Ситуативное смягчение порядка голосования по поправкам в Конституцию, невозможность полноценного контроля за его ходом и подведением итогов, потенциальная безнаказанность инициаторов и исполнителей фальсификаций могут обеспечить желаемые высокие результаты явки и «одобрения» изменений, но одновременно убивают легитимность процесса правки Основного закона и стимулируют правовой нигилизм.
Центральная избирательная комиссия (ЦИК) 28 февраля разрешила проводить досрочное (в том числе надомное) голосование не только для полярников и подводников, но и для избирателей, живущих в других местах, «где отсутствуют помещения для него и затруднено транспортное сообщение», – делается это якобы в ответ на жалобы избирателей. При этом подсчитать долю проголосовавших досрочно вне избирательных участков будет невозможно – в итоговой форме протокола общероссийского голосования в отличие от протокола традиционных выборов такие графы не предусмотрены.
Решение ЦИК дополняет картину правовой неопределенности голосования, которое должно стать последним этапом в легитимации предложенных Владимиром Путиным конституционных новелл. Предложенный порядок голосования не определен в законе, это фактически социологический опрос, но его результаты имеют значение для принятия поправок, и потому он тоже должен быть как-то описан. Решение ЦИК – это шаг назад: возвращение досрочного и надомного голосования, которые всегда были лазейками, облегчавшими фальсификации, отмечает член ЦИК в 1999–2016 гг., руководитель Центра законодательных инициатив «Яблока» Елена Дубровина. Упрощенный порядок голосования, не предусматривающий видеонаблюдения и затрудняющий работу независимых наблюдателей на местах, показывает, что ради быстрого принятия поправок власть отказывается даже от видимости соблюдения приличий, считает Дубровина. Голосование по таким правилам сделает фактически невозможным ни выявление, ни тем более наказание фальсификаторов.
Проблема обеспечения высокого уровня явки и одобрения поправок на общероссийском голосовании тем острее, что пока россияне плохо знают и плохо же понимают президентские новеллы. По данным «Левада-центра», 58% опрошенных не осознают необходимости внесения поправок в Конституцию (осознают 36%), сути предложений не понимают 64% (понимает 31%). По данным ВЦИОМа, 77% респондентов затруднились сказать, какие поправки предполагается внести в Основной закон. По данным «Левады», самая большая группа респондентов – 37% – не определилась с отношением к поправкам, твердо намерены голосовать за них 25% опрошенных. Это, вероятно, беспокоит Кремль, который ради нужного результата готов донести урну или кнопку для голосования в каждый дом. Непонятые поправки к Конституции, принятые по неясным процедурам и с сомнительными результатами, могут дать нужную явку, но едва ли способны укрепить уважение к Основному закону и к праву вообще – скорее усилят отчуждение граждан от власти.