Построение правового государства – государства, в котором
гарантированы права человека и гражданина, обеспечено верховенство
закона, устойчиво функционируют основные демократические институты
– неосуществимо без создания сильной и независимой судебной власти.
В Конституции РФ закреплены основные принципы судебной системы:
независимость, несменяемость и неприкосновенность судей, осуществление
правосудия в нашей стране на основе состязательности и равноправия
сторон.
В то же время практическая ситуация в сфере судопроизводства
и судоустройства характеризуется серьезными проблемами. Граждане
не доверяют судебной власти, боятся правоохранительных органов.
В обществе торжествует правовой нигилизм. Проблема реального реформирования
судебно-правовой сферы по-прежнему актуальна.
«ЯБЛОКО» считает, что основной целью судебной реформы на
сегодняшнем этапе должно быть построение такой правовой системы,
которая обеспечивала бы защиту прав и законных интересов человека
и гражданина, неприкосновенность и безопасность личности, защиту
частной собственности и общественных интересов, гарантии от государственного
произвола. Участвуя в работе над законопроектами в области судебно-правовой
реформы, фракция «ЯБЛОКО» последовательно отстаивала следующие
принципы:
• гуманность и гласность правосудия;
• защиту прав личности;
• состязательность и равноправие сторон в суде;
• справедливое и публичное разбирательство дела в разумные сроки;
• законность и обоснованность каждого постановленного судебного
акта;
• максимальное подчинение судьи закону;
• организационное укрепление судебной системы;
• повышение финансирования судебной системы.
«ЯБЛОКО» разработало пакет из десяти ключевых законопроектов
по судебно-правовой реформе. Эти предложения были переданы в декабре
2000 г. В.В. Путину. В связи с этим Президент РФ издал распоряжение
о создании комиссии по вопросам судебной реформы из представителей
Администрации Президента и представителей фракции «ЯБЛОКО» под
руководством Заместителя Руководителя Администрации Президента
РФ Д.Н. Козака.
Группа Д.Н. Козака и представители «ЯБЛОКА» пришли к единой
точке зрения по следующим позициям, которые должны были найти
отражение в реализации судебной реформы:
• значительно увеличить бюджетное финансирование судебной системы;
• существенно увеличить количественный состав судов;
• распространить на всю Россию суд присяжных;
• учредить в системе судов общей юрисдикции ювенальные суды (суды,
рассматривающие дела, в которых одной из сторон является несовершеннолетний);
• законодательно закрепить и обеспечить реализацию конституционного
положения о возможности применения ареста, заключения и содержания
под стражей, проведения обыска только по решению суда;
• установить обязательное участие государственных обвинителей
в рассмотрении всех уголовных дел, сняв обвинительную функцию
с суда;
• выделить следственный аппарат из всех ведомств в самостоятельную
структуру;
• обеспечить отбор кандидатов на должность судьи на конкурсной
основе, объявление о конкурсе публиковать в печати;
• исключить из процедуры назначения судей обязательное согласование
кандидатур с представительными органами субъектов РФ;
• ограничить максимальный возраст судей и др.
Большая часть предложений «ЯБЛОКА» была включена в пакет законопроектов
по судебной реформе, внесенный в Государственную Думу Президентом
РФ.
|
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений
в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской
Федерации»
Федеральный конституционный закон «О внесении изменений
и дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной
системе Российской Федерации»
Федеральный конституционный закон «О внесении изменений
и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном
Суде Российской Федерации»
Инициатор – Президент РФ
Опубликованы 20 декабря 2001 г.
|
Принятые Государственной Думой законы, затрагивающие вопросы
статуса судей, содержат следующие основные положения:
• исключено обязательное согласование с представительными органами
субъектов РФ кандидатур при назначения судей;
• закреплена возможность привлечения судей к административной
и дисциплинарной ответственности;
• установлено право Генерального прокурора принимать решение о
возбуждении уголовного дела в отношении судьи на основании заключения
судебной коллегии и с согласия квалификационной коллегии судей;
• установлены требования, предъявляемые к кандидатам на должность
судьи;
• закреплен порядок назначения судей на должность, приостановления
и прекращения их полномочий;
• установлен предельный возраст нахождения в должности судьи –
65 лет, судьи Конституционного Суда – 70 лет;
• установлено ограничение для пребывания в должности председателей
судов.
Фракция «ЯБЛОКО» поддержала законопроекты, т.к. они направлены
на омоложение кадрового состава судов и периодическую сменяемость
руководства судов, а также исходя из того, что:
• независимость судей не должна вступать в противоречие с законом
в случае противоправного поведения судьи;
• независимость судей гарантируется усложненной процедурой привлечения
судьи к ответственности, исключающей возможность вмешательства
в этот процесс других ветвей власти;
• независимость судей не должна исключать их ответственности за
законность принятых ими решений.
В рамках судебно-правовой реформы Государственная Дума также
рассмотрела и приняла ключевые процессуальные законы: Гражданский
процессуальный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Арбитражно-процессуальный
кодекс.