В Мордовии разразился громкий коррупционный скандал в сфере ЖКХ. Прокурор республики Валерий Мачинский в конце марта на координационном совещании руководителей правоохранительных органов заявил, что деньги, поступающие в жилищно-коммунальную систему, используются неправомерно, то есть попросту разворовываются. Уголовные дела кое-как возбуждаются, вот только суммы возвращенного ущерба иначе как смехотворными назвать нельзя.
При этом и само количество возбужденных дел в разы меньше реально совершенных преступлений, дают понять правоохранительные органы.
Причиной такой ситуации может состоять в тесной связи криминала в ЖКХ с властями республики, которая вполне могла быть выстроена, как отмечают независимые наблюдатели, за 17 лет правления экс-главы региона Николая Меркушкина (на текущий момент возглавляет Самарскую область). Родственники Меркушкина и по сей день контролируют ключевые сферы экономики Мордовии, в том числе ЖКХ – не без помощи сына бывшего главы, Алексея, который сразу после ухода отца был назначен вице-премьером мордовского правительства и курирует целевые программы.
В конце января этого года прокуратура уже поймала директора одной из управляющих компаний (УК) региона в сфере ЖКХ на воровстве более 8 млн рублей. Оказалось, что организация, которая обслуживала 39 многоквартирных домов, не выплатила эти средства налоговой службе. При этом деньги от жителей поступали исправно. Чтобы не возвращать долг, директор пошел на хитрость и обратился в Арбитражный суд с иском о признании своего общества банкротом. Иск был удовлетворен, а руководитель продолжил свою криминальную деятельность уже в новой фирме с созвучным названием, предварительно перезаключив договора с жильцами.
Его коллега из Домоуправления №5 в Саранске попался на присвоении более миллиона рублей, поступивших от потребителей в период с августа по ноябрь 2010 года. Деньги якобы были потрачены на стройматериалы для ремонта кровли домов, но в реальности оказались в кармане директора. Аналогичную сумму уже на фиктивном вывозе мусора заработал руководитель другого саранского домоуправления. Ему также предъявлено обвинение в совершении мошеннических действий.
По словам прокурора республики Валерия Мачинского, на данный момент управляющие компании региона задолжали только поставщикам электроэнергии 800 млн рублей. При этом к жителям по оплате претензий нет. Деньги растворились после поступления в УК. Объемы воровства высоки, но виновники в большинстве своем остаются безнаказанными. В 2012 году было возбуждено 11 уголовных дел, из них лишь 5 направлено в суд. В итоге сумма возвращенного ущерба составила около 3 млн рублей.
Правоохранители разводят руками: министерство ЖКХ работает крайне неэффективно, а, судя по объемам воровства, фактически покрывает коррупцию в профильной сфере. Контрольные проверки сотрудниками ведомства носят формальный характер, а контроль целевого использования средств, выделенных на переселение из аварийного жилья, не осуществляется в принципе, отмечает прокурор Мордовии. За два последних года органы проверили только 68 организаций ЖКХ, тогда как в республике их насчитывается 1100.
Тем временем, министерство энергетики и тарифной политики правительства Мордовии, по данным прокуратуры, не постеснялось включить в тарифы для населения «расходы на проведение праздничных и спортивных мероприятий, приобретение подарков, путевок, выплату материальной помощи…».
Такой разгул коррупции в ЖКХ в республике может объясняться просто: денежные сферы в регионе, в том числе ЖКХ, вероятно, могли остаться под контролем людей бывшего главы Мордовии Николая Меркушкина, в том числе его родственники. На их совести катастрофическое состояние жилищно-коммунального сектора и срыв его модернизации. ЖКХ давно является привлекательной целью для коррупционеров: общая сумма инвестиций за три года в жилищно-коммунальный блок Мордовии составила почти полмиллиарда рублей. Кроме того, высокий доход обеспечивают постоянно растущие тарифы. С 1 июля этого года запланирован их очередной рост. На 10,1% подорожает вода, на 12,3% – тепло.
