В России за коррупционные преступления в прошедшем году осудили более 500 чиновников, однако преступников это не останавливает. Согласно индексу восприятия коррупции Transparency International, Россия по-прежнему на низких местах, а по данным Счетной палаты из-за коррупции экономика теряет триллионы рублей. Желания принимать законы, которые бы преследовали чиновников за «незаконное обогащение» на госслужбе, в стране нет, но есть желание народа приводить в отношении коррупционеров смертные приговоры.
Александр Гнездилов. Фото: пресс-служба партии
Как отмечает в беседе с Finam.ru член политкомитета партии «Яблоко», главный редактор Smart Power Journal Александр Гнездилов, даже если не вдаваться в вопросы «аморальности» смертной казни, она вряд ли будет эффективной: «Эти меры не останавливают коррупцию в Китае. И не остановят у нас. Во-первых, там, где государство решает очень многое, риск коррупции повышается».
По мнению Гнездилова, вопрос не в жесткости закона, а в его соблюдении: «Законы работают не тогда, когда они очень жесткие, а когда элита, начиная с главы государства, готова соблюдать сама те правила, которые она применяет. И тогда соблюдение этих законов постепенно становится всеобщим.
А у нас законы пишутся для всех, кроме личных друзей и сослуживцев. Но так и у любого министра, любого губернатора, любого мэра, любого главы района тоже есть свои друзья и родственники. Он смотрит наверх и берет пример».
Говоря о борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти, Гнездилов приводит популярный пример основателя современного Сингапура Ли Куан Ю, начавшего борьбу с мздоимством с посадки людей из своего ближнего круга.
При этом сам Гнездилов говорит с иронией, что можно обойтись и более гуманными методами: «У меня предложение: если власти не хотят садиться в тюрьму за коррупцию, пусть за нее человеку бьют по лбу один щелбан.
Всего один, но публично, на площади, и всем, независимо от того, с кем ты учился или служил, кто твой друг и кто ты сам. Независимо от того, чей ты бенефициар.
Когда это наказание будут публично нести все, с самого верха, можно постепенно вводить два щелбана, потом три, потом уже и в тюрьму. Так в борьбе с коррупцией будет толк, а когда «друзьям все, а остальным закон», никакие сроки и никакие расстрелы не помогут».
О ком статья?
Член Федерального политического комитета партии. Театральный режиссер. Главный редактор Smart Power Journal