Громкий материал о бизнесе ближайшего окружения генерального прокурора остался без реакции президента и парламента.
1 декабря Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального опубликовал масштабный материал о бизнесе сыновей генерального прокурора РФ Юрия Чайки Артема и Игоря Чайки [1]. Аналогичный материал напечатала также в тот же момент «Новая газета» [2]. Осенью 2014 года бизнес-империя сыновой генпрокурора уже привлекала внимание прессы, о ней подробно писал журнал «Forbes» [3]. Также в документах публикации присутствует бывшая жена заместителя генерального прокурора Геннадия Лопатина Ольга Лопатина, которая, по данным ФБК, имела общий бизнес с женами лидеров банды Сергея Цапка – одной из самых кровавых преступных группировок в истории современной России, известной живодерским убийством 12 человек, в том числе детей, в станице Кущевская Краснодарского края. При полном молчании официального телевизора информация за несколько дней облетела всю Россию и стала одной из самых обсуждаемых. Но не побудила к публичному высказыванию президента России Владимира Путина. Не стал интересоваться скандальным делом и российский парламент. Острые вопросы общества снова остаются без ответа властей.
Титульная страница расследования Фонда борьбы с коррупцией о бизнесе сыновей и сослуживцев генерального прокурора Юрия Чайки. |
О преступных схемах, якобы организованных членами семьи генпрокурора РФ Юрия Чайки, об организованном ими выводе средств за рубеж, о швейцарском резидентстве, о связях родственников и подчиненных генпрокурора с криминалом после 1 декабря снова сообщили многие газеты, информационные агентства, сайты, частные радиостанции и телеканалы. Уже в течение первых суток информацию получили миллионы людей.
В Фонде борьбы с коррупцией уверены, что фактов достаточно для возбуждения десятков уголовных дел, проведения проверок и отставки руководства Генеральной прокуратуры России в полном составе.
При этом в ФБК сообщили, что людям, которым надоела «эта мафия», согласившимся рассказать фонду о криминальных связях сыновей генпрокурора, поступали угрозы.
На самом исходе первых суток с момента публикации, увидев масштаб общественного резонанса, администрация президента была вынуждена отреагировать. Но как! «Голос президента», его пресс-секретарь Дмитрий Песков прокомментировал для агентства ТАСС разоблачительные материалы тремя словами с запятой: «Нет, не видели».
Это была неправда, как выяснилось в течение нескольких дней.
Но за неправду из администрации президента не увольняют. Вот за правду – могут, а за качественно сказанную неправду могут разве что премию выписать.
Генпрокуратура в первые сутки ничего не комментировала.
День спустя, отвечая на вопросы журналистов о том, ознакомились ли наконец в администрации президента с докладом ФБК, Дмитрий Песков сказал: «Нет, не успели (ознакомиться)». Пресс-секретарь Владимира Путина сослался на «сильную занятость кремлевских чиновников подготовкой Послания президента Федеральному Собранию», с которым глава государства выступил 3 декабря. «Все-таки приоритетным для нас является тема подготовки Послания», – заявил Песков.
Журналисты с грустной иронией заметили, что, таким образом, хотя темы Послания всегда остаются загадкой до момента самого выступления президента, ещё до зачтения Послания можно было сделать вывод: темы коррупции и сращивания власти с криминалом не станут в послании основными. Иначе документы, обнародованные в фильме-разоблачении о семье Чайки, стали бы хорошей иллюстрацией того, что в Кремле не только знают о проблеме, но и пытаются с ней бороться в действительности.
Генпрокурор Юрий Чайка спустя двое суток всё-таки отреагировал на расследование ФБК: «Для меня очевидно, что это заказ, выполненный явно не на деньги исполнителей. Большие деньги! Изложенные сведения носят заведомо лживый характер и не имеют под собой никакой почвы», – объявил он, отвечая на вопросы журналистов после торжественного мероприятия, посвященного Дню юриста.
Генпрокурор также отметил, что знает, кто за этим стоит: «Мне абсолютно ясно, кто и что за этим стоит. Думаю, в скором будущем я это озвучу», – пообещал он (цитата по ТАСС).
По символическому совпадению событий, мероприятия в честь Дня юриста прошли в здании Генпрокуратуры, где Чайка наградил 13 подчиненных знаками отличия «За верность закону» и произнес торжественную речь, в которой заявил, что на прокуроров «возложены важнейшие задачи по обеспечению верховенства закона, защите прав и свобод граждан, а также интересов государства».
В ответ на заявления Чайки-старшего 4 декабря Фонд борьбы с коррупцией подал иск о защите чести и достоинства в Пресненский районный суд Москвы к генеральному прокурору России Юрию Чайке. «Генеральный прокурор заявил, что расследование ФБК «Чайка» является лживым. Пусть попробует доказать в суде, что это расследование является лживым», – заявил юрист фонда Иван Жданов. «Если он не докажет, что расследование является лживым, тогда лжецом является он», – сказал Жданов.
Цитируя прозвучавшее ранее заявление генпрокурора, Алексей Навальный отмечает: «Пригласим его и попросим показать в нашем расследовании место, где «заказ», «заведомо лживый характер». Объяснить, кто заплатил «большие деньги». «И, конечно, у Ю.Я. Чайки будет отличная возможность «озвучить, кто и что за этим стоит», – добавил руководитель ФБК.
Иск ФБК уже находится в суде, между тем исков Юрия Чайки, его родственников и других фигурантов дела на данный момент в судах нет.
Вопрос о материалах расследования попытались поднять в Государственной Думе. Депутат фракции КПРФ Владимир Бессонов 2 декабря на пленарном заседании предложил пригласить генпрокурора на внеочередной правительственный час, но затем лидер коммунистов Геннадий Зюганов заявил, что в этом нет необходимости. Оппозиция, однако.
