|
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2001
г.»
Инициатор – Правительство РФ
Опубликован 28 декабря 2000 г.
|
Структура законопроекта о федеральном бюджете сложна: наряду
с текстом проекта закона, он включает еще не менее 17 объемных
приложений (таких, как прогноз развития страны, предварительные
итоги развития за год предшествующий, проект федеральной адресной
инвестиционной программы и многие другие).
Правительство внесло проект закона о бюджете на 2001 год 26
августа 2000 года. Уже 15 сентября фракция «ЯБЛОКО» выступила
со своим альтернативным проектом закона о бюджете страны на 2001
год.
Позиция фракции «ЯБЛОКО» сыграла критически важную роль в одобрении
проекта бюджета в первом чтении. Оценка проекта бюджета фракцией
«ЯБЛОКО» основана на признании следующих обстоятельств:
• Правительство при подготовке бюджета использовало предложения
«ЯБЛОКА» по налоговой политике, сформулированные в «Альтернативном
бюджете на 2000 год»;
• концепция бездефицитного бюджета, предлагаемая объединением
«ЯБЛОКО», реализована в правительственном варианте бюджета;
• в корректировке нуждаются расчеты Правительства по собираемости
налоговых и неналоговых доходов бюджета, поскольку Правительство
занизило эти показатели;
• федеральный бюджет с высокой долей вероятности будет исполнен
со значительным первичным профицитом; в проекте бюджета должны
быть определены направления использования дополнительных доходов
бюджета;
• направления использования средств федерального бюджета должны
быть пересмотрены с целью реализации важнейшей политической задачи
– провести глубокую реформу вооруженных сил, перевести армию на
контрактную основу и отказаться от военного призыва за счет перераспределения
расходов бюджета, повышения собираемости налоговых и неналоговых
доходов бюджета, а также за счет дополнительных доходов.
Расчеты и структурные меры, предложенные в «Альтернативном бюджете
на 2001 год», убедили представителей Правительства, что бюджет
2001 года будет исполнен с дополнительными налоговыми и неналоговыми
доходами. По инициативе депутатов от «ЯБЛОКА» Правительство также
согласилось изменить изначально предложенную пропорцию распределения
налога на добавленную стоимость (НДС) между центром и субъектами
федерации: от полной консолидации НДС в федеральном бюджете Правительство
согласилось перейти к иной пропорции: федеральный центр получает
85% данного вида налоговых доходов, оставляя 15% НДС в бюджетах
субъектов федерации. В пользу регионов был перераспределен и подоходный
налог: если в первоначальном проекте закона планировалось оставлять
в субъектах федерации 84% налога, то в окончательной редакции
проекта бюджета доля регионов (и муниципальных образований) повышена
до 99%.
За проект бюджета в первом чтении отдали свои голоса 232 депутата.
Принятие законопроекта стало возможно благодаря голосам 13 депутатов
– членов фракции. Детальный анализ предложений «ЯБЛОКА» и их реализации
в правительственном варианте бюджета приводятся ниже.
