28 апреля 2025
Специально для сайта

Страна украденного будущего

Коррупция в России не просто деструктивное поведение и социальный недуг, с которыми можно справиться с помощью стандартных юридических мер. Она глубоко связана с качеством институтов и укоренена в политической системе страны. Сплав авторитаризма и коррупции создает токсичную среду, которая препятствует развитию общества, ухудшает качество жизни людей, подрывает гражданские ценности и основы демократического управления. Эксперт по антикоррупционной политике Алексей Карнаухов объясняет, как системная коррупция приводит к хроническому отставанию России и вражде со всем миром.

Алексей Карнаухов. Фото: пресс-служба партии

В популярном сериале «Доктор Кто» есть известные злодеи — застывшие, как статуи, плачущие ангелы. За время, пока человек моргает, они подбираются к нему и крадут самое ценное, что у нас есть — время. Несчастные попадают далеко в прошлое, а плачущие ангелы поглощают все годы, которые люди должны были прожить. Точно так же, как фантастические существа похищают время, системная коррупция в буквальном смысле крадет наше будущее, и эта закономерность поразительно упускается из виду при поиске причин и выхода из плачевного положения современной России.

Упущенное время на примере «русского айфона»

16 лет назад на рынке появился первый айфон. Не нужно напоминать, как корпорации Apple удалось совершить революцию на рынке смартфонов, на глазах создавая историю технологий. И вот, наконец, летом 2023 году происходит чудо: Россия презентует свой Р-ФОН как очередной импортозаместительный ответ западным странам. Как это постоянно случается, пафос вышел преувеличенным. Сильно опоздавший российский смартфон внезапно оказывается производимой в Китае калькой с бангладешского Symphony Helio 80, разве что с худшей камерой.

Пример Р-ФОНа по-настоящему хрестоматийный: за разработкой отечественного телефона стоит акционерное общество «Рутек» бывшего министра связи и советника президента России Леонида Реймана (он основал компанию и формально владел ею до 2021 года, других аффилированных лиц компания не раскрывает). Фирма заявляет о производстве и другой электроники от IP-камер до ноутбуков. До этого еще одна компания Реймана «Ангстрем-Т» задолжала госкорпорации ВЭБ солидные 815 миллионов евро — они были выделены под запуск производства микроэлектроники. Мало сомнений в том, что новый бизнес Реймана заточен под будущие госконтракты на поставку отечественной техники, учитывая тенденции в законодательстве, направленные на отказ государства от использования импортной техники.

Вопрос времени, когда появится журналистское расследование о безуспешных вложениях государства в российский смартфон. Но главное здесь — как выстроена система, где нет места частным инициативам, кроме тех, что могут фантастическим образом получить кредиты на сотни миллионов евро от государства. Россияне уже привыкли к новостям о баснословных заработках очередного друга Путина и коррумпированных чиновниках. Точно так же большинство привыкло жить в прошлом, уже не замечая на фоне относительно современного антуража больших городов, как страна все больше отстает в главном — в наших возможностях.

Системная коррупция и ее цена

Пока сверстники в Евросоюзе получают доступ к современному и качественному образованию по всей Европе, пользуются социальными гарантиями и доступной средой, могут свободно путешествовать и развиваться просто по праву рождения, молодые люди в России ищут пути не быть раздавленными системой. В лучшем случае российской молодежи грезится эмигрировать за рубеж (причем с ростом пессимизма все меньше людей видит лучшую долю в отъезде) или самим встроиться в жернова госмеханизма. Согласно опросу Левада-центра, в 2019 году уехать надеялись 53% молодых людей, а в марте 2023 только 23%, что довольно рационально, учитывая возросшие издержки и вызовы эмиграции. Около 70% людей ощущают страх и тревогу. Все погибшие или покинувшие страну люди, все нерожденные поколения — все это в конечном итоге цена, которую Россия платит за системную коррупцию и именно за неё.

Что вообще означает это понятие, «системная коррупция»? Чаще всего для описания этого социального недуга используется определение известной исследовательницы коррупции Алины Мунгиу-Пиппиди. Она идентифицировала системную коррупцию как способ социальной организации в противовес системам, где коррупция изолирована, то есть встречается от случая к случаю в конкретных секторах и учреждениях. Причем наличие повсеместной коррупции далеко не значит, что госаппарат перестает работать. Напротив, взятки могут цементировать иерархию внутри публичной службы.

Ранее принятый экономический и институциональный подход к коррупции, легший в основу реформ Всемирного Банка и МВФ, в последние годы пошатнулся. Попытки построить абстрактные сильные институты в тотально коррумпированных странах при усилиях международных организаций дали слабый эффект. На фоне критики такого подхода окрепла теория коллективного действия как ответа на системную коррупцию. Но поднятие борьбы с коррупцией на знамена народных волнений привело к тому, что коррупцией стали называть что угодно, а реальные причины и последствия стали упускаться из виду.

За системной коррупцией всегда стоят дисфункции институтов. Взятки, откаты, своячество — социальные практики в ответ на то, что иначе людям не удается добиться желаемого. Каркасом такой формы коррупции выступает авторитаризм.

