Городские власти обсуждают возможность появления музея в «Расстрельном доме». Об этом сообщил в ответ на обращение члена партии «ЯБЛОКО» Алексея Нестеренко заместитель руководителя Департамента культуры города Москвы Владимир Филиппов.
«По итогам множественных обращений граждан, представителей общественных организаций и родственников жертв политических репрессий в адрес мэра Москвы Сергея Собянина и Правительства Москвы в Департаменте культурного наследия города Москвы состоялось совещание с представителями собственника здания компании «Вереск», Департамента культуры города Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, а также директора Государственного музея истории ГУЛАГа», — говорится в ответе.
Участники совещания приняли совместное решение о необходимости дополнительной проработки следующих вопросов:
- оценка стоимости и возможности выкупа здания с целью передачи его в оперативное управление Государственному музею истории ГУЛАГа;
- предоставление собственником здания мемориальной части для музеефикации Государственным музеем истории ГУЛАГа.
Однако для окончательного решения об использовании «Расстрельного дома» необходимо согласие собственника.
В 2012 году Комиссия по градостроительной деятельности на территории города Москвы признала Расстрельный дом объектом культурного наследия регионального значения.
«Еще в 2013 году Мосгорнаследие заявляло, что в «Расстрельном доме» будет крупный мемориальный комплекс, но с того времени так ничего и не изменилось. Поэтому мы будем продолжать требовать создать музей в этом историческом здании. Только когда на Никольской, 23 появится табличка, что там будет открыт музей, тогда мы успокоимся», — заявил Алексей Нестеренко, который еженедельно с 2011 года проводит пикеты у «Расстрельного дома» за создание музея.
В этом здании в 1938 году отец Нестеренко получил приговор по сфальсифицированным обвинениям, его в тот же день расстреляли, его мать осталась одна с тремя детьми.
В здании на Никольской, 23 с начала 30-х и до конца 40-х годов располагалась Военная коллегия Верховного Суда СССР, выносившая приговоры «врагам народа» — всего более 31 тысячи репрессированных.
В «Расстрельном доме» были приговорены к смерти в конце 1930-х годов многие известные люди — режиссер Всеволод Мейерхольд, писатели Исаак Бабель и Борис Пильняк, ученый-экономист Николай Кондратьев, маршалы Михаил Тухачевский и Александр Егоров и другие.
Партия «ЯБЛОКО» проводит сбор подписей за создание музея в этом здании.