[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]

Обложка

2003 год © Москва, ЭПИЦентр   

РАЗДЕЛ III. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Федеральный бюджет 2003 г.

Бюджеты Российской Федерации

2003 © Москва, "Яблоко", октябрь  

 

Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2003 год»

Инициатор – Правительство РФ
Опубликован 28 декабря 2002 г.

Основные характеристики бюджета на 2003 год отражены в приводимой ниже таблице:

* – Единый социальный налог
** – Расходы федерального бюджета, уменьшенные на величину ЕСН, перечисляемого в Пенсионный Фонд РФ, и на величину платежей в погашение процентов по государственному долгу РФ в 2003 году.

Бюджет основан на сверхосторожном прогнозе экономического роста. По существу предложенные Правительством показатели роста ВВП (на 4,4%) и среднегодовой инфляции (14,1%) означают инерционное развитие экономики и консервацию её отраслевой структуры. Правительство признает, что в 2003 году не собирается предпринимать какие-либо меры бюджетной политики, направленные на ускорение экономического роста.

Позиция фракции «ЯБЛОКО» по вопросу федерального бюджета на 2003 год полностью и исчерпывающе отражена в проекте альтернативного бюджета на 2003 год, который получил название «Альтернативный бюджет экономического роста на 2003 год».

В бюджете–2003 заложено уменьшение реальных неналоговых доходов. С учетом инфляции государство планирует снижение доходов от собственного имущества и доходов от оказания платных услуг. Правительством не ставится задача пополнения федерального бюджета за счет улучшения управления государственной собственностью.

Расходные приоритеты федерального бюджета отражены в приводимой ниже таблице:

Разделы, по которым увеличились относительные расходы федерального бюджета (2003 в сравнении с 2002 г.)

Приоритеты федерального бюджета на 2003 год носят финансовый характер и подчинены реализации структурных мер, начатых в указанных областях в период 2001–2002 гг. Расходы на судебную власть предполагают увеличение численности судей, работников аппарата судов и улучшение их материального положения. В данной области государство подкрепляет финансовыми ресурсами введенную с 1 июля 2002 года норму об обязательности судебной санкции ареста гражданина.

Прирост расходов на социальную политику в основном направляется на индексацию заработной платы работников социально-культурных учреждений федерального подчинения, установление надбавок за ученую степень, а также на обеспечение полной оплаты потребляемых коммунальных услуг учреждениями социально-культурной сферы.

Прирост расходов на образование будет направлен на увеличение заработной платы работников образования, повышение надбавок за ученую степень, стипендий учащимся, приобретение спортивного инвентаря для средних школ.

Направления использования прироста финансирования по разделам «Национальная оборона» в открытой части бюджета не отражено.

Депутаты фракции «ЯБЛОКО» внесли ряд самостоятельных поправок как в текст закона о бюджете, так и в его многочисленные приложения. В отличие от результатов рассмотрения законов о бюджете на 2001 и 2002 гг., в этом году НИ ОДНА ПОПРАВКА депутатов от фракции «ЯБЛОКО» не была рекомендована к принятию Комитетом по бюджету.

Рекомендованы к принятию поправки, внесенные с участием депутатов – членов фракции «ЯБЛОКО». Поправки такого рода инициированы депутатами – членами соответствующих комитетов и не имеют прямого отношения к самостоятельным приоритетам фракции «ЯБЛОКО» при рассмотрении проекта бюджета на 2003 г.

Правительство РФ частично учло поправки депутатов фракции «ЯБЛОКО» к текстовой части бюджета (в результате изучения в Минфине РФ «Альтернативного бюджета экономического роста на 2003 год»).

Законопроект о федеральном бюджете был принят в третьем чтении голосами 301 депутата. Несмотря на игнорирование поправок, внесенных депутатами – членами фракции «ЯБЛОКО», фракция поддержала принятие бюджета в третьем чтении, учитывая высокую значимость социальных статей бюджета, необходимость своевременного финансирования расходов бюджета на исполнение жизненно важных функций государства.

