[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Пресс-служба] | ||||
"ЯБЛОКО" предлагает реформу системы высшего образования |
||||
14 октября 2003 года |
Группа депутатов от фракции "ЯБЛОКО" (Григорий Явлинский, Игорь Артемьев, Сергей Иваненко, Владимир Лукин, Сергей Митрохин, Александр Шишлов) внесла на рассмотрение Государственной Думы закон "Об университетах". Закон предусматривает реформу системы высшего образования России и позволит решить целый ряд проблем существующих в системе университетов.
"Судьба России в 21-ом веке зависит от того, насколько качественное образование получат наши граждане, от того, насколько оно будет связано с научным процессом", - так обосновал Г.Явлинский необходимость изменений в системе вузовского образования, выступая во вторник 14 октября 2003 года на пресс-конференции в Госдуме. "Для нашей страны образование является средством выживания, продвижения вперед и конкуренции с другими державами", - считает он. Законопроект "Об университетах" на пресс-конференции представляли также заместитель руководителя фракции "ЯБЛОКО" И.Артемьев и председатель думского комитета по образованию и науке А.Шишлов. Они рассказали, что законопроект направлен на достижение следующих основных целей:
Создание прочного законодательного фундамента функционирования университетов будет способствовать повышению ответственности университетов за результаты своей деятельности, привлечению серьезных российских и иностранных инвестиций в российскую науку и образование, поднятию их престижа и конкурентоспособности на мировом рынке труда. Закон подготовлен фракцией "ЯБЛОКО" и рабочей группой Санкт-Петербургского государственного университета в составе - профессора Горлинского И.А.; профессора Канунникова И.Е.; профессора Кротова М.В.; профессора Медведева С.С.; научного сотрудника Федорова В.А. В отличие от других ВУЗов, в университетах предусматриваются следующие
особенности: 2. Все высшие учебные заведения, которые признаются университетами
на основании настоящего Федерального закона, являются, по своему статусу,
гражданскими некоммерческими организациями, сочетающими в своей деятельности
функции образовательного учреждения высшего профессионального образования
и научной организации. 4. Университеты получают право выдавать собственные дипломы (а не
дипломы общегосударственного образца) об окончании соответствующих
основных образовательных программ, как это происходит в большинстве
развитых стран мира. 6. Система управления в университетах, фактически, базируется на системе разделения исполнительной (ректорат) и представительной (ученый совет) властей и системе сдержек и противовесов между этими "ветвями власти". 7. Практически все штатные должности университета замещаются по конкурсу. 9. Циклы университетского образования по своей общей структуре и
по существу базируются на рекомендациях Европейской Болонской декларации. 11. Увеличиваются права университетов по распоряжению государственным имуществом и собственным имуществом университета. В проекте закона подробно прописаны нормы, определяющие все необходимые вопросы деятельности университетов, что позволяет охарактеризовать данный проект федерального закона в качестве закона прямого действия, не требующего издания большого количества ведомственных актов. Данный федеральный закон конкретизирует положения Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", в части касающейся деятельности университетов. Далее планируется разработка и принятие соответствующих федеральных законов "Об институтах" и "Об академиях". Признание университетов, в соответствии с проектом закона, будет осуществляться постановлениями Правительства Российской Федерации. В наше время даже корпорации создают свои собственные университеты. Одним из самых известных корпоративных университетов является "Motorola University". Каждый сотрудник Motorola, а их всего 139 000, должен учиться не менее 40 часов год. Компания также разработала свою программу МВА. Motorola подсчитала, что каждый доллар, вложенный в образование, приносит $33 прибыли. Что уж говорить про государственную систему университетов: ее необходимо упорядочить и развивать. Тезис Френсиса Бэкона о том, что знание - сила, и теперь актуален. Успех стран с более высокими темпами роста экономики, по мнению экспертов Всемирного банка, обуславливается именно тем, что люди там больше учатся и больше работают. Задача законодателей как раз и состоит в том, чтобы создавать необходимые условия для учебы и работы граждан. Первой ласточкой реформы системы высшего образования, способствовавшей интеграции России в мировой образовательный процесс стало принятие Государственной Думой по инициативе фракции "ЯБЛОКО" и Санкт-Петербургского государственного университета 21 июня 2003 года проекта обращения к председателю правительства Михаилу Касьянову о проведении необходимых мероприятий по вступлению России в Болонский процесс. Принятие данного постановления открыло путь к участию России в создании
единого европейского пространства в области высшего образования, базирующемся
на признании важнейшей роли уни Основными целями Болонского процесса являются повышение качества
и конкурентоспособности европейского образования на мировом рынке
и создание в Европе сопоставимых образовательных циклов, академических
степеней и квалификаций. Что, в частности, поможет решить проблему
взаимного признания университетских дипломов России. Пресс-служба Комитета ГД по образованию и науке
См. также: Видеоролик пресс-конфереции, посвященной законопроекту "Об университетах" 22 мин 38 сек 128 Кбит/сек - 16,4 Мбайт, 256 Мбит/сек - 36,7 Мбайт (Для просмотра требуется программа RealPlayer) Аудиоролик пресс-конфереции, посвященной законопроекту "Об университетах" 22 мин 32 сек 14 Кбит/сек - 1,84 Мбайт, 28 Кбит/сек - 3, 41 Мбайт (Для просмотра требуется программа RealPlayer) Проект Федерального Закона "Об университетах" Материалы к проекту Федерального закона "Об университетах" Стенограмма пресс-конференции Г.Явлинского, И.Артемьева, А.Шишлова "Внесение в Государственную Думу закона "Об университетах": еще один шаг к реформе системы высшего образования России" - 14 октября 2003 г. Россия вступила в Болонский процесс - пресс-релиз 19 сентября 2003 г. Официальный сайт Григория Явлинского Официальный сайт Александра Шишлова Раздел "Политика в области образования"
|
|||
|
||||
|
||||
Объединение "Яблоко", 2001info@yabloko.ru Директор и администратор - Вячеслав Ерохин admin@yabloko.ru |