Предложения фракции «ЯБЛОКО», реализованные
в проекте федерального бюджета
на 2001 год, представленном Правительством Российской Федерации
на рассмотрение Государственной Думе
Предложения объединения «ЯБЛОКО»
к бюджету на 2000 год
|
Проведенные Правительством РФ изменения в 2001 году
|
1) установление единой ставки подоходного налога в размере
10%;
|
1) установление единой ставки подоходного налога в размере
13%;
|
2) уменьшение ставки налога на прибыль до 20%;
|
2) увеличение ставки налога на прибыль до 35% (с учетом
муниципального налога на доходы);
|
3) отмена налога на содержание жилищного фонда и объектов
социально- культурной сферы;
|
3) отмена налога на содержание жилищного фонда и объектов
социально- культурной сферы;
|
4) отмена целевого сбора с граждан и предприятий, учреждений
и организаций на содержание милиции, на благоустройство
территорий, содержание общеобразовательных учреждений и
на другие аналогичные цели;
|
4) отмена целевого сбора с граждан и предприятий, учреждений
и организаций на содержание милиции, на благоустройство
территорий, содержание общеобразовательных учреждений и
на другие аналогичные цели;
|
5) отмена налога на приобретение транспортных средств;
|
5) отмена налога на приобретение транспортных средств;
|
6) увеличение ставки налога на реализацию горюче-смазочных
материалов с 25% до 40% по бензину повышенного качества;
|
6) увеличение ставок акциза на бензин;
|
7) увеличение ставки налога с владельцев транспортных средств
по легковым автомобилям с мощностью двигателя более 110
л.с. в 8 раз - с 1руб.30коп. за 1 л.с. до 10руб.40 коп.;
|
7) резкое увеличение ставок налога с владельцев транспортных
средств;
|
8) постепенная отмена в течение 2000-2002 годов налога
на пользователей автомобильных дорог;
|
8) постепенная отмена в течение 2001-2002 годов налога
на пользователей автомобильных дорог;
|
9) введение единого социального налога с регрессивной шкалой;
|
9) введение единого социального налога с регрессивной шкалой;
|
10) Вычеты из налогооблагаемой базы по подоходному налогу
на следующие цели:
|
10) Вычеты из налогооблагаемой базы по подоходному налогу
на следующие цели:
|
• здравоохранение и санаторно-курортное обслуживание
(в нашей стране);
|
• медицинское обслуживание с установлением предельного
размера вычета;
|
• образование как самого налогоплательщика, так
и находящихся на его содержании иждивенцев (в образовательных
учреждениях, расположенных на территории России
и имеющих соответственную лицензию);
|
• образование как самого налогоплательщика, так
и находящихся на его содержании иждивенцев (в образовательных
учреждениях, расположенных на территории России
и имеющих соответственную лицензию), определены
предельные размеры вычетов;
|
• покупку, строительство и ремонт жилья (включая
дачное хозяйство);
|
• покупку, строительство и ремонт жилья (включая
дачное хозяйство), определены предельные размеры
имущественного налогового вычета;
|
• помощь родителям-пенсионерам; добровольное пенсионное
страхование;
|
• помощь родителям-пенсионерам; добровольное пенсионное
страхование;
|
• на благотворительные цели, перечисляемые организациям
культуры, образования, здравоохранения, социального
обеспечения и спорта, полностью или частично финансируемым
из бюджета и др.
|
• на благотворительные цели, перечисляемые организациям
науки, культуры, образования, здравоохранения, социального
обеспечения, физкультурно-спортивным организациям,
образовательным и дошкольным учреждениям, полностью
или частично финансируемым из бюджета в размере
фактически произведенных расходов, но не более 25%
суммы дохода, полученного в налоговом периоде;
|
|
11) Укрепление таможенных границ, особенно со странами
СНГ.
|
11) Изменение порядка уплаты НДС по внешнеторговым операциям.
|
Итоги голосования фракций (в %) в первом чтении
|
Яблоко
|
ОВР
|
СПС
|
КПРФ
|
Единство
|
ЛДПР
|
Рег. Рос.
|
Нар. деп.
|
Агр. груп.
|
"за"
|
68,4
|
2,2
|
93,5
|
2,3
|
100
|
100
|
52,3
|
90,3
|
0
|
"против"
|
15,8
|
97,8
|
0
|
93,1
|
0
|
0
|
27,3
|
3,2
|
100
|
Второе чтение посвящено рассмотрению расходов бюджета по разделам
функциональной классификации расходов, т.е. депутаты должны определить
размер расходов на выполнение каждой из функций государства (оборона,
образование, здравоохранение и иные разделы, определенные законом
«О бюджетной классификации РФ»). Большинство предложений депутатов
фракции «ЯБЛОКО» были учтены в поправках, принятых к тексту законопроекта.