 

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2003 год»

(о выделении средств для обеспечения пограничной безопасности, о финансировании мероприятий по осуществлению антитеррористической деятельности, о компенсационных выплатах гражданам, утратившим жилье и имущество в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, о выделении дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на частичное возмещение расходов по оплате труда, о финансовой помощи субъектам Российской Федерации по подготовке жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период, о финансировании автоматизированной обработки материалов Всероссийской переписи населения и другим вопросам)»

Инициатор – Правительство РФ
Опубликован – 10 июля 2003 г.

Законопроектом предусматривались следующие изменения и дополнения:

1. Выделение средств для обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации на Северо-Кавказском направлении.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 6 ноября 2002 г. № мк-1782 предполагалось выделить дополнительно для обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации на Северо-Кавказском направлении 2816,3 млн рублей. Указанные расходы должны быть направлены на закупку, ремонт и содержание вооружения и военной техники, обеспечение личного состава (вещевое, продовольственное, денежное довольствие), строительство зданий и сооружений пропускных пунктов.

2. Финансирование мероприятий по осуществлению антитеррористической деятельности.

Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 ноября 2002 г. № 3335-III ГД Правительству Российской Федерации было, в частности, рекомендовано направить экономию средств, образующуюся в ходе исполнения федерального бюджета на 2003 год, в сумме не менее 3 млрд рублей на финансирование мероприятий по осуществлению антитеррористической деятельности.

С учетом поручения Правительства Российской Федерации по данному вопросу от 21 ноября 2002 г. № МК-П13-16382 законопроектом предлагалось выделить в 2003 году дополнительные ассигнования федерального бюджета в сумме 3 млрд рублей на финансирование мероприятий по осуществлению антитеррористической деятельности.

3. Компенсационные выплаты гражданам, утратившим жилье и имущество в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 сентября 1995 г. № 898 «О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике» необходимо осуществить компенсационные выплаты лицам, которым причинен материальный ущерб, в том числе потерявшим жилье.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 г. № 510 определен порядок выплаты компенсаций за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно.

По состоянию на 1 января 2003 г. по этой категории граждан принято 37 тыс. положительных решений о выплате компенсаций, при этом выплачены компенсации 27,3 тыс. семей.

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2003 год» (раздел «Социальная политика») на выплату компенсаций за утраченное жилье и имущество указанной категории граждан предусмотрены средства в объеме 600 млн рублей, что позволит в текущем году обеспечить выплату компенсаций только 4,4 тыс. семей.

В отношении оставшихся 5,3 тыс. семей, по заявлениям которых принято положительное решение, законопроектом предлагалось в текущем году дополнительно выделить из федерального бюджета 742 млн рублей.

Кроме того, предлагалось за счет средств федерального бюджета организовать в 2003 году выплату компенсации за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и постоянно проживающим на ее территории (с учетом данных Правительства Чеченской Республики на территории республики разрушено около 39 тыс. жилых домов).

Законопроектом предусматривалось установить размеры компенсационных выплат за полностью разрушенное жилье в размере 300 тыс. рублей и за утраченное имущество в размере 50 тыс. рублей, а также выделить на указанные цели из федерального бюджета в 2003 году 13,65 млрд рублей.

4. Выделение дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на частичное возмещение расходов в связи с повышением с 1 октября 2003 г. тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы.

Потребность консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в дополнительных средствах для обеспечения выплат работникам бюджетной сферы в повышенном размере с 1 октября 2003 г. может составить в текущем году около 21,5 млрд рублей (средства на осуществление выплат в повышенном размере с 1 октября 2003 г. работникам бюджетных учреждений федерального подчинения в федеральном бюджете на текущий год предусмотрены в полном объеме).

В связи с этим, законопроектом предусматривалось выделить в 2003 году на эти цели дополнительную финансовую помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в объеме 10 млрд рублей.

Часть потребности может быть обеспечена средствами, предусмотренными федеральным бюджетом на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации (4,1 млрд рублей).

Кроме того, в рамках реализации статьи 66 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год», исходя из ожидаемой оценки поступления доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации, будет рассматриваться возможность пролонгации задолженности по бюджетным ссудам, выданным субъектам Российской Федерации до 1 января 2003 г., на 2004 год.