Глава комитета по регламенту Виктор Пинский («Единая Россия») высказался для «Ведомостей»: «Сомневаюсь, что мы успеем его вызвать, все правительственные часы расписаны, и не вызвать какого-то министра, а пригласить Чайку было бы неправильно».
И не вызвали Чайку. Эти депутаты представляют в парламенте России не народ, а таких, как Чайка.
Член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный («Единая Россия») не увидел в расследовании ФБК повода для парламентского расследования: «Если там есть конфликт интересов или другое нарушение антикоррупционного законодательства, то этим должны заниматься соответствующие подразделения, которые занимаются противодействием коррупции», – отстраненно заявил он телеканалу «Дождь».
Борьба с коррупцией должна проходить в рамках действующего законодательства, в противном случае «каждый гражданин будет дознавателем, следователем, прокурором или судьей», что недопустимо, считает Выборный.
Сопредседатель Центрального штаба Общероссийского народного фронта, депутат Госдумы Ольга Тимофеева, комментируя расследование ФБК, отважно отметила, что ОНФ работает «только в рамках своей повестки», в частности, с вопросами госзакупок и бюджета.
Другой сопредседатель Центрального штаба ОНФ, Александр Бречалов, выразил мнение, что «раз расследование проведено, наверное, компетентные органы должны с этим как-то разобраться».
«Обвинения ФБК говорят о сращивании с криминалом практически целого института государства, более того – института защиты прав граждан. Если государство не отвечает на эти обвинения, что гражданам остается думать о прокуратуре?» – говорится в редакционной статье «Ведомостей» от 3 декабря с красноречивым заголовком «Прокуратура бессмертна. Кремль не готов ответить на обвинения в сращивании Генпрокуратуры с криминалом».
Неделю (!) спустя после публикации Фонда борьбы с коррупцией, видя не утихающий, а нарастающий интерес общества к опубликованным материалам, пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков внезапно и почти равнодушно сообщил о том, что информация, опубликованная в расследовании Фонда борьбы с коррупцией о бизнесе семьи генерального прокурора России Юрия Чайки, не является новой для Кремля и не вызывает интереса (!). По мнению медийного представителя президента, речь в докладе идет о совершеннолетних детях генпрокурора, а не о самом чиновнике. Этого, как оказалось, достаточно, чтобы не вызвать интерес в окружении президента.
Выяснилось, что в Кремле, оказывается, видели многочисленные сообщения СМИ, которые излагали суть материала ФБК, но они якобы не вызвали в окружении Владимира Путина никакого интереса: «Могу сказать, что эта информация была для нас доступна где-то летом, мы с ней уже ознакомились, это было где-то в июне. Тогда в качестве авторов материала фигурировали другие люди», – сказал Песков и добавил: «И, собственно, уже тогда информация не вызвала нашего интереса, потому что там не идет речи о генеральном прокуроре, там идет речь о его совершеннолетних сыновьях, которые абсолютно самостоятельно занимаются бизнесом».
То есть неделя (!) ушла в окружении Владимира Путина не на то, чтобы принять трудное решение о начале расследования, а на то, какую «легенду прикрытия» бросить обществу.
Отвечая на уточняющий вопрос ТАСС, Песков сообщил, что Юрий Чайка, как и все государственные чиновники, обязан ежегодно подавать декларации о своих доходах и имуществе: «Чайка, так же, как и все мы, госслужащие, каждый год подает в установленном порядке декларации, которые, как и у всех нас, самым тщательным образом проверяются антикоррупционными структурами, поэтому каких-то поводов сомневаться, что и в следующем году все требования закона в плане декларирования будут выполнены, у нас нет».
По существу генеральному прокурору РФ дали публичные указания, что делать: подчистить декларацию, если что-то в ней не так. И этого достаточно.
Навальный в интервью радиостанции «Эхо Москвы» совершенно справедливо назвал позицию Кремля «оскорбительной».
Вся эта публика, как полезно постоянно напоминать, работает за счёт бюджета России, за счёт средств налогоплательщиков, интересы которых она обязана, согласно Конституции и законам, неукоснительно защищать.
Вместо того чтобы защищать народ, эта публика, пользуясь административным ресурсом, организует свой, своих родственников и друзей бизнес, а крышует это всё политическая власть.
Ни президент, ни парламент не сочли нужным заявить о необходимости проведения проверки опубликованных материалов.
Таким образом они показали, какое место в их системе политических координат и ценностей занимают общество, народ, граждане.
Дикую картину представляет собой сейчас российское государство.
В нём есть власть, закон, деньги. Всё это работает не на единственного суверена власти – народ, а на саму власть. Что бы она ни делала.
Любые попытки приподнять (а тем более открыть) занавес над этой подлинной драмой воспринимаются как покушение на государственную власть.
Российское государство стало государством произвола, беззакония и насилия. В таком государстве извращено само понятие государевой службы.
Такое устройство государства полностью устраивает президента. При таком устройстве государства парламент – не только не место для дискуссий, а не место для парламентских расследований.
У этих людей на самом деле есть ответы на все заданные им вопросы. Но отвечать на эти вопросы они нам не хотят. Они считают, что это не наше с вами дело и не наше с вами право – знать, что они там натворили, наворовали, кого избили или убили. Они считают себя не просто хозяевами, а собственниками российского государства. Они его по факту приватизировали.
Поэтому в ответ на заданные обществом вопросы они молчат или делают вид, что им эти вопросы не важны, не интересны.
Отсутствие ответа очень часто является лучшим подтверждением того, что вопрос был задан правильно.