В прошедшем году в нашей стране сложилась качественно новая ситуация, требующая быстрой и осознанной реакции сторонников демократии и европейского пути развития.
Режим, установившийся после внесения путинских поправок в Конституцию, — репрессивный, изоляционистский, националистический.
Мы это констатировали полгода назад, но сейчас мы сталкиваемся с практическими проявлениями этих черт.
На фоне справедливого роста недовольства положением дел в стране возникают и развиваются опасные тенденции, которые необходимо учитывать.
Фото: Анатолий Жданов/Коммерсантъ
Ключевые характеристики системы Путина, создающие угрозу жизни и здоровью граждан.
Отношение к гражданам России как к ресурсу для реализации великодержавных амбиций и противостояния с Западом, беднеющее бесправное население, неэффективная российская экономика госкапитализма, нарастающие санкции. Сознательная политика экономии на первоочередных потребностях людей в период стихийного бедствия — пандемии, минимизация помощи им в этот крайне сложный период не только привели к резкому падению уровня жизни — только по официальным данным реальные располагаемые доходы россиян за год упали на 3,5%, а к уровню 2013 года — на 10,6%, но и стали причиной огромной избыточной смертности. С апреля и до конца 2020 года избыточная смертность в России составила 358 тысяч человек.
Ложь, репрессии и террор вместо диалога с обществом. Репрессивные и охранительные действия — это не следствие страха перед людьми, которые выходят на улицу, а признаки изменившегося характера режима, который демонстрирует обществу, что неразрешенная уличная активность будет жестко пресекаться. Репрессивные действия сопровождаются масштабными информационными кампаниями по шельмованию политической оппозиции и всех выражающих недовольство, нагнетанием атмосферы подавления инакомыслия, поиска внутренних врагов и иностранных агентов.
«Гибридный» террор и насилие через частные военные компании, «эскадроны смерти». Это не подчиняющиеся законам, неофициальные, но, возможно, тесно связанные с государством инструменты давления на граждан и осуществления внешнеполитических авантюр. При этом на повестке дня остается острый вопрос о возможном применении внутри страны и за ее пределами боевых отравляющих веществ.
Готовность к применению масштабного насилия в отношении протестующих, к пролитию крови, а также большая вероятность провокаций, подталкивающих к реализации этого сценария. Поддержка российским руководством беспрецедентного насилия в отношении протестующих в Белоруссии, риторика, используемая президентом и госчиновниками в разговоре о недавних протестах в России, не оставляют сомнений в готовности власти к масштабному насилию в отношении граждан, выражающих недовольство. При этом пространства для легального уличного протеста практически не остается.
Агрессивный национализм, имперская политика в отношении соседей, стремление к контролю над постсоветскими странами в различных формах — от реализации доктрины ограниченного суверенитета до аннексии. Готовность к разрыву связей с демократическим миром.
Политический популизм, перерождающийся в национал-большевизм, борьба за власть с помощью разжигания ненависти между бедными и богатыми и посредством накачанной пропагандой толпы, когда реальные проблемы государства и общества используют лишь как инструмент, зачастую ведущий к жестким столкновениям.
В этих условиях в обществе объективно зарождаются и крепнут очень опасные политические тренды.
Раскручиваются националистическая и левопопулистская повестка, что создает условия для перенаправления общественного недовольства с неэффективной несменяемой власти на тех, кого она укажет: на внешних и внутренних врагов. Не следует забывать, что ситуационный союз гражданских активистов с националистами и национал-большевиками уже приводил к трагедии. Подъем национализма и «Русские марши» сначала стали прямой предпосылкой убийства в центре Москвы Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой, а затем сдвиг в общественном сознании был использован путинской системой, которая в 2014 году аннексировала Крым и инициировала кровавую войну с более чем тринадцатью тысячами жертв на востоке Украины.
Мы обращаем внимание общества: националистическая и имперская карты разыграны путинской системой далеко не до конца, актуальными угрозами являются:
- обострение войны на востоке Украины;
- аннексия территорий на востоке Украины;
- аннексия Белоруссии;
- другие авантюры (например, в Африке, на Ближнем Востоке...).
Популизм, непосредственно вытекающий из политического кризиса, в качестве цели антипутинского протеста навязывает обществу так называемое умное голосование, предполагающее поддержку на парламентских выборах «всех, кто против «Единой России», то есть ее очевидных думских союзников, таких как КПРФ, либо просто филиалов — ЛДПР и «Справедливой России», которая превращается в национал-социалистическую организацию. Эти организации последовательно поддерживают антиевропейский дискурс, являющийся идейным центром путинской системы. Агрессивно-имперская внешняя политика — поводок, на котором Путин водит своих союзников. Противостоять этой системе можно, только внятно обозначив неприемлемость имперской внешней политики. Любое голосование за КПРФ, ЛДПР, «Справедливую Россию» — это участие в игре на одной стороне с властью.
