Начиная в 2011 года, только в трех столицах субъектов федерации выборы мэра смогли выиграть представители оппозиции. Мэр Ярославля Евгений Урлашов уже сидит в СИЗО, мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман продолжает работать, отбиваясь от правоохранительных органов. Галина Ширшина, выигравшая при поддержке партии "Яблоко" выборы мэра Петрозаводска в единый день голосования 8 сентября 2013 года, пока испытывает трудности не столько из-за оппозиционного прошлого, сколько из-за обстоятельств работы мэра, к которому не слишком лоялен губернатор.
Результат на блюдечке
Главного кандидата "Яблока" 55-летнюю Эмилию Слабунову, депутата заксобрания, экс-директора престижного лицея N1, сняли с выборов за две недели до голосования. 34-летниий психолог Галина Ширшина, возглавлявшая издательский дом "Губерния", была ее дублером с рейтингом 1%.
— Мне пришла эсэмэска, что Слабунову сняли, и я поняла: все — я мэр,— рассказывает она.
За две недели рейтинг кандидата вырос до 42%. Мэр-единоросс Николай Левин набрал 29%.
Новый мэр говорит быстро, резко заканчивая фразы, словно экономит время. Уверяет, что звездой себя не чувствует.
— Явка на выборах была маленькая (около 26%.— "Ъ"), и я очень-очень адекватно отношусь к своей победе.
С "Яблоком" госпожа Ширшина связана многие годы (вела тренинги для кандидатов), но в партию не вступила. "У меня этого желания нет. А на той должности, на которой я нахожусь, мне кажется, даже очень хорошо находиться без партбилета, потому что ты консолидируешь все здравые силы",— объясняет она.
Сразу после выборов Галину Ширшину называли "марионеткой" в руках влиятельного бизнесмена, лидера карельских "яблочников" Василия Попова.
Господин Попов — с растрепанными волосами, в джинсах, черном свитере и с рюкзаком — на демиурга не очень похож. В прошлом у него работа в отделе по борьбе с экономическими преступлениями в начале 1990-х, должности главы Олонецкого района, депутата заксобрания, спикера Петрозаводского горсовета. ИД "Губерния", в котором трудилась госпожа Ширшина, принадлежит ему. Получив в 2009 году условный срок за вымогательство ("Яблоко" расценило процесс как "политический заказ" экс-губернатора Сергея Катанандова), он перестал участвовать в выборах и сосредоточился на избирательных кампаниях "яблочников". О своем "легендированном" таланте проводить на выборные должности "чуть ли не обезьяну" он говорит с иронией, а попытки создать Галине Ширшиной имидж "карманного мэра" приписывает администрации губернатора Александра Худилайнена, с которым у него, как и с Сергеем Катанандовым, не сложились отношения. По его словам, новый мэр была одним из руководителей штаба Эмилии Слабуновой и за счет этого водила знакомства со всем активом. "Этой армии агитаторов даже объяснять ничего не надо было, они все ее знали и любили,— говорит он.— Электорат за десять дней просто организованно перешел от Слабуновой к Ширшиной". Бизнесмен не скрывает, что залогом появления "армии" стало то, что предприятия, которые он возглавляет (в частности, Олонецкий молочный комбинат), "очень активны в смысле оказания спонсорской помощи", на которую идет около 2-3 млн руб. в год. "Постепенно весь этот актив — советов ветеранов, пенсионеров, других общественных организаций — тоже пропитывался антиединороссовской темой,— говорит он.— Среди пенсионеров тоже есть эффективные менеджеры". Господин Попов уверяет, что помощь оказывается вне зависимости от выборов и их результатов. "Мы не последние же деньги отдаем, жалко, что ли?" — говорит он.
Политолог Ростислав Туровский связывает "яблочную" победу с отсутствием у региональной власти кандидата, которого бы она продвигала всю кампанию, к тому же "Левин не пользовался особой поддержкой населения". Экс-мэра поддерживал влиятельный депутат заксобрания Девлетхан Алиханов ("Единая Россия").
