О кампании партии в Госдуму, вызовах, которые стоят перед нашей страной, политической активности молодежи и многом другом читайте в большом интервью зампреда «Яблока» Ивана Большакова шеф-редактору казахстанского портала Rezonans.Asia Ассоль Мирмановой.
– Иван, спасибо, что в самый разгар электоральной кампании нашли время ответить на вопросы для центрально-азиатской аудитории. Насколько Ваша партия «Яблоко» готова к выборам в парламент? Какую работу провели в партии в межэлекторальный период для получения мест в Государственной Думе?
– «Яблоко» готовилось к этим выборам. В декабре 2019 года мы избрали новое руководство: лидером партии стал молодой эколог и правозащитник Николай Рыбаков, который много лет возглавлял экологический центр «Беллона». Конечно, пандемия коронавируса осложнила работу. Тем не менее, мы практически сразу приступили к подготовке к выборам. В 2020 году «Яблоко» боролось против обнуления президентских сроков, и это было частью нашей кампании. Мы получили относительно успешный результат на местных выборах, увеличив свое представительство на 50 муниципальных депутатов.
Мы также провели внутрипартийную реформу, входе которой старались, с одной стороны, сделать партию более компактной, дисциплинированной и мобильной, а с другой запустить современные институты внутрипартийной демократии и вовлечь сторонников в работу партии. И, конечно, мы достаточно заблаговременно начали агитационную кампанию. В условиях, когда доступ к телевидению ограничен, печатные агитационные материалы и работа в интернете становятся важной частью избирательной кампании, и мы активно этим занимаемся.
Иван Большаков, фото: пресс-служба «Яблока»
– Какие вызовы перед Россией стоят в ближайшее время?
– В современной мире мощь государства измеряется не в ракетах и танках, а в экономических показателях и привлекательности страны для жизни. России, прежде всего, предстоит определиться с моделью развития. Идет ли она по пути демократического государства с современной рыночной экономикой, в котором есть конкуренция, а институты работают так, чтобы обеспечивать развитие и раскрывать потенциал людей. Или сохраняет отсталую сырьевую экономику и архаичный авторитаризм.
В мире формируются три центра силы: Китай, США и Евросоюз. Остальные государства являются их союзниками или остаются на периферии мировой политики и экономки. По оценке МВФ, мы занимаем 2% мировой экономики, США – 25%, Китай – 17%, ЕС – 20%. России стоит определиться, с кем ей быть. К сожалению, в ближайшей перспективе самостоятельным центром силы наша страна стать не может, но повлияет на перспективы того центра силы, к которому присоединится. Об этом давно и много говорят такие интеллектуалы, как Григорий Явлинский и Параг Ханна. Но в руководстве России сегодня этого понимания нет.
Второй вызов связан с ошибочным курсом внешней политики. Россия поссорилась со всем западным миром, думая, что главной угрозой национальной безопасности является НАТО. Отсюда нарастание конфронтации с США и ЕС, наращивание военной мощи и новая гонка вооружений. Внешняя политика Кремля строится на эмоциях, обидах и фантазиях о глобальных космических войнах, а в реальной жизни угрозы для России – это международный терроризм, вооруженные конфликты в Центральной Азии и квази-государственные образования вроде ИГИЛ, Талибана, Хезболлы. В связи с тем, что мы всячески стимулировали вывод американских войск из Афганистана, поддерживали Асада в гражданской войне в Сирии, мы оказались в ситуации, когда контроль над значительной частью Афганистана перешел к талибам, а на другой части обосновался ИГИЛ. Эти движения обязательно будут осуществлять экспансию на территорию постсоветского пространства, стимулировать там радикальный исламизм и терроризм, и в дальнейшем все это пойдет в Россию. При этом у нас абсолютно незащищенные границы с государствами Центральной Азии, и одни мы с этими угрозами просто не справимся. Без кооперации России и западных стран противостоять глобальным вызовам и угрозам невозможно.
Третий вызов сегодня – это санкции, которые душат нашу экономику. Российским властям казалось, что ничего страшного в санкциях нет и есть большой запас прочности. Но оказалось, что это не так. Внешняя политика Владимира Путина привела к тому, что сегодня у России нет друзей, поэтому против нас вводят санкции все, кому ни лень. Но агрессивная внешняя политика ведет не только к напряжению и изоляции, но и экономическому кризису. А за политическую близорукость Кремля приходится расплачиваться всем жителям страны.
Экономика России застряла где-то между стагнацией и рецессией. Реальные располагаемые доходы граждан падают шестой год подряд. Согласно исследованию банка Credit Suisse, по итогам 2020 года Россия вошла в пятерку стран по масштабу и скорости падения благосостояния населения. Сегодня наши люди почти в 15 раз беднее американцев, в 19 раз беднее испанцев и в 7 раз беднее эстонцев. Финансовое положение россиян ухудшается примерно на 10% каждый год. В скором времени нас ожидают новые санкции в связи с углеродным налогом ЕС. И если ничего не менять, нас ждут времена и похуже. Нужно отказываться от конфронтации и налаживать отношения с миром, иначе сегодняшняя политика и дальше будет ослаблять Россию.
