – работает лишь около 19 тысяч мужчин в возрасте до 30
лет.
24-я статья закона «О воинской обязанности и военной службе»
предоставляет отсрочку от службы в армии только сельским учителям,
и, по данным Министерства обороны, ей пользуются 12 тысяч человек.
Если бы отсрочка предоставлялась всем педагогам, независимо от
того, работают они в городе или в селе, число мужчин, которые
пошли работать в городские школы, было бы значительно больше.
В этих целях соответствующий законопроект дважды вносился на
рассмотрение депутатов и дважды его проваливали фракции Единство,
КПРФ, ЛДПР, ОВР и «Народный депутат». Первый раз это произошло
в сентябре 2001 года, второй раз – в декабре 2002 года. В обоих
случаях представители правительства выступали против поправки,
объясняя это, в частности, тем, что мужчина, который придет учить
детей в школу, должен иметь за плечами не только авторитет своих
знаний, но и авторитет человека, выполнившего в армии свой гражданский
долг. Возможно, эта позиция была бы оправдана, если бы не одно
простое обстоятельство: у нас сегодня почти нет других способов
привлечения молодых мужчин на педагогическую работу, кроме предоставления
отсрочки. Излишне напоминать, что нынешней зарплатой их в школу
не заманишь.
Итоги голосования фракций (в %) по поправке в статью 24 закона
«О воинской обязанности и военной службе»
|
Яблоко
|
ОВР
|
СПС
|
КПРФ
|
Единство
|
ЛДПР
|
Рег. Рос.
|
Нар. деп.
|
Агр. груп.
|
"за"
|
100
|
2
|
100
|
20
|
0
|
0
|
44,7
|
3,7
|
7
|
"против"
|
0
|
0
|
0
|
79,3
|
0
|
100
|
55,3
|
96.3
|
93
|
|
Проект федерального закона «О внесении изменений
и дополнений в ст. 264 части второй Налогового
кодекса» (в части исключения из налоговой базы на прибыль
расходов на приобретение основных средств для образовательных
учреждений, а также – расходов организаций, связанных с
обучением кадров в образовательных учреждениях среднего
профессионального образования)
Инициаторы – депутаты ГД М.М. Задорнов, А.В. Шишлов
и др.
Отклонен в первом чтении 9 апреля 2003 г.
|
Была предпринята попытка вернуть образовательным учреждениям
некоторые льготы, облегчающие налоговое бремя для учебных заведений.
В частности, поправка в 264-ю статью второй части Налогового кодекса
освобождала образовательные учреждения от уплаты налога на прибыль
при покупке основных средств. Отклонение поправки имеет ясный
результат: если школа покупает компьютер за 20 тысяч рублей, то
теперь почти 5 тысяч она должна еще дополнительно отдать в виде
налога.
Предлагалось также разрешить организациям исключать из налогооблагаемой
базы расходы на обучение работников в учреждениях среднего профессионального
образования. Такая норма привлекла бы дополнительные внебюджетные
средства в среднее профессиональное образование.
Против этих предложений во время рассмотрения выступил представитель
правительства, что отразилось на результатах голосования – «центристы»
провалили поправки в Налоговый кодекс.
|
Проект федерального закона «О внесении изменений
и дополнений в ст. 164 части второй Налогового кодекса РФ»
(в части установления НДС в размере 10% по реализации продукции
на электронных носителях для образовательных и научных нужд
вместо действующей ставки 20%)
Инициаторы – депутаты ГД М.М. Задорнов, А.В. Шишлов,
В.Н. Иванова, С.И. Штогрин, О.Н. Смолин
Отклонен в первом чтении 9 апреля 2003 г.
|
Депутаты предлагали снизить с 20 до 10% ставку налога на добавленную
стоимость для компьютерных, аудио- и видеоматериалов учебного
и научного назначения (в настоящее время такая льгота распространяется
лишь на книжную продукцию). Снижение цен на учебные материалы
позволило бы более широко использовать современные информационные
технологии в образовании.
Итоги голосования (в %) по фракциям
|
Яблоко
|
ОВР
|
СПС
|
КПРФ
|
Единство
|
ЛДПР
|
Рег. Рос.
|
Нар. деп.
|
Агр. груп.
|
"за"
|
100
|
0
|
71,9
|
100
|
0
|
0
|
31,9
|
17
|
100
|
"против"
|
0
|
100
|
28,1
|
0
|
100
|
100
|
68,9
|
83
|
0
|
|
Проект федерального закона «О внесении дополнения
в ст. 251 части второй Налогового кодекса РФ» (в части исключения
из налоговой базы на прибыль средств, поступающих в образовательные
учреждения в качестве безвозмездной помощи, от платной образовательной
деятельности, направляемых непосредственно на нужды образовательного
процесса, включая оплату труда)
Инициаторы – депутаты ГД А.В. Шишлов, В.Н. Иванова,
О.Н. Смолин, И.И. Мельников и др.
