Илья Шуманов, Максим Круглов, Юрий Джибладзе, Евгений Федоров о борьбе Госдумы с расследованиями Навального и "Transparency International"
Максим Круглов: Конечно. Кроме того власть поняла, что антикоррупционные расследования являются катализаторами политических протестов, протестных настроений. Люди, видя такое масштабное воровство, выходят на улицу, даже не боясь того, что акция не санкционирована, хотя я оставлю за скобками, стоит ли их звать на несанкционированную акцию, тем не менее, российская молодежь показала, что этого она не боится, такая наглая коррупция вполне себе для нее повод для того, чтобы возмущаться и требовать отставки того или иного чиновника. Поэтому люди во власти понимают, что это опасная штука, что эта история опасная и задействуют весь свой арсенал от депутата Федорова, который на улицах разбирается с конкретными гражданскими активистами, до депутата Поклонской, которая хочет использовать какие-то правовые инструменты, под которые не подпадают эти организации.
Михаил Соколов: Кстати говоря, депутат Федоров опять нас покинул, а то бы я ему назвал фамилии людей, которые нападали, например, на Давида Френкеля и Всеволода Нилаева — это было в конце 2016 года. Сейчас те, кто с зеленкой нападал, тоже известны их фамилии. Они потом говорят после того, как их задержат, что, конечно, ни в каком НОДе не состоят, а просто возмущенные граждане — это такие хитрые ходы.
Максим Круглов: А что касается Пригожина, есть расследование по поводу его связей с Министерством обороны. У Антикоррупционного центра партии «Яблоко» есть большое расследование про картельный сговор на постах детского питания в школах, за этим тоже как раз стоят структуры Пригожина.
Михаил Соколов: Это в Москве или по России?
Максим Круглов: Это в Москве. Они стали монополистами в этой сфере и тоже выигрывают все госзакупки, правила которых заточены именно под его конкретные компании. В этом смысле мы тоже публиковали расследование, подавали официальную жалобу в Федеральную антимонопольную службу, она находится в производстве. Что касается Минобороны — это картина очень масштабная, по поводу Пригожина — это частный случай. Что далеко ходить, когда Главный военный прокурор сам признает, что каждый пятый рубль в гособоронзаказе разворовывается. Счетная палата Российской Федерации тоже признает, что 20%, которые направляются на гособоронзаказ, расходуются неэффективно.
Михаил Соколов: Вообще власть проявляет замечательную мягкость как к тем, кто занимается этим безобразием, нападением на улицах, так и к тем, кто лезет в карманы государства, собственно к гражданам, налогоплательщикам. Я вижу сейчас новость как раз: Федеральная антимонопольная служба России признала, что компании, связанные с бизнесменом Евгением Пригожиным, нарушили антимонопольное законодательство. Это сообщила Любовь Соболь, юрист Фонда борьбы с коррупцией. Она отметила, что ФАС максимально смягчила это дело, по всей видимости, будут наложены административные штрафы. А вообще уголовное, насколько я понимаю, дело можно было, суммы большие — три миллиона рублей.
Максим Круглов: ФАС, насколько я понимаю полномочия этой службы, не может возбуждать уголовные дела.
Михаил Соколов: Но прокуратуре может передать.
Максим Круглов: Да, обстоятельства дела, конечно, могут передать прокуратуре.
Михаил Соколов: Юрий, скажите, правозащитники каким-то образом могут по этой теме более активно может быть начать выступать?
Юрий Джибладзе: Конечно. В принципе коалиции правозащитников и антикоррупционеров, как активистов, так и организаций неправительственных, в последние годы очень активно в мире развиваются, начинают и в нашей стране, не так активно, как хотелось бы, к сожалению. Но мы уже не раз обсуждали с коллегами из «Трансперенси Интернешнл» в России различные идеи о сотрудничестве в этом плане. Поскольку для нас очевидно, что коррупция создает условия, часто непосредственно приводит напрямую к нарушениям прав человека. Связь тут очевидно, не надо быть большим ученым, академиком для того, чтобы ее понять и увидеть. В принципе такие попытки уже делались, несколько лет назад мы вместе с фондом НДМ и некоторыми другими коллегами издавали доклады о связи коррупции и нарушении прав человека в некоторых сферах нашей жизни, таких как вооруженные силы, полиция, миграционная сфера и некоторые другие. Но надо, конечно, более активно, вы правы.
Михаил Соколов: Активность теперь проявляют самые разные структуры. «Трансперенси Интернешнл», как нам напоминал Илья Шуманов, занималась компаниями Михаила Ресина, тоже, кстати, депутата Государственной Думы, что они втянуты в эту сферу, которую навязывает Москве мэрия по массовому сносу домов, готовятся к распилу бюджета. Не случайный персонаж, не случайное упоминание. Максим, как вы считаете, какие есть сейчас в России инструменты для выявления коррупции в высшем эшелоне власти? Есть в государственной системе такие дыры, через которые можно узнавать, что там у них происходит в этом черном ящике?
