Центр информационных коммуникаций «Рейтинг», в рамках проекта «Национальный рейтинг», опубликовал очередное исследование, посвящённое оценке деятельности глав субъектов Российской Федерации. Одним из экспертов исследования выступил член Федерального политкомитета партии «Яблоко» Александр Гнездилов:
Александр Гнездилов. Фото: пресс-служба партии
Наступившая «третья волна» пандемии и грядущие выборы остаются среди ключевых социальных и политических вызовов для глав регионов.
Где-то, как в Бурятии и Тыве, власти пошли из-за роста заболеваемости на введение полноценного локдауна. Где-то, как в Москве, ограничились отдельными мерами вроде введения QR-кодов, которые при этом оказались очень болезненными для бизнеса и вызвали немало жёсткой критики. А где-то продолжали проводить массовые празднества без соблюдения социальной дистанции и масочного режима — яркими примерами такого «пира во время чумы» стали «Алые паруса» и парад в честь Дня ВМФ в Санкт-Петербурге.
Есть различия и в том, какими методами власти разных регионов стремятся обеспечить удовлетворительный для федерального центра ход избирательной кампании. Где-то используется традиционный приём, когда идущий на выборы в Госдуму губернатор не уходит в отпуск, и его предвыборный пиар проходит в формате «освещение текущей деятельности». А, например, в Челябинской области появились клубы некоего волонтёрского движения «Команда Текслера», которые формально никак не связаны с участием губернатора в выборах и потому не должны оплачиваться из избирательного фонда и подчиняться каким-либо правилам предвыборной агитации.
На этом фоне показательно возвращение Москвы к стандартам избирательных кампании времён позднего Юрия Лужкова. Издаваемые за счёт налогоплательщиков окружные газеты не в первом номере открыто рекламируют не текущую работу Сергея Собянина, а его деятельность как № 1 в городском списке партии власти.
На протяжении почти 10 лет, после многотысячных протестов на Болотной и Сахарова в декабре 2011 года, московская мэрия стремилась выстраивать более тонкую работу с избирателями. То, что теперь эта тонкость отброшена в сторону, говорит о существенном падении рейтингов власти и о неверии на Тверской в то, что приемлемый для администрации президента результат можно получить если не честно, то, по крайней мере, внешне сравнительно корректно. Думаю, что эта неуверенность относится не столько к популярности самого городского правительства, сколько к рейтингу партии, чьей кампанией сейчас заняты многие главы регионов.