25 апреля 2015
Агентство «Псковская Лента Новостей»

Перечитывая губернатора

После опубликования стенограммы интервью губернатора Псковской области Андрея Турчака в эфире «Эхо Москвы в Пскове», в ходе которого глава региона прокомментировал ряд вопросов, поднятых ранее депутатом областного Собрания, лидером регионального отделения партии «Яблоко» Львом Шлосбергом, в редакцию поступил ответ - развернутый комментарий заочного участника дискуссии.

Приводим текст комментария Льва Шлосберга целиком:

Я прочитал интервью Андрея Турчака в эфире «Эхо Москвы в Пскове», и у меня сложилось впечатление, что либо он не знает, кем и чем руководит, либо в его словах, к сожалению, много неправды.

О местном самоуправлении

Всем тем, кто знаком с ситуацией в местном самоуправлении Псковской области, известно, что вся так называемая «реформа», а на самом деле разрушение сельского самоуправления ведётся под непосредственным руководством и в соответствии с личными указаниями губернатора.

Да, внесенные в минувшем году изменения в федеральный закон о местном самоуправлении создали повод для очередной атаки на местное самоуправление, но оставили для разумных региональных руководителей возможность скорректировать ситуацию региональными законами, с помощью которых регионам дано право увеличить число и объем полномочий сельских поселений, сохранить их финансовую основу. Разумный руководитель так и должен был поступить.

Андрей Турчак этой возможностью не воспользовался, и к 13 неотъемлемым полномочиям сельских поселений, установленных федеральным законом, областным законом были добавлены только три, причем финансово незначительные, просто технологически обременительные для районов. А, например, финансово подкрепленное полномочие по содержанию местных дорог оставили за районами, передав им соответствующие деньги. В результате минувшей зимой разумные главы районов поспешили вернуть это полномочие поселениям, хотя бы в части дорог в пределах населенных пунктов, хотя необходимо всем сельским поселениям возвращать это полномочие по всей протяженности сельских дорог, в том числе между деревнями.

Псковской области повезло минувшей зимой, снега было мало. Между тем народ по-прежнему шел к главам волостей с претензиями по уходу за дорогами, а те были вынуждены отвечать, что теперь это полномочия районов. Районы между тем получили деньги, но объем исполненных полномочий был намного меньше заданий.

И это только один эпизод. Отняли у сельских поселений деньги от продажи и аренды земли, что является, по меньшей мере, глупостью, но посмотреть на эту ситуацию можно и как на коррупционную - с какой стати районам заводить в свой бюджет деньги от продажи и аренды земли на территориях поселений, увеличивать очередь просителей?

В бюджете 2015 года доля подоходного налога, зачисляемого в бюджеты сельских поселений, была по предложению губернатора снижена в 5 раз - с 10 до 2 процентов, и сельские бюджеты просто рухнули.

И вот после этого обескровливания сельских бюджетов начался процесс укрупнения поселений. Губернатор этот процесс объявил, губернатор задал этому процессу оценочный вектор, сказав, что поселениям теперь нечем управлять, так зачем они нужны в таком количестве?

Подобного рода заявления показывают некомпетентность Андрея Турчака в вопросах организации сельской жизни, его непонимание важной социальной функции сельских властей на территориях, где до половины жителей – пенсионеры, многие из них – инвалиды, многие – одинокие люди. Никто, кроме сельских депутатов, сельской администрации не дойдет до этих людей, не проверит, как они живут, как зимуют, как покупают продукты, как попадают на приём к врачам, как покупают, доставляют и готовят к топке дрова. Да, это далеко не всегда прямые полномочия поселений, но это - реальная жизнь, так живут люди. Это азбучные вещи, губернатору стыдно это не видеть, не понимать.

Радикальный слом структуры сельских поселений, происходящий сейчас в Псковской области, приведет к запустению многих ныне действующих волостных центров, в них перестанут приниматься решения самими селянами в свои интересах.

