Академия наук почти 300 лет была главным научным центром страны, самым эффективным сектором российской и советской науки. Даже в советский период она отстаивала свою самостоятельность, свободу научного поиска,по острым вопросам государственной и общественной жизни, нередко занимая позицию, отличную от официальной. Члены академии, сотрудники научных институтов постоянно выступали в защиту жертв политических репрессий, сорвали готовившуюся в шестидесятые годы реабилитацию Сталина.
Выдающиеся научные достижения и гражданственность определили высокий моральный авторитет ученых в обществе.
Недавний пожар в ИНИОН символизирует нынешнее плачевное состояние российской науки. По удельным расходам на науку Россия кратно отстает от всех развитых и многих развивающихся стран (финансирование РАН сопоставимо всего лишь с ежегодными расходами среднего западного университета). Большая часть средств, выделяемых «на науку», расходуется на сомнительные проекты типа «Сколково». Страну покидают перспективные научные кадры, неудовлетворенные условиями научной работы, возможностью реализации ее результатов и общественным климатом (за последние 20 лет из России выехало около полумиллиона специалистов с высшим образованием). Многие из них получают признание за границей, основывают научные школы, возглавляют развитие инновационных технологий, завоевывают престижные премии, в том числе - Нобелевские. В России упал престиж научной деятельности, практически угасает аспирантура - молодые талантливые ученые уходят в бизнес и в менеджмент.
Осуществляется операция по сознательному разгрому Российской академии наук, несущая невосполнимые потери для фундаментальной науки: институты и другие учреждения РАН, включая библиотеки, переподчинены чиновничьей структуре (ФАНО), научное сообщество отстраняется от принятия стратегических решений и управления своей работой, расцветает бюрократизация науки. В РАН искусственно влиты две отраслевые академии, решающие прикладные задачи.
Российский «хайтек» находится на граны утраты когда-то уникального научно-технического потенциала; главный источник генерации инноваций — малый инновационный бизнес — находится в угнетенном состоянии. Доля инновационных продуктов в российской промышленности в сто раз меньше, чем в Европе и США. В стране утрачена существовавшая (в виде отраслевых НИИ) и не выстроена новая система перевода фундаментальных научных знаний в инновационные технологические разработки, слабо защищается интеллектуальная собственность. Деградирует высшая школа – даже лучшие российские вузы занимают лишь двухсотые строчки в мировых рейтингах. Низкая государственная приоритетность научной и инновационной деятельности дополняется мракобесным вторжением малограмотных "идеологов" в историю и другие общественные науки.
Вскрытый в последние годы активистами гражданского общества масштаб фальсификаций (плагиата) при получении научных степеней чиновниками (в том числе высшего ранга) и депутатами Государственной думы РФ в немалой степени способствовали дискредитации научной деятельности в общественном сознании. Апофеозом моральной деградации стал отказ Госдумы принять закон о безусловном лишении таких «ученых» фальсифицированных научных степеней.
При существующем внимании государства к фундаментальной науке Россия обречена на увеличивающееся отставание не только от передовых, но и от развивающихся стран.
У России был шанс, опираясь на исторические традиции, высокий уровень образованности общества и на отечественные научные школы мирового уровня, занять видное место в международной научной и инновационной кооперации. Этого не произошло в связи с неспособностью Кремля изменить роль России как сырьевого придатка мирового постиндустриального ядра.
РОДП "ЯБЛОКО" призывает научное сообщество России выйти из состояния апатии, а государственные органы - осознать необходимость остановить деградацию российской науки и перейти к выстраиванию государственной политики, адекватной технологическому укладу современности. Среди принципиальных направлений действий по спасению российской науки РОДП "ЯБЛОКО" видит:
- восстановление самостоятельности Российской академии наук и отраслевых академий как центров фундаментальных исследований;
- восстановление демократических основ управления наукой и ограничение ФАНО исключительно хозяйственными (обслуживающими науку) функциями;
- увеличение финансирования фундаментальной науки до 2% ВВП и прозрачное распределение этих средств под контролем научного сообщества (в том числе через научные фонды);
- установление более тесных связей академической науки с высшей школой;
- создание системы центров внедрения инноваций, научно-производственных кластеров.
В числе конкретных мероприятий по развитию российской науки:
- налоговое и иное стимулирование негосударственного (корпоративного и частного) финансирования научных и инновационных работ;
- возвращение институтов и иных подразделений Академии в систему РАН;
- практическая реализация положения РАН как высшего научно-консультативного государственного института;
- отмена положения об утверждении Президентом РФ избранного научным сообществом Президента РАН;
- возвращение выборности директоров институтов и демократического порядка формирования их ученых советов;
- возвращение Президиуму и отделениям РАН ведущей роли в определении основных направлений развития науки;
- предоставление научным институтам РАН широкой самостоятельности в кадровых и финансовых вопросах;
- расширение фундаментальных научных исследований в университетах;
- создание научно-университетских комплексов;
- безусловное лишение научных степеней лицами, защитившими диссертации с выявленным плагиатом (независимо от срока давности).
В интересах будущего России надо безотлагательно спасать остатки российской академической науки.