В Великом Новгороде умер известный историк и археолог Сергей Трояновский. Он был членом партии «Яблоко», несколько раз участвовал в выборах, в 2013-2015 годах был депутатом Думы Великого Новгорода.
Сергей Трояновский, лето 2013 года. Фото: Лев Шлосберг
По словам главы Новгородского «Яблока» Анны Черепановой, Сергей Трояновский много сделал для сохранения городской исторической среды. Зампред партии Лев Шлосберг отмечает, что Трояновский был настоящим ревнителем новгородских древностей и бесстрашно боролся за сохранение каждого фрагмента культурного наследия города.
Трояновский возглавлял Новгородское общество любителей древности, был автором более 90 публикаций в отечественных и зарубежных научных изданиях. В последнее время работал над переизданием своего труда «Великий Новгород. Седмицы истории».
«Говорят, незаменимых людей нет. Это неправда, такие люди есть, к ним относится Сергей Трояновский. Прощайте, Сергей Викторович, без Вас Новгород опустел», – пишет Анна Черепанова.
«Сергей Викторович с чрезвычайной болью переживал всё происходящее в нашей стране. Его, как пули, ранили жестокость, равнодушие и невежество. Он переживал всё случившееся с народом как личную драму. Эта драма сократила его жизнь», – уверен Лев Шлосберг.
Умер Сергей Трояновский скоропостижно в ночь на 15 июля. Ему было 55 лет. «Яблоко» выражает искренние соболезнования семье учёного, его коллегам и друзьям.
Мы публикуем статью, которую Сергей Трояновский написал в 2013 году специально для избирательной кампании Новгородского «Яблока», когда он возглавлял список партии. В статье историк Сергей Трояновский рассуждает о современном состоянии общества в стране и рассказывает о становлении демократии в его родном Великом Новгороде.
***
Жить по-новгородски – значит выбирать!
Переживаемое нами политическое состояние страны с трудом поддаётся осмыслению и вразумительному описанию. Усилившийся в последние годы контраст между глянцевыми сообщениями СМИ и гнетущим негативом повседневности, думаю, у многих новгородцев уже породил в душе тревожные чувства. Особенно трудно регулярно признаваться себе в том, что какие бы усилия, знания и опыт ты не прилагал в собственной, профессиональной сфере деятельности, всё это нивелируется процветающим в мире «политической элиты» невежеством, корыстолюбием и чванством. На этом фоне не спасают попытки замкнуться в кругу семьи или друзей, ведь большинство тем для разговоров всё равно касаются «внешнего мира».
Так в чём же состоит сегодняшний выбор для каждого из нас, как будто бы рождённых свободными и желающими подлинной свободы и благополучия для своих детей?
Слово «демократия», ставшее уже более 20 лет назад ругательным в устах многих измученных провальными реформами соотечественников, вряд ли способно воодушевить целый народ на очередной рывок в «светлое будущее». И всё же, пресловутая «эпоха перемен», научив нас выживать по одиночке, семьями и кланами, в последнее время настойчиво диктует необходимость объединяться и предпринимать усилия по улучшению жизни малыми группами, коллективами, подъездами, улицами и городами. То есть брать власть в свои руки, заняться всё той же демократией. Таким же, кстати, виделся ещё в 1909 г. главный путь улучшения жизни страны её известному реформатору П. А. Столыпину: «Итак, на очереди главная наша задача – укрепить низы. В них вся сила страны… Дружная, общая, основанная на взаимном доверии работа – вот девиз для нас всех, русских. Дайте государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней Poccии!». Как подсказывает история наших мест, в этом и есть новгородский выбор.
О вече, идиотах и изгоях
История Великого Новгорода является предметом гордости не только его нынешних жителей, но и всей России. Именно здесь, уже в XI-XII веках возникли первые ростки свободы и демократии, а со временем Новгород превратился в самоуправляющуюся республику, свободную от тирании и внешнего политического давления. Управляя своим городом при помощи избранных на вече посадников, новгородцы приглашали к себе князя «на всей воле новгородской», то есть полностью обеспечивали соблюдение князьями своих прав и свобод.