Только полностью далекий от провинциальной, сельской жизни человек может поддерживать присоединение сельских волостей к городам, что ликвидирует сам институт полноценного представительства интересов граждан на сельском уровне, что происходит сейчас в Дновском, Печорском, Плюсском и Себежском районах. 2-3 сельских депутата в составе 10-14 депутатов городского поселения физически не смогут отстоять интересы своих избирателей. Сельские территории становятся полностью депрессивными, в том числе в части местного самоуправления. Кому это выгодно, чьим интересам это соответствует?

О Владимире Шураеве

Андрей Турчак продолжает с упорством, достойным лучшего применения, защищать своего подчиненного по вопросам местного самоуправления Владимира Шураева.

Очевидно, некому рассказать губернатору, как 10 ноября 2014 года на совещании в Великолукском районе главы сельских поселений буквально со слезами на глазах объясняли областному чиновнику, бывшему главе района, что создание в большом районе из 11 поселений 4 с протяженностью до 75 км равносильно уничтожению сельского самоуправления, лишению тысяч граждан доступа к самоуправлению.

Ответственные и компетентные люди, за плечами каждого из которых по 10-15, а то и 20 лет работы на поселенческом уровне, пытались достучаться до Шураева, но тщетно. Ответ был: «Губернатор принял решение, выполняйте решение губернатора». И дал срок до 14 ноября обеспечить принятие положительных решений собраний депутатов сельских поселений, ранее принявших решение об отказе от такого укрупнения. В итоге в большинстве из 11 поселений сессии собраний депутатов вообще не проводились, а протоколы о якобы проведенных сессиях писались прямо в здании администрации Великолукского района. Основываясь на этих фальшивках, власти области потом приняли областной закон об укрупнении поселений Великолукского района. Результат – тяжелые суды, падение авторитета власти.

Отельная история - борьба Владимира Шураева за очередной этап укрупнения поселений Псковского района, уже укрупненных при его власти до неприличия. Две выбранных в качестве жертвы волости (Ершовская и Краснопрудская) сопротивлялись отчаянно, и смогли себя отстоять. В Ершовской волости для принятия решения об укрупнении не хватило одного голоса, и депутатов трижды заставляли после этого собираться, чтобы дожать. Дожать не получилось. Но глава волости с сердечным приступом оказался в больнице, а какие-то люди от имени какого-то «Владимира Васильевича» подходили к депутатам и предлагали деньги за голосование в поддержку присоединения волости. Конечно, Андрей Турчак об этом ничего не знает и искренне верить в честность Владимира Шураева.

Я лично пять раз приезжал в Ершовскую волость и видел этот, с позволения сказать, процесс. Жаль, что Андрей Турчак не слышал, что говорили о нем и Шураеве «укрупняемые люди». Узнал бы про себя и своего подчиненного много нового и важного.

В Палкинском районе после хамского совещания в администрации района под руководством Шураева с депутатами Родовской волости 2 февраля, уже на следующий день, 3 февраля, без назначения сессии, проводится заседание собрания депутатов, главным аргументом на которой служит позорный аргумент о том, что район «пообещал» губернатору укрупнить волость, значит, надо подчиниться. Депутатов сломали и дожали.

Ни один руководитель областного комитета по местному самоуправлению во всей новейшей истории Псковской области не принес столько вреда местному самоуправлению, как Владимир Шураев. Я не верю, что эта разрушительная политика ведется чиновником без ведома и прямого указания губернатора.

О реорганизации образовательных учреждений

По не менее разрушительному процессу, т. н. «филиализации» учреждений образования, культуры и физической культуры, большинство из которых являются муниципальными.

Если Андрей Турчак не ставил задачу их форсированной ликвидации после реорганизации, то кто ей ставил? От кого районные чиновники – и главы районов, и начальники отделов и управления образования получили задачу говорить повсеместно, буквально одними и теми же словами, с одними и теми же аргументами об отсутствии денег – и руководителям образовательных организаций, и педагогам, и родителям – о том, что на школу нет денег, поэтому сейчас – филиал, а потом – как хватит денег. При этом финансовой выгоды от этого процесса никакой, а юридическая возможность обойтись без учета мнения граждан при закрытии филиала в Законе есть. Только в этом – суть всего процесса «филиализации».