— Он ко мне приезжал два раза в неделю с приветом от Левина и просил, чтобы я снял Слабунову,— говорит Василий Попов.
Господина Худилайнена Николай Левин не устраивал, он хотел поддержать бывшего военного летчика Андрея Макаревича. На выборы все же пошел господин Левин, но без однозначной поддержки республиканских властей. За месяц до дня голосования мэру прислали подарок от первого заместителя главы республики Олега Громова — веник для уборки мусора.
Политтехнолог, участвовавший в кампании на стороне мэрии, объясняет, что "со стороны федерального центра была серьезная атака на Алиханова, а Левин воспринимался как зависящая от него фигура". "В этих условиях администрация Худилайнена искала замену, но Макаревич — случайная, откровенно слабая фигура,— говорит он.— Найти кого-то более серьезного Худилайнен не смог". Победу запасной "яблочницы" никто предсказать не мог, отмечает политтехнолог, "Попов сумел сделать из Ширшиной фигуру — это подвиг".
Пока "Яблоко" готовилось к выборам, власть никак не могла определиться со своим кандидатом, сокрушается и Девлетхан Алиханов. Мэрию, по его словам, целенаправленно дискредитировали полтора года, по городским сделкам были возбуждены "высосанные из пальца" уголовные дела, в мэрии шли обыски. "Это все показывают по телевизору, какое отношение может быть у населения?!" — говорит он.
Господин Алиханов жалуется, что "бывший губернатор (Андрей Нелидов.— "Ъ") создал ему имидж криминального авторитета, "ночного губернатора" республики". "Раньше были местные генералы наши, они знали, кто я такой,— эмоционально рассказывает он.— А сейчас пришли новые варяги, берут "Википедию" и начинают возбуждать дела!" Из-за этого, считает он, Александр Худилайнен невзлюбил его, а следовательно, и Николая Левина. "Что плохого в Левине? Он послушный, в рот смотрел,— говорит бизнесмен.— Более покладистого хотели? Скупой платит дважды".
В итоге, по его словам, чтобы оправдаться в неудачных выборах, республиканская администрация придумала версию, согласно которой он и Василий Попов, с которым его связывает давняя дружба, договорились провести в мэры оппозиционера. "В Москву как докладывают: вот есть враг Алиханов, который оказался оборотнем",— говорит он. Снятие с выборов Эмилии Слабуновой, по его мнению, "только раздразнило людей". "Как можно, имея такой ресурс, так глупо продуть, опозориться на всю Россию?!" — с досадой говорит депутат.
Александр Худилайнен увязал провал с "упованием на то, что административная поддержка, технологические проекты и низкая явка принесут результат". А экс-мэру губернатор напомнил, что "проблемы, которые из года в год накапливались и не решались, безусловно, вызвали изжогу и отторжение жителей".
Глава Центра политических и социальных исследований Карелии Анатолий Цыганков отмечает, что победу госпоже Ширшиной принесла "усталость" от администрации Николая Левина. "В Карелии достаточно критически настроенное население, это думающие люди",— говорит он.
Работа на тоненького
— Так, подождите, вы про помойки или про собак?
Галина Ширшина проводит вторую со времени своего избрания горячую линию. Два часа она обстоятельно разговаривает с жителями, выясняя, почему надо сделать "остановочку на другой стороне" и какой компании они "платят денюжку". "Честное слово, я стараюсь",— убеждает она собеседника. Звонит еще один телефон. Зажимая трубку плечом и открывая бутылку воды, госпожа Ширшина расспрашивает жителя о тополе, который, видимо, требуется убрать. Положив трубку, она подходит к своему заместителю, который сидит за тем же овальным столом и тоже отвечает на вопросы по телефону.
— Дмитрий Васильевич, надо спилить. Когда?
— Да там все ветви обрезаны, один столб остался!
— Надо совсем убрать, я вам серьезно говорю.