Основой «новгородской воли» были не только древние родовые традиции и вечевые собрания. После принятия христианства новгородцы быстро овладевают грамотой и становятся одними из самых образованных европейцев. Не случайно отсюда ушёл на княжение в Киев князь Ярослав, открывший в 1030 году в Новгороде первую школу и получивший прозвище «Мудрый».
Политическая жизнь древнего Новгорода (напомню, что в переводе с греческого политика исходно означает управление городом, по-античному, полисом), была очень непростой, порой трагичной и даже кровавой. Но для каждого свободного жителя города не подлежала сомнению необходимость личного участия во всех общественных акциях – от вечевой сходки до совместных пиров-братчин. В этом просматривается общая черта городских сообществ, начиная с греческих городов-полисов, истории Рима, а также средневековых коммун Европы. Людей, сторонящихся публичных сфер жизни и сознательно отказывавшихся от общих собраний и участия в выборах древние греки называли idiotes, что со временем стало русским слово «идиот». В ту далёкую пору это слово означало лишь человека, предпочитавшего уединённую частную жизнь. Ну, а дальнейшая трансформация этого слова чётко обозначила неприемлемость для жителя города сторонней позиции в общественных делах…
Кстати, в древнерусском обществе существовала категория людей, именовавшихся «изгоями». Это были представители разных слоёв общества, в том числе и свободных, порывавших со своим «миром» сельской или городской общиной. Среди них были и те, кого греки назвали идиотами. В случае разрыва со своей общиной эти люди неизбежно оказывались под чьим-то покровительством, в основном князя или епископа. Конечно, властное покровительство защищало их жизнь и гарантировало какие-то права на существование, но свободными таких людей уже никто не считал.
По мнению исследователей, на новгородском вече, куда регулярно или по тревожному призыву сходились свободные жители города, зародились первые выборные традиции, сформировались и получили развитие основы представительной и непосредственной демократии.
Вечевые избирательные процедуры завершались заключением договора с новым должностным лицом и принесением им присяги – крестоцелования. С ее принятием вступали в силу все властные полномочия, установленные новгородскими обычаями и традициями. Решения веча оформлялись дьяком в виде вечевых грамот и других документов. Их подписывали и скрепляли своими печатями архиепископ, посадник, тысяцкий, кончанские старосты. Исполнение решений вменялось в обязанность не только горожанам, но и жителям всех остальных территорий Новгородской земли.
Насилие и стихийные вспышки недовольства, нередко имевшие место на вече, не санкционировались и не одобрялись городскими властями. Новгородским посадникам и другим выборным фигурам, включая архиепископа, время от времени приходилось улаживать подобные конфликты самыми разными способами: от силового воздействия до молитвенного призыва к миру и спокойствию. Особенно боялись веча князья, причём опасались они не затяжного политического противостояния, а спонтанных вспышек гнева горожан, разозлённых фактами продажности или лицемерия высших должностных лиц республики.
«Домом Святой Софии – премудрости Божьей» будут называть Новгород его жители уже в XIII веке. В этом названии отражается и религиозность новгородцев, и их понимание самого важного качества в мире развитой экономики и цивилизованной торговли. Именно мудрость, как следствие высокой образованности и культуры, а также эффективное самоуправление в сочетании с постоянно эволюционировавшей системой выборов должностных лиц республики помогли новгородцам сохранять свою независимость и процветание города на протяжении пяти столетий.
Конечно, можно вспомнить о временах земства и деятельности выборных органов городского управления в XVIII-XX вв. Но это были времена довольно жёстких сословных или идеологических ограничений в деятельности городского парламента. Например, в выборах гласных, т. е. депутатов, городской Думы в 1893 г. принимало участие лишь 134 состоятельных новгородца, при том, что количество мест в думе было всего 29. В советские времена в состав Новгородского горсовета входило 300 (!) депутатов (данные на 1971 г.), но даже при такой внушительной численности невозможно представить между ними свободную дискуссию по принципиальным вопросам городского управления или наполнения бюджета вне партийных установок и плановой экономики.
Вот и выходит, что лучшим «уроком истории» для современных политиков остаются вечевые времена.
Как справедливо подметил академик В. Л. Янин, почётный гражданин Великого Новгорода: «Несмотря на наличие в Новгороде древностей, у него нет старости».
Сергей ТРОЯНОВСКИЙ, август 2013, Великий Новгород