– Какую роль реально смогут сыграть партии в решении этих проблем?
– В России все решения сегодня принимаются в Кремле. Роль парламента и партий, представленных в нем, крайне незначительна. Даже «Единая Россия» – не правящая партия, а партия власти, которая поддерживает официальный политический курс, но сама не генерирует его. Однако от результатов предстоящих выборов в Госдуму и распределения мест в парламенте будет завесить, продолжится ли сегодняшняя политика или начнется разворот в другую сторону. Чем больше мест получит нынешние парламентские партии, тем больше будет нарастать международная изоляция и экономический кризис, продолжится холодная война. Появление демократической фракции в Госдуме позволит, как минимум, притормозить этот процесс и не довести ситуацию до реальной войны, а максимум – начать постепенно выкарабкиваться из режима санкций и изоляции, налаживать отношения с США и ЕС.
– С какими трудностями сталкиваются оппозиционеры в России? Есть ли разница между проблемами молодого поколения и старого в обычной работе?
– Заниматься политикой в России все сложнее, выборы в России фальсифицируются с 1996 года, независимых СМИ и бизнеса, готового спонсировать оппозицию, немного. Пространство свободы сужается все больше и больше: принято репрессивное законодательство, ограничивающее политическую деятельность, работу некоммерческих организаций, навешиваются ярлыки «иностранных агентов» и «нежелательных организаций» на тех, кто не согласен с действующей властью и говорит правду о ситуации в стране. Конечно, интернет для нового поколения более простой и эффективный способ политической мобилизации. Но это прекрасно понимает и власть, поэтому новая волна ограничений направлена на новые медиа. Роскомнадзор блокирует огромное количество ресурсов – от оппозиционных сайтов до нейтральных, но независимых, СМИ. Twitter замедляется, Telegram блокировался и может быть заблокирован вновь. По новому законодательству фактически запрещена агитация в социальных сетях. Работают целые «фабрики троллей» – их можно игнорировать, но соревноваться с ними очень сложно.
– С какой платформой идёт на выборы Яблоко?
– Мы единственная партия, которая с первых строк своей программы прямо говорит, что считает политику Путина неприемлемой и ведущей страну в тупик. Мы требуем освободить политических заключенных, отменить все репрессивные законы, ограничивающие права и свободы человека, расследовать политические преступления, такие как убийство Бориса Немцова и отравление Алексея Навального. Мы выступаем за ликвидацию госкорпораций, нормализацию отношений с западными странами, за безвизовый режим с Евросоюзом и отмену всех ограничений на ввоз в страну иностранных продуктов и лекарств. Платформа «Яблока» – это сокращение военных расходов и направление финансовых ресурсов на здравоохранение и образование, это повышение благосостояния людей и расширение пространства свободы. Ни одна партия, кроме «Яблока», не осмеливается на такую позицию.
– Какие региональные проблемы планируется решить Вашей партией с учетом повышения политической активности населения в регионах?
– Региональные проблемы невозможно решить отдельно от общероссийских. Они во многом обусловлены политической системой и тем, как выстроены федеративные отношения. Президент и его администрация оказывают огромное влияние на процесс назначения и отставки губернаторов, регионы фактическим не обеспечены необходимым финансированием. Подавляющее большинство налогов, собираемых в регионах, уходит в Москву, и потом регионы вынуждены выпрашивать их обратно, чтобы выполнять минимальные социальные обязательства, что еще больше усиливает их зависимость и лояльность. Поэтому значительное количество бюджетов дефицитные, у регионов накоплен огромный долг, по решению правительства они были вынуждены проводить оптимизацию социальной сферы, закрывать больницы, школы, объекты культуры в малых городах и поселках. Отсюда и остальные местные проблемы, вокруг которых в последнее время возникали протесты.
«Яблоко» добивается изменения подхода и предлагает концепцию «Новая бюджетная политика». Это иные приоритеты бюджета и справедливое распределении налоговых доходов между всеми уровнями бюджетной системы. Люди хотят, чтобы у них во власти были представители, которые станут голосом граждан, а не чиновников или связанных с ними коммерсантов. У нас в списках нет представителей местных кланов и финансово-промышленных групп, «Яблоко» – партия граждан, которая помогает в решении местных проблем, но честно говорит людям, что изменить ситуацию можно только сменой власти и политики в стране.
– Насколько активно бывшие сторонники Навального переходят в Вашу партию?