Мы также считаем неприемлемым разжигание социальной розни как двигателя протеста. «ЯБЛОКО» уделяет большое внимание антикоррупционным расследованиям, которыми занимается уже много лет, предавая огласке их результаты и настаивая на отмене коррупционных решений и привлечении к ответственности виновных. Но для эффективной борьбы с коррупцией расследований недостаточно — необходима системная реформа, направленная прежде всего на создание независимого суда и решительное отделение власти от собственности. Мы разработали законодательные основы такой реформы и предъявляем их обществу. Без этого содержания антикоррупционная риторика скатывается к простым популистским лозунгам: уравниловке, переделу собственности. «Ненависть к богатым», как и национализм, репрессивная система Путина непременно будет использовать в своих интересах.
Еще одна опасная тенденция, которая становится все заметнее, — уход некоторой активной части общества от реальности, нежелание видеть настоящие проблемы, поиски эмоционального удовлетворения в оторванных от действительности фейковых построениях, нагнетающих то эйфорию, то истерию. К сожалению, эти оценки сегодня относятся не только к ура-патриотической продукции провластных СМИ, но и к протестной информационной среде. Образ напуганной власти, которая вот-вот рухнет, завышенные ожидания от информационных кампаний в соцсетях, сознательно используемая пафосная риторика:
- во-первых, создают реальную угрозу жизни и здоровью людей, которые отправляются «в топку» сетевых кампаний, направленных на решение вполне конкретных задач, но подаваемых как финальная битва добра со злом;
- во-вторых, фактически оставляют за пределами протестного информационного поля важнейшие темы, не вписывающиеся в пропагандистские схемы текущего момента, в частности, изменение Конституции, нарастающий национализм, агрессивную внешнюю политику, войну на востоке Украины, войну в Сирии (при том, что происходящее в Сирии напрямую связано с темой «эскадронов смерти» и применения химического оружия).
В результате ключевой претензией протестующих к Путину большому числу людей представляется «дворец», о котором «ЯБЛОКО» говорило, писало и делало официальные запросы 10 лет назад, а не массовое обнищание и сотни тысяч потерянных жизней россиян.
Чтобы противостоять названным угрозам, Политический комитет «ЯБЛОКА» считает необходимым:
В текущей работе и предвыборной кампании придерживаться ценностной основы, отраженной в политическом меморандуме «ЯБЛОКА».
Считать неприемлемыми какие-либо союзы с националистами, национал-социалистами, коммунистами, другими «левыми», поддерживающими национал-имперскую политику режима.
Постоянно подтверждать, что высшим приоритетом нашей партии является жизнь и здоровье людей, а не мнимая политическая целесообразность.
Последовательно и предельно настойчиво добиваться расследования политических покушений и убийств, достоверного установления исполнителей и заказчиков, раскрытия всего механизма преступления, в частности, доведения до конца расследования убийств Бориса Немцова, Юрия Щекочихина, Тимура Куашева, Фарида Бабаева, Ларисы Юдиной, покушения на убийство Алексея Навального, Владимира Кара-Мурзы, расследования убийства и покушения на жизнь других политиков и общественных деятелей современной России в контексте весьма вероятного действия «эскадронов смерти», связанных с высшими эшелонами власти и бизнеса.
Считать важнейшей задачей Партии непрерывную борьбу за освобождение всех политических заключенных и узников совести, людей, находящихся в неволе формально по одним обвинениям, а реально лишенных свободы по совершенно другим причинам.
Партия сознательно категорически отказывается от насилия как способа борьбы за свободу, демократию и будущее России. Для «ЯБЛОКА» неприемлемо оправдание насилия с чьей бы то ни было стороны.
Партия «ЯБЛОКО» считает для себя главными задачами в условиях системных угроз российскому обществу:
- Сохранять в центре партийной повестки дня проблемы, являющиеся ключевыми для страны.
- Сделать все возможное для участия в выборах в Государственную Думу и формирования в ней фракции демократической оппозиции.
- Продолжать работу Конституционного совещания, прокладывая путь к Учредительному собранию, новой полноценной демократической конституции уважения к человеку и переоснования российского государства.
Наша цель — построение в России современного государства на основе европейских ценностей, встроенных в институты. Именно эта идея должна быть движущей силой гражданского движения, движения созидания — не абстрактной «России будущего», а совершенно четко представляемой и определяемой государственно-общественной системы, основанной на вере, взаимном доверии, любви, творчестве и разуме.
Председатель Федерального Политического комитета
Григорий Явлинский