Максим Круглов: Есть, конечно, инструменты, которыми оперирует, например, «Трансперенси Интернешнл», например, ФБК, например, Антикоррупционный центр партии «Яблоко» - это, во-первых, открытые источники, во-вторых, Росреестр, через который можно узнавать о собственниках крупной собственности и так далее.
Михаил Соколов: Правда, они начинают тут же закрывать свои списки, прятать, фальсифицировать и так далее.
Максим Круглов: Насколько я знаю, есть инициатива ФСБ, которая предлагает вообще запретить предоставлять по запросам граждан, а предоставлять только по решению прокуратуры. Но пока еще какие-то возможности и дыры остаются для гражданских организаций, слава богу, что они появились. Вообще по-хорошему, конечно, должны официальные институты в политической системе страны отвечать за такие вещи. Например, если бы был институт парламентского расследования, когда оппозиционные партии инициируют его, когда привлекаются профессионалы для этого расследования.
Михаил Соколов: Для этого должны быть оппозиционные партии в Думе.
Максим Круглов: Для этого должна быть конкуренция, для этого должна быть совершенно другая политическая система. В условиях, когда все закатано под асфальтовый каток, появляются такие низовые гражданские организации, которые берут на себя эту деятельность, что, безусловно, хорошо, другого пути нет.
Михаил Соколов: Сегодня нас порадовал Алексей Навальный и его команда, порадовали еще одним сюжетом очень интересным, связан он с серым кардиналом современного режима Игорем Ивановичем Сечиным, как говорят, "настоящим Игорем Ивановичем", поскольку есть еще Игорь Иванович Шувалов, вице-премьер. "Настоящий" Игорь Сечин, старый соратник Владимира Путина еще с работы в мэрии в Петербурге, он сегодня отличился, точнее, одна из его дочерних фирм, опять же сладкая тема государственных закупок, роскошества, любви к красивой жизни, то, что мы видели с Дмитрием Медведевым, с его красивой жизнью, теперь красивая жизнь Игоря Сечина. Причем я должен заметить, что некоторые критики Алексея Навального говорили, что Навальный Сечина не трогает, «Роснефть» не трогает, таких влиятельных людей не трогает. На самом деле, когда что-то попадается, почему бы не рассказать об этой интересной жизни. Давайте посмотрим и обсудим.
Михаил Соколов: В этой публикации на сайте есть замечательная диаграмма, где показаны долги компании «Роснефть» под управлением Игоря Сечина. В 2012 году этот долг был чуть больше одного триллиона рублей, а в 2017, за пять лет, более пяти триллионов рублей. Вот такой замечательный хозяйственник, правая или левая рука нынешнего государя Вся Руси Владимира Путина. На ваш взгляд, это система или это исключение эта история?
Максим Круглов: К сожалению, это никакое не исключение, к сожалению, это система. И действительно, если порыться на сайте госзакупок, то такие закупки кричащей роскоши, особенно за бюджетные средства, они очень популярны, они ничем не ограничены. К сожалению, это данность нашей жизни. Вы говорили об инструментах расследования, сайт госзакупок открыт для того, чтобы общественность могла все это наблюдать. Там действительно не так просто все найти, но тем не менее, возможно. Вы критиковали ФАС за то, что мягкое решение по поводу повара.
Михаил Соколов: Там до шести лет можно, я посмотрел, кстати говоря, за картельный сговор давать.
Максим Круглов: Тем не менее, это же по инициативе ФАС создан сайт госзакупок, где все открыто, где все это можно смотреть и объяснять людям, каким образом наши чиновники распоряжаются нашими же бюджетными средствами, нашими налогами. К сожалению, это система, с ней нужно поступать достаточно радикально, системно ее менять. Для этого нужна политическая воля, для этого нужна другая политическая система.
Михаил Соколов: Юрий, на ваш взгляд, со времен Карамзина, который на вопрос царя, что происходит в России, ответил «воруют, государь», что-то изменилось принципиально или нет?
Юрий Джибладзе: К сожалению, за последние десятилетия уровень коррупции, на мой взгляд, вырос колоссальным образом. В этом плане только масштаб коррупции может меняться, принципиально, к сожалению, все то же самое — воруют. Другое принципиальное изменение все-таки есть, а именно то, что есть антикоррупционные организации, антикоррупционные эксперты, антикоррупционные активисты. Благодаря расследованиям, благодаря системным действиям, просветительским, информационным кампаниям, в том числе с использованием интернета и социальных сетей, общество знает. Мне кажется, в этом и состоит главная перемена.