Как аргументирует мыслительный центр U4, системная коррупция подразумевает три главных фактора: широко распространенные сети вовлеченных участников, институционализация через неформальные правила и выполнение насущных социальных функций. В России все эти элементы присутствуют. И сочетание криминала, бизнеса и власти в той или иной пропорции, и «понятия» вместо права, и, чаще всего, невозможность иначе решать встающие перед людьми проблемы от устройства детей в детский сад до участия в госзакупках. Стоит добавить, что каркасом такой формы коррупции выступает авторитаризм, а последствием — хроническое отставание в экономической и технической гонке с другими странами, подрыв возможностей для реализации человеческого потенциала.

В поисках ответов и здравого смысла

Но у системной коррупции в России оказались далеко идущие и куда более страшные последствия. Обнуление президентских сроков Владимиром Путиным и подавление любых критических голосов привели к утрате правящей верхушкой связи с реальностью. Россия, которая и так тяготеет к модели господской власти и имеет долгую печальную историю угнетения конституционных движений, оказалась отброшена на многие десятилетия в прошлое не только экономически, но и ценностно. Право отрицается как ценность в угоду насилию и выгоде. Имитация и ложь стали обыденностью. Неслучайно наша страна оказалась в одном клубе с Северной Кореей, Ираном и другими примерами ретроградных диктатур. В конечном итоге, именно системная коррупция в российском государстве привела к трагедии, которая происходит в Украине.

Поэтому вопрос коррупции и того, что лежит в ее основе — один из ключевых для поиска выхода из плачевного положения нашей страны. U4 правильно указывает, что за системной коррупцией всегда стоят дисфункции институтов. Взятки, откаты, своячество — это социальные практики в ответ на то, что иначе людям не удаётся добиться желаемого. Правы и те эксперты, кто предлагает смотреть глубже в нравы и порядки конкретной страны в поисках источников и выходов из коррупции в ней. Михаил Жванецкий метко отразил обыденный образ мышления в России во фразе «если нельзя, но очень хочется, то можно». Пока мы не найдем ключи к преодолению коррупции через культурную идентичность в России, никакие заклинания о необходимой системе формальных институтов нам не помогут.

Россия, которая и так тяготеет к модели господской власти и имеет долгую печальную историю угнетения конституционных движений, оказалась отброшена на многие десятилетия в прошлое не только экономически, но и ценностно. Право отрицается как ценность в угоду насилию и выгоде. Имитация и ложь стали обыденностью.

Многим хотелось бы, чтобы, как в фантастической истории, прилетел Доктор на машине времени и исправил наши беды, но этого не случится. Такие надежды сродни поиску безальтернативного лидера оппозиции, кто придет к власти, немедленно победит коррупцию и сделает всем хорошо. Это опасная ловушка коллективного бессознательного в России из той же серии, что «победа над коррупцией» сталинскими методами. Отброшенные в прошлое, россияне как будто неосознанно ищут таких же архаичных решений проблем и здесь вдвойне важно выступать источником здравого смысла и ясных решений. И если расследования журналистов и НКО на самом деле крайне важны всегда (они высвечивают как именно выглядят действующие коррупционные практики), то умозаключения из них должны быть совсем иными.

Концептуальные выводы

Никто не сможет реформировать страну без внятной стратегии, и современные социальные либералы — единственная политическая сила в России, кто ее может создать. Карточный домик режима Путина рано или поздно обвалится и, если возникнет окно для проведения реформ, к этому моменту нужно иметь взвешенную антикоррупционную политику. И шире — нам нужен план, как сплотить общество вокруг ценности публичной добросовестности. России необходим коллективный запрос на жизнь в будущем, а не прошлом. От того, насколько социал-либеральная оппозиция сможет такой запрос сформировать и донести привлекательное, умное видение будущего через просвещение, зависит успех всего предприятия.

Вопрос преодоления системной коррупции — это вопрос права не только ныне живущих, но и будущих поколений на достойную жизнь. Напомню, в настоящее время права будущих поколений трактуются в контексте охраны среды обитания и защиты биологического разнообразия. Эта концепция апеллирует к цели устойчивого развития из принципа 3 Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию (1992). На мой взгляд, права будущих поколений должны учитывать право на государство, свободное от коррупции.

Каждый упущенный год вражды с окружающим миром, каждая потерянная или покалеченная жизнь, все несовершенные открытия, невоплощенные произведения искусства и инженерии — все это невосполнимая цена за коллективное безразличие и привычку жить во лжи. Но все вызовы имеют рациональные решения, нужно только найти их. Простым написанием закона и попыткой заставить его исполнять дело не обойдется. В древности коррупцию понимали как моральное разложение, потерю гражданских ценностей. Возможно, время взглянуть на проблему под этим, непривычным для нас, забытым углом.

Автор

Карнаухов Алексей Владимирович

Юрист, директор Центра антикоррупционной политики партии

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).

Статьи по теме: Центр антикоррупционной политики


Все статьи по теме: Центр антикоррупционной политики