Внесен в ГД 18 июля 2002 г.
|
В январе 2002 года, после принятия внесенной Правительством второй
части Налогового кодекса, прекратили действие налоговые льготы,
ранее предусмотренные образовательным законодательством. В результате
резко сократились внебюджетные средства, направленные на приобретение
оборудования и текущий ремонт, на законные доплаты педагогам.
Очень многие школы, особенно в городах, в условиях хронического
недофинансирования зарабатывают деньги самостоятельно, оказывая
дополнительные образовательные услуги. Предложенная поправка стимулировала
бы школы зарабатывать средства самостоятельно, и кроме того, не
искать деньги на уплату налога за средства, полученные в виде
безвозмездной помощи.
|
Проект федерального закона «О внесении изменений
и дополнений в ФЗ «О компенсационных выплатах на питание
обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных
учреждениях, учреждениях начального профессионального и
среднего профессионального образования»
Инициаторы – депутаты ГД А.В. Шишлов, О.Н.Смолин
и др.
Внесен в ГД 13 сентября 2002 г.
|
Законопроектом предусматривается дифференцированная компенсация
в размере 5 рублей в день для учащихся указанных учреждений в
зависимости от прожиточного уровня семьи.
По предложению Правительства рассмотрение перенесено на период
осенней сессии 2003 г.
|
Проекты федеральных законов «О внесении изменений
и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании»
и «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
«О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
Инициаторы – депутаты ГД А.В. Шишлов, О.Н. Смолин
и др.
Внесены в ГД 14 мая 2003 г.
|
Законопроекты направлены на создание государственно-общественной
системы аттестации и контроля качества образования взамен нормы
по функционированию государственной службы как специального аттестационного
органа.
Первое чтение запланировано на сентябрь 2003 г.
|
Проект федерального закона «Об университетах»
Инициаторы – депутаты фракции «ЯБЛОКО»
И.Ю. Артемьев, А.В. Шишлов, Г.А. Явлинский, С.В. Иваненко,
С.С. Митрохин
Внесен 26 июля 2003 г.
|
Проект федерального закона «Об университетах» направлен на развитие
и укрепление системы университетов, функционирующих на основе
единства высшего образования и фундаментальных научных исследований,
сочетания принципов академической свободы и ответственности.
Актуальность данного закона вызвана тем, что в России отсутствуют
условия нормальной деятельности университетов и укрепления их
роли в социально-экономическом развитии страны. Вместе с тем именно
ведущим российским университетам принадлежит главная заслуга в
сохранении преемственности отечественных научных и педагогических
школ, в возникновении новых направлений и технологий подготовки
специалистов.
В отличие от других ВУЗов в университетах предлагается предусмотреть
следующие особенности:
1. Все высшие учебные заведения, которые признаются университетами
на основании настоящего закона, являются, по своему статусу, гражданскими
некоммерческими организациями, сочетающими в своей деятельности
функции образовательного учреждения высшего профессионального
образования и научной организации, при этом в отношении университетов
устанавливается особый порядок лицензирования и аккредитации.
2. Для развития интеграции науки и образования все научно-педагогические
кадры университета обязаны заниматься как преподаванием, так и
наукой.
3. В основе системы управления университетом – разделение исполнительной
(ректорат) и представительной (ученый совет) властей. Существенно
увеличиваются функции университетского самоуправления, в частности,
студенческого.
4. Университеты получают право выдавать собственные, признаваемые
государством дипломы об окончании.
5. Университеты получают право присваивать академические звания
и ученые степени самостоятельно и выдавать собственные (университетские)
дипломы и аттестаты профессоров, доцентов, кандидатов и докторов
наук.
6. Университеты получают большую автономию по самостоятельному
утверждению и реализации образовательных и научных программ.
7. Циклы университетского образования по существу базируются
на рекомендациях Европейской Болонской декларации.
8. Университеты получают право на собственный бюджетный процесс,
увеличиваются права университетов по распоряжению государственным
имуществом и собственным имуществом университета.
9. В университетах устанавливаются особые организационные гарантии
по открытости и доступности всех решений, принимаемых в университете
уполномоченными органами и должностными лицами, в том числе в
области управления финансами.