С одной стороны вроде бы все привыкли, не удивляются дворцам, яхтам и икорницам за 83 тысячи, с другой стороны мы видим и из ежедневных разговоров с соседями, с людьми обычными, не активистами, что в общем-то это людей очень сильно раздражает. То, что люди выходили на улицы в марте, думаю, выйдут снова и снова, говорит о том, что достигнут уже какой-то предел. Если вопросы демократических институтов, к сожалению, война в Украине, какие-то грубые нарушения прав человека не приводят к тому, что люди в большом количестве высказывают недовольство, то, наверное, коррупция при ее колоссальных масштабах — это то, что реально может всколыхнуть большое количество людей и привести к активизации общества. Именно, наверное, этим и объясняется острая болезненная реакция последних дней. Еще наложилась на всю эту историю программа так называемой реновации, которая абсолютно незаконным образом проталкивается, пропихивается. Ясно, что это тоже волнует десятки, сотни тысяч человек, это затронет миллионы человек пока что только в Москве, а на самом деле потенциально десятки миллионов человек по всей стране. Конечно, там наверняка есть корыстные интересы застройщиков и связанных с ними властей. Это все надо смотреть, расследовать, делать это абсолютно прозрачным. Люди имеют право знать. Думаю, этот лозунг «мы имеем право знать» отличает сегодняшнюю ситуацию от времен Карамзина.
Михаил Соколов: Максим, люди знают, но знать — не значит предотвращать, скажем так.
Максим Круглов: Безусловно. Юрий говорит, что позитивные изменения заключаются в том, что есть организации гражданского типа, которые это все расследуют, но мне кажется, этого катастрофически недостаточно. Потому что не хватает воображения действительно, чтобы представить себе, например, уровень коррупции на муниципальном уровне, на уровне московских управ, на уровне префектур, на уровне муниципалитетов по всей стране.
Михаил Соколов: Раньше было про закупки так называемых зеленых насаждений, все эти липы в кадках, которые мерзнут через полгода, потом их снова сажают за дикие деньги. Дерево за 12 тысяч рублей.
Максим Круглов: Если я не ошибаюсь, сумма контракта была около 500 миллионов рублей на благоустройство Тверской. По нашим подсчетам, где-то четверть из этого все была украдена. У нас есть серьезные расчеты этого всего.
Михаил Соколов: Прямо под окнами мэрии Собянина, между прочим.
Максим Круглов: Если мы заглянем чуть дальше, есть городок в Московской области, где глава администрации заключил контракт на вывоз мусора с компанией, которой владеет его супруга — это тоже миллионы рублей. На самом деле вот здесь, на это уровне коррупция просто разъедает всю ткань государственности.
Михаил Соколов: Тут, наверное, он может быть все-таки и рискует, потому что власть, видимо, реагируя на этот антикоррупционный запрос, который сейчас существует в обществе, начала, условно говоря, бояр выдавать с головами. Если мы возьмем такой список, есть дело Улюкаева, один министр, довольно странное, если будет открытый суд по поводу взятки и коррупции, еще можно будет разбираться, но есть, например, дела, связанные с посадкой губернатора Сахалина или Удмуртии, где все довольно ясно — открытое взяточничество или история с дорожным фондом, то, что делал удмуртский глава, там довольно понятно, как работали эти коррупционные механизмы и почему Кремлю оказалось выгодно выдать этих людей с головой, показать, что некоторых мы можем убрать. Интересно, будут ли они дальше действовать, выше пойдут или нет, как вы считаете?
Максим Круглов: Я думаю, власть готовится к президентским выборам, она перехватывает антикоррупционную повестку. В этом смысле власти очень важно показать яркую телевизионную картинку, прийти в дом каждого человека с помощью телеэкрана и показать, что: вот, смотрите, мы боремся с серьезными топовыми людьми. Но тем не менее, это не системная работа — это конкретные разовые акции, призванные решить политические проблемы к президентским выборам, не больше.
Михаил Соколов: Я думаю, что мы должны вернуться к человеку, который инициировал в каком-то смысле наш сегодняшний разговор своим интервью с обещанием разобраться с борцами с коррупцией — к Наталье Поклонской. Все-таки эта дама была пиар-лицом определенного времени, человек, который до сих пор популярен в определенных кругах. Мы о ней, о ее инициативах, о ее нынешней деятельности спросили москвичей.
Михаил Соколов: Видите, образ прокурора-борца Поклонской несколько за время пребывания в нашей странной Госдуме поблек. Там запретительство процветает. На ваш взгляд, удастся ли запретителям запретить борьбу с коррупцией?
Максим Круглов: Мне в последнее время кажется, что для российской политической системы было бы очень здорово принять как указание к действию лозунг французских студентов «запрещено запрещать». Потому что этот уровень запретительства какой-то абсурдный, колоссальный. Первый ваш респондент сказал, что кроме того, что она запрещает фильм, который не видела, и оперу, которую не слышала, она больше ничем не запомнилась. В своем запретительстве она идет дальше, хочет запретить борьбу с коррупцией, как депутат Госдумы. К сожалению, я уже сказал, что такая у нас сегодня политическая элита, такие люди становятся депутатами.
Михаил Соколов: То есть эта угроза все-таки, наверное, существует. Будем надеяться, что гражданское общество будет ей противостоять.