Несмотря на то, что воровство в ЖКХ уже несколько лет беспокоит местных правоохранителей, возбуждения уголовных дел, как уже отмечалось, в большинстве случаев удавалось избежать. По неофициальным данным, силовое прикрытие «жилищно-коммунальному клану» по возможности, судя по всему, мог обеспечивать муж племянницы экс-главы региона Алексей Березин, он занимает пост заместителя прокурора Мордовии.
То, что главный прокурор республики сразу после ухода Меркушкина из региона обрушился с резкой критикой на сферу ЖКХ, означает, что в силовых структурах Мордовии началась война за сферы влияния. Силовики пытаются вытеснить «старую гвардию», лишившуюся былого влияния. Не исключено, что в ситуацию вмешается Генеральная прокуратура РФ, как это произошло на Ставрополье. За злоупотребления в ЖКХ губернатор Ставропольского края Валерий Зеренков получил представление от Генпрокуратуры с требованием устранить нарушения закона в жилищно-коммунальном секторе. А это уже серьезный удар по репутации политика.
Тем временем, в бизнес-кругах Мордовии продолжают возмущаться тем, что игрокам рынка ЖКХ раньше даже приходилось выплачивать «откат» семейству Меркушкина, иначе бы им просто не дали работать. Так, в 2009 году, когда бывший глава региона властвовал в Мордовии уже 15-й год, назначенный им министр ЖКХ Рашид Аширов попался на крупной взятке. Бойцы ФСБ задержали его с поличным при получении 2,3 млн рублей – его доли из бюджетного финансирования подрядчика. В защиту «своего человека» тогда, как говорят в Мордовии, Меркушкин «поднял» весь свой административный ресурс. В итоге горе-министр отделался условным сроком на четыре года и штрафом в 500 тыс рублей.
О коррупции в ЖКХ заявляют и редкие оппозиционеры, которых еще не успели «придавить». Единственная оппозиционная газета «Мордовия сегодня» оказалась жертвой притеснений со стороны местных властей в 2007 году. На то время приходился расцвет правления Николая Меркушкина. Главного редактора издания Анатолия Сардаева, в отличие от проворовавшегося министра ЖКХ, посадили в тюрьму на реальный срок за «служебные злоупотребления», которые, видимо, оказались гораздо опасней для общества по сравнению с взяточничеством крупного чиновника. Международный комитет защиты журналистов неоднократно заявлял, что Сардаева лишили свободы за его профессиональную деятельность. В 2009 году бывшего редактора условно-досрочно освободили, но газету он восстановить так и не смог.
«За годы работы Меркушкина Мордовия не только не вышла из состава десяти экономически самых отсталых регионов России, но еще больше увеличила свое отставание», – отмечал лидер мордовского отделения партии «Яблоко» Владимир Гридин на акции протеста против коррупции в регионе, прошедшей у представительства Мордовии при президенте РФ в Москве еще в 2010 году. Он подчеркивал, что по масштабам коррупции Мордовия может дать фору другим регионам. Среди основных проблем Гридин называет коррупцию в ЖКХ и махинации с землей под многоквартирными домами.
Особо остро проблема с землей в Саранске встала при подготовке к празднованию 1000-летия единения мордвы с народами Российского государства, состоявшегося в 2012 году. Под строительство дорог, мостов и культурных объектов власти отправили под снос около 30 тысяч квадратных метров жилья на поистине золотой для города земле. Чиновники, угрожая судом, в буквальном смысле выкидывали людей из своих домов на улицу, предлагая в качестве компенсаций переселиться в недостроенные многоэтажки или дома, отжившие свой век.
Скандал разразился в июле 2010 года – в то время Николай Меркушкин еще занимал пост руководителя региона. Не исключено, что столь решительные меры в отношении собственного народа губернатор предпринимал, поскольку заботился о благополучии своих родственников. Значительную часть строительных подрядов в республике получают структуры холдинговой компании «Саранскстройподрядчик», где членом совета директоров числится старший брат Меркушкина – Александр, а первым вице-президентом – его племянник Сергей Меркушкин.
Стоит отметить, что Александр Меркушкин, по версии журнала «Финанс», обладает состоянием в 3,7 млрд рублей и владеет долями как минимум в 16 мордовских компаниях. Самого же экс-главу Мордовии Николая Меркушкина в кулуарах называют подпольным миллионером с состоянием как минимум в 100 млн долларов.