– В России очень низкая идеологическая интеграция партий, и многие политические активисты бегают из партии в партию в поисках лучшей жизни. Поэтому приход сторонников Навального в «Яблоко» или уход активистов «Яблока» в другие структуры является закономерным и обычным явлением. После разгрома ФБК, ситуация в штабах Навального очень тяжелая, и значительное количество его соратников сегодня эмигрировали и находятся за границей. Пока сложно оценить, насколько активно сторонники Навального интегрируются в «Яблоко», но несколько бывших координаторов его штабов действительно работают в нашей партии и даже возглавили региональные отделения.
– Какой конкретно запрос у этой страты, на Ваш взгляд? Понятно, что перемен. Но каких именно перемен хотят люди? Просто какой-то активности или есть список?
– Молодежь действительно хочет перемен и, прежде всего, свободы и возможности реализоваться в своей стране. А для этого нужны развитие, а не застой; конкуренция, а не монополизм; свобода творчества вместо цензуры; поддержка некоммерческих организаций и предпринимательской активности вместо госкорпораций; свобода прессы вместо пропаганды; контрактная армия вместо призывной. Всего этого сегодня нет в России, поэтому молодежь не видим условий для развития, протестует или уезжает.
– Наблюдаете ли Вы активизацию политического интереса у молодёжи в связи с изменениями последнего времени: появление закона об иноагентах, признание ФБК экстремистской организацией, рост информационной пенетрации общества?
– На самом деле, молодежь в России очень разная и, к сожалению, большинство молодых людей аполитичны или настроены конформистски. Одновременно с этим, немало молодых людей, недовольных происходящим. Они хотят изменений, поэтому записываются в наблюдатели, становятся политическими активистами, работают волонтерами в НКО и, конечно, выходят на митинги. Но у любого протеста всегда есть предел. Если ты все время упираешься в стену, возникает усталость и разочарование, особенно когда вместо изменения ситуации лишь аресты, автозаки и уголовные дела. Разгром ФБК, объявление иноагентами независимых СМИ и НКО, снятие с выборов оппозиционных кандидатов ведут к апатии и снижению активности, уходу в «диванные эксперты» и эмиграции.
– Кто сегодня является реальными конкурентами либералам и в чем уязвимости платформы Ваших конкурентов на выборах?
– «Яблоко» противостоит на этих выборах сразу всем остальным партиям. Все четыре партии в Госдуме являются конкурентами для либералов. Они протестуют против отдельных решений власти, поднимают узкие проблемы, которые невозможно решить в рамках сложившейся системы, а по самым главным вопросам поддерживают режим и лично Владимира Путина, а значит, не являются реальной альтернативой. Кроме того, у людей накопилась усталость от присутствия в парламенте одних и тех же лиц, поэтому власти придумали спойлеров, партии-однодневки, которые будут отбирать голоса у настоящей оппозиции, но забудут о своих избирателях через пять минут после выборов. Мы очень надеемся, что избиратели разберутся и не попадутся в эту ловушку.
– Насколько силён в России конфликт поколений с учетом разной информационной обработки разных поколений? Молодёжь ведь не смотрит телевизор и слушает не Соловьева, а Дудя.
– Конфликт поколений действительно есть, но он был и будет всегда. Действительно существует два разных мира: мир телевизора и мир интернета, которые между собой практически не пересекаются. Но реальная стратификация значительно сложнее. У нас разрыв на уровне среднего поколения, потому что в 90-е и начале 2000-х в значительной степени детей воспитывали бабушки и дедушки, а не родители. Да, молодежь предпочитает использовать интернет как источник информации, но в политическом смысле это часто та же пропаганда и «информационный мусор». Отсюда порой такие странные предпочтения у молодежи. Социологические опросы показывают, что две трети молодых людей одобряют фигуру Сталина, а самые популярные политики для них – это Путин, Кадыров и Жириновский. Интернет – просто хороший способ обмена и распространения информации, но проблема в том, что он не создает принципиально нового качества, и поверить в ложь в интернете намного проще, чем в газетах и на телевидении. Поэтому значительно большее распространение получает пропаганда, манипуляции и теории заговоров, чем либеральные идеи.
– Как Вы работаете сейчас с молодёжью и другим протестным электоратом, чтобы привлечь их к себе? Насколько эффективны инструменты простой прямой агитации в инфошуме?
– «Яблоко» сейчас в целом достаточно молодежная партия. Мы выдвинули самый молодой список в нашей истории, средний возраст кандидатов – 40 лет, многим кандидатам на проходных местах около 30 лет и меньше. У нас самый молодой лидер списка из всех 14 участвующих в выборах партий. Мы стараемся делать партию более современной и используем все формы агитации: и в новых медиа, и в классических СМИ. Информационный шум действительно сильный, но иногда так складываются обстоятельства, что голос правды становится заметным. Мы просто стараемся быть нормальными на фоне тех, кто соревнуется в архаичности, невежестве и ура-патриотизме.
О ком статья?
Член Федерального политкомитета партии, руководитель аналитического управления партии. Политолог, член Российской ассоциации политической науки