5. В целях оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации по подготовке жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период 2003-2004 годов, в том числе для проведения ремонта систем теплоснабжения, инженерных сетей и оборудования, проектом федерального закона предусматривалось выделение в 2003 году средств бюджетам субъектов Российской Федерации на возвратной основе в размере 5500 млн рублей.

6. Финансирование автоматизированной обработки материалов Всероссийской переписи населения 2002 года.

Отдельные мероприятия Всероссийской переписи населения 2002 года осуществлялись со смещением первоначального графика, что обусловило их перенос на 2003 год. Остатки неиспользованных средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2003 г. составили 302 млн рублей. Вместе с тем, потребность Госкомстата России в дополнительных средствах на завершение автоматизированной обработки материалов переписи составляет 170 млн рублей, которые необходимо направить на обеспечение техническими и программными средствами для автоматизированной обработки данных переписи, оплату труда сотрудников, аренду помещений и другие текущие расходы в соответствии с установленной сметой расходов.

В связи с этим, законопроектом предлагалось направить из остатков средств федерального бюджета, образовавшихся на счетах Главного управления федерального казначейства на 1 января 2003 г., 170 млн рублей Госкомстату России на завершение автоматизированной обработки материалов Всероссийской переписи населения 2002 года.

7. Внесение изменений в приложение 36 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2003 год».

В указанном приложении установлена общая сумма средств федерального бюджета на 2003 год, выделяемых по разделу «Сельское хозяйство и рыболовство» на субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам, в размере 3,2 млрд рублей. При этом отдельно детализируются расходы на строительство и реконструкцию свиноводческих комплексов и птицефабрик (600 млн рублей) и строительство припортовых сооружений по отгрузке зерна (130 млн рублей).

Законопроектом предусматривалось в целях обеспечения эффективного использования средств федерального бюджета, выделяемых на субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам по разделу «Сельское хозяйство и рыболовство», исключить из приложения 36 положение, устанавливающее указанную детализацию расходов.

8. Изменение (продление) срока корректировки лимитов бюджетных обязательств.

Практика исполнения федерального бюджета в предшествующие годы свидетельствует о неравномерности расходования выделяемых ассигнований, обусловленной накоплением бюджетополучателями средств в течение финансового года и расходованием образовавшихся остатков в конце финансового года.

В качестве одной из мер, направленных на исправление ситуации, в 2003 году был изменен срок окончания внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета и уточнения лимитов бюджетных обязательств.

Статьей 129 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» было приостановлено действие абзаца второго пункта 1 статьи 249 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части формирования лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета на период, не превышающий трех месяцев. В связи с этим, и учитывая, что в соответствии со статьей 224 Бюджетного кодекса Российской Федерации корректировка лимитов бюджетных обязательств может производиться только до середины срока их действия, уточнение лимитов в текущем году должно быть завершено до 1 июля 2003 г. (в 2002 году корректировка лимитов бюджетных обязательств осуществлялась до 15 ноября включительно).

Вместе с тем, дополнительная проработка данного вопроса, проведенная в процессе исполнения федерального бюджета на 2003 год, показала, что период, в течение которого допускается уточнение лимитов, целесообразно продлить.

Законопроектом предлагаелось приостановить действие абзаца третьего пункта 3 статьи 224 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части изменения лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета и дополнить Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2003 год» новой статьей, устанавливающей, что изменение лимитов бюджетных обязательств не может быть произведено позднее 1 сентября 2003 г.

Фракция «ЯБЛОКО» поддержала проект закона.

Итоги голосования фракций (в %) в третьем чтении

 

Яблоко

ОВР

СПС

КПРФ

Единство

ЛДПР

Рег. Рос.

Нар. деп.

Агр. груп.

"за"

58,8

98,1

37,5

71,1

98,8

0

74,5

75,5

27,9

"против"

0

0

0

0

0

100

12,8

0

0

"воздер."

5,9

0

0

0

0

0

0

0

0

"не гол."

35,3

1,9

62,5

28,9

1,2

0

12,8

24,5

72,1


2003 © Москва, Яблоко
октябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]