Администрация и Совет депутатов города Барабинска (Новосибирская область) отказались увековечивать память своего знаменитого земляка диссидента и писателя Анатолия Марченко, потому что он, по их мнению, не является выдающимся деятелем и не совершил реальный подвиг.
Анатолий Марченко. Фото: из семейного архива
Анатолий Марченко – последний погибший советский политзаключенный. По распространенной версии, именно его смерть после 117 дней голодовки подтолкнула Михаила Горбачева начать процесс освобождения заключенных, осужденных по политическим статьям. В 1988 году Европарламент наградил Анатолия Марченко (посмертно) и Нельсона Манделу премией «За свободу мысли» им. Сахарова.
Анатолий Марченко родился в Барабинске, а умер в Чистополе (Татарстан), где отбывал свой последний, шестой, срок.
В октябре этого года региональные отделения партии «Яблоко» в Новосибирской области и Татарстане предложили властям Барабинска и Чистополя увековечить память правозащитника – назвать его именем улицы, библиотеки, установить памятник или бюст.
Глава Чистопольского муниципального района Д. Иванов в ответ сообщил, что намерен вынести эту инициативу на общественное обсуждение, а вот власти Барабинска ответили «Яблоку» категорическим отказом.
Председатель Новосибирского «Яблока» Наталья Чубыкина получила два идентичных ответа. Один от замглавы Администрации Барабинска В. Шульгина, второй – от председателя Совета депутатов города С. Иванова.
«Ваше предложение не может быть поддержано в связи с тем, что Марченко А.Т. не являлся выдающимся государственным и общественно-политическим деятелем, защитником Родины, героем труда, деятелем науки и культуры или совершившим в своей жизни реальный подвиг при проведении военных действий либо в мирное время», – заявили чиновник и депутат.
Администрация Барабинска воспринимает память об Анатолии Марченко как вызов сложившейся в стране политической системе и как напоминание о никуда не ушедшем прошлом, комментирует полученный ответ Наталья Чубыкина.
«Сейчас история противодействия беззаконию и системе подавления со стороны бывшего бурильщика Марченко, вынужденного ценой свободы, здоровья и в итоге жизни, добиваться справедливости в несправедливом государстве, звучит слишком актуально, – отмечает глава Новосибирского «Яблока». – История с политическим ГУЛАГом закольцовывается, любое инакомыслие чревато длительными сроками заключения».
Примечательно, что более известных земляков у авторов бюрократического отказа не было, нет и, скорее всего, никогда не будет, говорит Наталья Чубыкина.