«ЯБЛОКО» поддержало принятие проекта бюджета на 2001 год.
|
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений
в ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год»
Инициаторы – депутаты ГД
Опубликован 27 марта 2001 г.
|
Законопроект был внесен членами фракции «Единство» и «сочувствующими»
Правительству депутатами по согласованию с последним. Проект закона
устраняет несовершенство закона о федеральном бюджете на 2001
год, которое явилось следствием ошибки правительственного прогноза
графика выплат по внешнему долгу России и графика внешних государственных
заимствований.
Фракция «ЯБЛОКО» еще на стадии обсуждения в Госдуме бюджета–2001
указывала Правительству, что оно излишне оптимистично оценивает
перспективу реструктуризации российского долга Парижскому клубу
кредиторов. Политическая позиция фракции при голосовании по проекту
закона основана на признании необходимости уплачивать внешние
долги страны и минимизировать заимствования в будущем. Именно
эти несложные положения были доведены до Правительства РФ на стадии
обсуждения бюджета–2001 на осенней сессии Госдумы. В то время
Правительство было не готово внести требуемые изменения в бюджет.
По существу рассматриваемый законопроект лишь приводит в соответствие
обязательства Правительства с реалистичным прогнозом выплат и
заимствований России на внешнем рынке.
Закон о бюджете предусматривал расходы на обслуживание и погашение
задолженности бывшего СССР Парижскому клубу кредиторов в размере
1 305,8 млн долларов США, что было ниже оригинального графика
платежей на 2 424,2 млн долларов США, однако соответствовало намерениям
Правительства РФ согласовать новый график платежей клубу на 2001
год. Не получилось. Более того, международные финансовые организации
и правительства иностранных государств не подтвердили предоставление
Российской Федерации в 2001 году 3 675 млн долларов США, уже заложенных
в закон о бюджете. Образовавшийся кассовый разрыв в сумме 182
млрд 950 млн рублей инициаторы законопроекта предложили покрыть
за счет пересмотра распределения дополнительных доходов бюджета.
Законопроект признает необходимость в первоочередном порядке
провести выплаты по внешним долгам РФ, а оставшиеся после выплат
дополнительные доходы в пропорции 50/50 поделить между выплатами
внешнего долга страны и иными расходами, указанными в 120 статье
бюджета. Таким образом, из «первых» дополнительных 124 млрд рублей
на выплату внешнего долга будет направлено 62 млрд рублей, 27
млрд – на увеличение заработной платы работников бюджетной сферы
и денежного довольствия военнослужащих, денежного содержания федеральных
судей и работников органов прокуратуры, а также на оказание финансовой
помощи отдельным субъектам федерации.
Оставшиеся 35 млрд рублей направлены на финансирование расходов,
предусмотренных в 120-й статье закона о бюджете, пропорциях, утвержденных
в ст. 120 на все разделы бюджета в соответствии с функциональной
классификацией расходов бюджета. В частности, на национальную
оборону – 19,4% (6,8 млрд рублей), на финансовую помощь бюджетам
других уровней – 28,6% (10 млрд рублей), на промышленность, энергетику
и строительство – 14,2% (4,98 млрд рублей).
Законопроект разрешает Правительству привлечь новые источники
финансирования бюджета, не указанные в законе о бюджете: реализовать
дополнительно государственного имущества на сумму 15 млрд рублей
(если будет принята программа приватизации в виде федерального
закона), заимствовать на внутреннем рынке 30 млрд рублей, а также
использовать остатки на счетах казначейства по состоянию на 01.01.
2001 года (т.е. фактически – доходы предыдущего года) на цели
выполнения закона о бюджете на 2001 год.
Фракция поддержала проект закона.
Итоги голосования фракций (в %)
|
Яблоко
|
ОВР
|
СПС
|
КПРФ
|
Единство
|
ЛДПР
|
Рег. Рос.
|
Нар. деп.
|
Агр. груп.
|
"за"
|
84,2
|
97,8
|
100
|
0
|
96,4
|
100
|
77,8
|
98,4
|
0
|
"против"
|
5,3
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
8,9
|
0
|
0
|