Я написал запрос первому заместителю губернатора Вере Емельяновой, когда будет принят обещанный в декабре 2014 года лично Андреем Турчаком региональный правовой акт «о защите филиалов от произвола», и буквально только что, 14 апреля, получил ответ, что 12 января в Положение о порядке создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений Псковской области, а также утверждения уставов государственных учреждений Псковской области и внесения в них изменений внесены изменения, касающиеся порядка создания и ликвидации филиалов учреждений, открытия и закрытия представительств учреждений. В соответствии с этими изменениями создание и ликвидация филиалов учреждений, открытие и закрытие представительств учреждений осуществляются по решению отраслевого органа, принимаемому по согласованию с Администрацией области, или на основании распоряжения Администрации области (в случае, если функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Администрация области). То есть – решение принято только в отношении областных учреждений, причем и в нем учет мнения граждан отсутствует, что и требовалось доказать.

Все ответы областных чиновников депутатам областного Собрания визирует заместитель губернатора Максим Жаворонков, отвечающий в администрации за юридическую сферу.

Ни слова в этом ответе – о самом обещании губернатора защитить филиалы именно муниципальных учреждений, потому что на них держится вся сеть, угроза именно им является наиболее масштабной.

Андрей Турчак сказал в своем интервью «Эху», что этот правовой акт не принят по причине «нерасторопности чиновников». Я хорошо знаю, какими расторопными бывают чиновники администрации области, когда им что-то надо. Четыре месяца прошло с декабрьского обещания губернатора о создании этого акта, причем прямо говорилось об учете мнения населения, и нет его. Потому что – не нужен он, потому что ликвидация части филиалов запланирована на это лето, и законные возражения граждан губернатору не нужны.

Сколько сказано уже о том, что согласно Гражданскому кодексу во главе филиала должен стоять полноценный руководитель, а не заместитель руководителя на полставки или даже четверть ставки. Никакой реакции «самых высокопрофессиональных юристов в истории областной администрации» нет.

Как можно все детские сады района объединять в один? Как можно несколько сельских школ, расположенных на расстоянии 50-70 км одна от другой, объединять в одну? Как директор такой школы будет нести личную ответственность за учебный процесс, безопасность учащихся, в том числе противопожарную, организацию внеклассной работы, работу с родителями? Говорят, что директоры будут ездить в свои филиалы чуть ли не ежедневно. Глупость же. Кто считал затраты на транспорт? Кто считал время, необходимое для полноценной работы на месте расположения филиала? Когда им, в конце концов, вести свои уроки, ведь практически все они – ведущие предметники в своих школах, и это абсолютно законная часть их занятости. А за руководство детсадовскими филиалами школ директорам решили вообще не платить. То есть ответственность возлагают, но не платят даже символических денег.

В результате этих опасных преобразований в области публично унижается и административно уничтожается целый класс руководителей образовательных учреждений, без которых невозможно нормально организовать учебный процесс. А для того, чтобы вырастить руководителей, нужны годы и годы.

О результатах «оптимизации» социальной сферы в целом

Вот уже Счетная палата России проанализировала государственную статистику и отметила, что реформы последних лет во всех отраслях социальной сферы ухудшили положение людей, в первую очередь доступность жизненно важных услуг для граждан.

В кои-то веки стала расти смертность, куда дальше, какие ещё нужна доказательства ошибочности выбранной технологии «оптимизации»? Но даже эти страшные в полном смысле слова цифры не останавливают антимодернизацию в Псковской области.

Это уже не просто равнодушие к интересам и судьбам людей, это демонстративное отрицание очевидного. Такой подход для власти в принципе неприемлем, он разрушает сами принципы работы властей.

