В среду, 28 августа, кандидат в мэры Москвы, лидер партии «ЯБЛОКО» Сергей Митрохин и активисты устроили одиночные пикеты у «Расстрельного дома», выступая за сохранение исторического здания и требуя открыть в нем музей-мемориал, посвященный истории политических репрессий.
Сергей Митрохин, кандидат в мэры Москвы
Софья Русова, советник председателя партии «ЯБЛОКО»
Олег Наумов, активист партии «ЯБЛОКО»
Вечером накануне пикетов в СМИ появилась информация, что в «Расстрельном доме» на Никитской могут открыть музей, а само здание планируют сделать одной из главных достопримечательностей центра столицы. При этом «Эхо Москвы» приводит слова главы столичного департамента культурного наследия Александра Кибовского о том, «что ещё рано говорить, что вообще появится на этом месте после завершения реставрации». Один из сторонников идеи создать музей в «Расстрельном доме» — Александр Глущенко, российский учёный, ядерный физик, радиолог, научный сотрудник Института истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова, член Совета ветеранов московского городского объединения «Чернобыль», — сообщил, что ему вечером 27 августа пришло письмо из Мосгорнаследия. «Там написано, что в здании будет крупный мемориальный комплекс, посвященный истории ГУЛАГа», — сказал он, демонстрируя письмо. На прошлой неделе в СМИ и вовсе была информация, что и.о. мэра Москвы Сергей Собянин предложил открыть в историческом здании кафе.
Александр Глущенко демонстрирует письмо от Мосгонаследия
Несмотря на противоречивую информацию о судьбе «Расстрельного дома», сторонники «ЯБЛОКА» во главе с Сергеем Митрохиным не изменили свое решение и вышли на пикеты на улице Никитской, 23. «Мы, конечно, рады, что наша борьба привела к такому заявлению Мосгорнаследия. Но этого для нас недостаточно, нам нужно официальное постановление Правительства Москвы о том, что дом будет сохранен, и все проекты, связанные с его реконструкцией, превращением в торговый центр, кафе, будут аннулированы. Поэтому мы будем продолжать наши пикеты. И если уж Собянин так реагирует на наши инициативы, хоть по принципу «лучше поздно, чем никогда», пусть еще остановит варварское разрушение дома Болконского на Воздвиженке. Мы тоже против этого боремся», — заявил кандидат в мэры Москвы Сергей Митрохин. Он отметил, что раз было публичное заявление, что здание будет сохранено, будет трудно отказаться от него.
На вопрос журналиста, почему Сергея Митрохина интересует эта тема, не из-за предвыборной ли кампании, кандидат в мэры Москвы отметил, что партия «ЯБЛОКО» давно занимается этой темой, и она для ее сторонников очень важна.
Алексей Нестеренко, член партии «ЯБЛОКО»
Его слова подтвердил и Алексей Нестеренко, член партии «ЯБЛОКО». Он выходит на пикеты к «Расстрельному дому» с 28 апреля 2011 года. Именно в этом здании был расстрелян его отец, и для него особенно важно, чтобы в здании был музей — это дань памяти, прежде всего. Его знакомые сомневаются, что они доживут до этого времени, но Алексей Нестеренко не отступает, и каждую среду, как по расписанию, он проводит одиночный пикет у здания. «Говорить, что все сегодня уже решено, мы ни в коем случае не можем. Только после того, как на здании будет написано «Ведется реконструкция музея репрессии», тогда мы успокоимся. С 2005 года принимаются решения по этому дому: то в 2007 году его решают снести, то в 2009-м, на прошлой неделе появляется информация, что будет кафе — вот сколько это уже тянется. Я забросал письмами Мосгорнаследие», — возмутился он.
«Строить что-либо другое на костях 30 тысяч расстрелянных — это невероятно. Это все должно остаться в таком виде, в каком оно было», — добавил Александр Глущенко. «Я сомневался за кого голосовать на этих выборах, но после всей этой истории я определился — буду голосовать за Митрохина. Он единственный, кто поддерживает эту важную тему — создать музей в Расстрельном доме», — так ученый объяснил свое решение.
Галина Михалева, первый заместитель председателя московского отделения «ЯБЛОКА»
«Мы надеемся, что музей в здании все-таки будет, но мы будем продолжать борьбу, чтобы в этом историческом месте сохранялась память невинно убиенных, репрессированных, чтобы люди помнили, что это такое, чтобы это не повторялось», — отметила Галина Михалева, первый заместитель председателя московского отделения «ЯБЛОКА».
Именно в «Расстрельном доме» в годы «Большого террора» размещалась Военная коллегия Верховного Суда СССР, выносившая приговоры «врагам народа», — среди них писатели И.Э. Бабель, И.И. Катаев, Б.А. Пильняк, режиссер В.Э. Мейерхольд, маршалы М.Н. Тухачевский и А.И. Егоров, члены политбюро Н.И. Бухарин, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев и другие.
Напомним, партия «ЯБЛОКО» проводит сбор подписей за создание музея в этом здании. На 28 августа 2013 года под обращением подписались 1663 человека.