6 октября 2009
Решение политического комитета

Об иранской ядерной проблеме

 

РОДП «Яблоко» выражает глубокую обеспокоенность в связи с новым обострением положения вокруг ядерной проблемы Ирана.

Тайное строительство второго иранского завода по обогащению урана, о котором стало известно мировой общественности, свидетельствует о продолжении Тегераном курса, бросающего вызов ООН, региональной и глобальной безопасности. Новые испытания баллистических ракет, включая ракеты «Шахаб-3» средней дальности, перевели кризис в опасную фазу.

Развитие Ираном технологий ядерного топливного цикла, прежде всего обогащения урана, даст ему потенциал быстрого создания ядерного оружия. При этом у Ирана нет и не предвидится такого числа АЭС, которое экономически оправдывало бы создание собственного ядерного топливного цикла. (Даже одна построенная с помощью России станция в Бушере может использовать только сертифицированное топливо, произведенное Росатомом.) Наряду с развитием ракетной техники это вызывает подозрения о наличии у Ирана ядерных планов военного характера.

Многолетнее тайное сооружение первого уранообогатительного предприятия рядом с г. Натанз и ряд других технических работ были признаны несовместимыми с гарантиями МАГАТЭ и Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Это послужило основанием для принятия Советом Безопасности ООН в 2006-2008 гг. пяти резолюций с требованием прекратить обогащение урана и предоставить МАГАТЭ полную информацию об иранской ядерной программе. Иран не выполнил эти резолюции.

Информация о втором секретном заводе рядом с г. Кум, который строился параллельно с переговорами Ирана с МАГАТЭ и «шестеркой» государств (пять постоянных членов СБ ООН и ФРГ) и на фоне заверений Тегерана в полной открытости его якобы мирной ядерной программы, окончательно рассеивает миф о мирных намерениях Ирана.

Испытания ракет средней дальности после недавнего решения нового президента США об отмене плана строительства ПРО в Чехии и Польше нельзя расценить иначе, как откровенную провокацию и услугу противникам этого решения в США и Восточной Европе. Помимо всего прочего, это явная попытка вбить клин между США и Россией и сорвать наметившееся между ними улучшение отношений. Иран, очевидно, стремится спровоцировать возврат Вашингтона к плану стратегической ПРО в Европе, чтобы вызвать новое обострение российско-американских противоречий и продолжать играть на них в своих целях.

Обладание Ирана ядерным оружием представляет собой существенную угрозу с точки зрения национальных интересов России, США, стран Евросоюза и всего цивилизованного мира. Россия не может позволить себе стать объектом ядерного шантажа со стороны еще одного соседнего государства. Это уже не техническая и не международно-правовая проблема. Недавние пуски ракет переводят для России иранскую проблему в политическую и военную плоскость. Наличие у закрытого и непредсказуемого иранского режима ракетного оружия и его демонстративное испытание должны привлечь внимание высшего политического руководства, военного ведомства и спецслужб России.

Кроме того, обретение Ираном ядерного оружия окончательно развалит ДНЯО, вызовет цепную реакцию ядерного распространения в регионе и за его пределами, создаст реальную возможность применения ядерного оружия в региональной войне и попадания его в руки международного терроризма.

В то же время, если останется только одна возможность остановить Иран – использование военной силы со стороны США и (или) Израиля, то и такой вариант развития событий противоречит интересам России и международной безопасности. В этом случае образуется огромная сплошная зона конфликтов и терроризма от Палестины до Гиндукуша, причем в непосредственной близости от южных границ России и СНГ – со всеми вытекающими последствиями. Угроза войны в зоне Персидского залива стала сейчас как никогда реальной.

В настоящий момент сложилась ситуация, когда именно от позиции России зависит – будет ли у Ирана ядерное оружие и будет ли большая война в ближневосточном регионе. Напрасно надеяться на новые доказательства мирных намерений Ирана, которых недавно потребовал от него Президент РФ Д. Медведев. Потенциал двойных технологий, включая обогащение урана, в том и заключается, что сегодня он мирный (и это могут засвидетельствовать инспекции МАГАТЭ), а завтра приято политическое решение и в кратчайшие сроки на этой базе создано ядерное оружие. И тогда будет уже поздно принимать меры к стране-нарушителю.

Теперь Иран может только одним способом доказать свои мирные намерения – выполнив полностью резолюции СБ ООН, включая прекращение наращивания числа центрифуг и остановку их работы, а также полностью открыв все объекты, документацию, технологии и материалы для инспекций МАГАТЭ. Решимость России поддержать в СБ ООН самые жесткие санкции – это единственный способ добиться изменения политики Ирана. Если Россия займет такую позицию, Китай не выступит в одиночку против четырех других постоянных членов СБ ООН.

РОДП «Яблоко» считает, что России пора занять принципиальную позицию, перестать обманываться насчет намерений Ирана, пресечь его тактику игры на противоречиях великих держав и использования России в интересах, противоречащих целям международной безопасности. Серьезное продвижение в разработке совместной ПРО для защиты России, США и их союзников будет дополнительным предупреждением странам, рвущимся к обладанию ракетно-ядерным оружием.

Только в этом случае возможен пересмотр курса Тегерана, укрепление реалистических группировок его правящих кругов. Проверяемая остановка и демонтаж военных и двойных ядерных технологических программ Ирана будут способствовать развитию его взаимовыгодных отношений с Россией и другими державами, подъему благосостояния и экономики, включая создание безоговорочно мирной атомной энергетики.


Статьи по теме: Атомная энергетика и радиоактивные отходы


Все статьи по теме: Атомная энергетика и радиоактивные отходы

Статьи по теме: Международные отношения


Все статьи по теме: Международные отношения