О заповедных землях Национального парка «Себежский»

Андрей Турчак был вынужден отреагировать на скандальную ситуацию с раздачей земель Национального парка «Себежский» якобы многодетным. Можно подумать, он ничего не знал о действиях своего заместителя Сергея Перникова и главы Себежского района Леонида Курсенкова.

Когда 17 семей из Республики Беларусь получают земли около Угаринки и доверяют все операции с землей от своего имени одному риелтору – это, по мнению губернатора, ничем криминальным не пахнет. Когда земля выделяется считанным многодетным семьям района, причем очень бедным, которые прямо говорят, что не смогут построить себе дома на Угаринке – это не вызывает у губернатора никаких подозрений.

Когда число многодетных семей в Себежском районе в несколько раз меньше, чем число предполагаемых к нарезанию земельных участков (200), это не наводит губернатора ни на какие мысли.

В конце концов, ни в самом Себеже, ни в округе нет никаких централизованных очистных сооружений, а все кто был на Угаринке, знает, какой это хрупкий кусочек заповедной земли, стоящий на чистейшей речке, там даже банального дренажа нет. Как 200 семей могут без риска для себя и природы жить на этом перешейке между двумя озерами? Но вопросы экологической безопасности просто не принимаются во внимание.

Извините, если это не прямое вредительство, прошу простить за термин из прошлого, то что это?

О намерении приватизации «Фармации»

Ситуация с попытками приватизации государственного предприятия Псковской области «Фармация» за несколько лет стала уже банальной до неприличия. Андрей Турчак, конечно же, не видит, что вокруг этого предприятия ходит, как кот вокруг банки с жирной сметаной, один из его заместителей, и никак не хочет увидеть в этом сюжете экономическую составляющую. Хватит уже делать вид, что это «борьбы за повышение конкуренции на рынке», это, мягко говоря, выглядит подозрительно.

В интервью «Эху» губернатор представил ситуацию как борьбу за свободный рынок. Как будто рынка не существует сейчас, а ГП ПО «Фармация» не выполняет высоко чувствительные в социальном и правоохранительном отношении функции по работе с льготными категориями граждан, обороту наркотиков, муниципальными аптечными сетями и многими другими сферами деятельности в области фармации, которые как раз и должны быть выведены из рынка и напрямую обеспечиваться государством – особо отмечу, в соответствии с Федеральным законом.

Кроме того, возможная приватизация «Фармации» приведет не к экономии затрат бюджета области а к их росту, так как потребуется финансирование воссоздание на другой базе функций, которые сейчас выполняет «Фармация».

Жители Псковской области, имеющие право на получение льготных лекарств, не забыли, что творилось на этом рынке в 2009-2010 годах, когда добрые знакомые этого заместителя губернатора предприняли первую попытку «вхождения в рынок» в Псковской области. Попытка зайти на тот же рынок через внутреннюю дверь администрации области ничем по существу от предшествующих действий не отличается, только технологией захвата рынка.

*  *  *

В целом ситуация с новыми реформами Андрея Турчака выглядит очень печально. Ладно, губернатор не слышит оппозицию, это давно не новость, это неправильно, но не страшно – неприятность эту мы переживем.

Но губернатор не слышит и не хочет слышать рядовых людей – своих избирателей, ответственных граждан, которые с законом в руках аргументированно защищают свои права и интересы, на народные деньги существующие школы, детские сады, больницы, учреждения культуры. Это неправильно со всех точек зрения. Это противоречит самому принципу власти, согласно которому власть оказывает услуги гражданам и действует в их интересах, а не наоборот.

Очень важно, что эти вопросы звучат в средствах массовой информации, важно, что журналисты прямо задают эти вопросы губернатору, но ещё важнее, чтобы эти публичные дискуссии приводили к результатам, изменению позиции администрации области, лично губернатора, в интересах людей. Тогда народу имеет смысл содержать власть, в противном случае, такого смысла нет.

Лев Шлосберг, депутат Псковского областного Собрания, РОДП «Яблоко»

Оригинал

 


Статьи по теме: Региональные вопросы


Все статьи по теме: Региональные вопросы