Говорит это она тихо, но жестко. В еще более жестком тоне накануне она провела встречу с представителями "маршрутчиков". 13 января утром в городе возник коллапс — маршрутки просто не выехали. В тот же день в одиннадцать утра мэр расторгла контракт с компаниями, которые в мэрии называют "бандформированием" и "питерскими приезжими". Случившееся она сочла шантажом: после того как она инициировала снижение тарифов поездок на троллейбусах, маршрутки стали терять пассажиров.
На встрече представители перевозчиков приносят извинения, просят изменить решение, ссылаясь на заботу о водителях, которые потеряют работу. "Вы о людях-то подумайте, когда спать будете ложиться",— убеждает председатель Ассоциации перевозчиков Петрозаводска Николай Тараканов. "А вы о людях подумали, когда раньше меня узнали о проблеме? — парирует Галина Ширшина.— У меня нет оснований отзывать уведомление". Эту фразу она произносит несколько раз с одной и той же железной интонацией. "Случившееся я считаю хамством по отношению к жителям. На него нужно отвечать",— убеждена она.
— Она на них как удав на кроликов смотрела. Теперь будет меньше разговоров о том, что она марионетка,— удовлетворенно произносит Василий Попов, оговариваясь, что сам во время конфликта был в Таиланде и на ситуацию не влиял.
Он подчеркивает, что городом госпожа Ширшина управляет самостоятельно. По его словам, республиканским властям "психологически гораздо легче рассуждать, что городом и Ширшиной управляет Попов".
— В их понимании это более достойный соперник, и этим можно объяснить какие-то поражения правительства или блатных бизнесменов. А вот то, что их девчонка строит,— они не готовы с этим согласиться. Молодая, простая — и строит.
— Попов действительно сделал все, чтобы Ширшина победила,— говорит мэр.— Но у меня никаких обязательств перед ним относительно своей работы нет.
"Попов очень эффективно проводит людей во власть, но потом не может сохранить управляемость людьми",— говорит бывший первый заместитель губернатора по региональной политике Александр Чаженгин, прошлым летом уволенный Александром Худилайненом. "То, что Ширшина на 100% зависела от Попова во время избирательной кампании, правда. На этапе вхождения во власть — тоже,— рассказывает Анатолий Цыганков.— Но когда началась работа, о полной зависимости я бы говорить не стал". Но, по его словам, "консультации его присутствуют, и кадры, которые он рекомендует, она учитывает".
Сам господин Попов обещал, что даже не зайдет в здание мэрии, если "только на банкет". Впрочем, первый же банкет — инаугурацию — Галина Ширшина отменила, объяснив это экономией бюджетных средств. "Губерния Daily" опубликовала об этом заметку, сопроводив ее фотографиями с церемонии 2009 года, где на одном снимке Николай Левин с массивной цепью на шее целует икону, на другом, расстегнув пиджак, стоит с бокалом в руке. Информационную политику "яблочники" выстраивать научились, констатирует Василий Попов. Но и им приходится сталкиваться с давлением. В конце января Эмилия Слабунова призвала прекратить в подконтрольных правительству СМИ "информационный террор", дискредитирующий городскую власть. "Я уже и губернатору говорила, и его заместителям, что нужно прекратить эту тему "молодая, неопытная",— рассказывает госпожа Слабунова.— Открытым текстом сказала: у вас была возможность иметь немолодую и более опытную, сами выбрали молодую".
"Яблочники" в республике стараются лишний раз "не нарываться", рассказывает Василий Попов. Этим он объясняет то, что первые дни после выборов Галина Ширшина не выступала с заявлениями. "Она сказала: я не готова давать интервью по поводу того, как мы красиво выиграли у "Единой России",— объясняет Василий Попов.— Она мэр, ей надо общаться в администрации президента. Как показало время, это ей помогло быть нормально понятой и избавиться от предубеждений".
Как утверждает Галина Ширшина, проблем из-за "оппозиционности" у нее "абсолютно нет", а свою должность, как и большинство мэров-единороссов, она характеризует словом "хозяйственная". "Я погрязла в вопросах мусора, уборки,— доказывает она.— Все мои контакты с действующей властью связаны только с деловыми нюансами. Пока мы договариваемся".
Самые большие конфликты пока из-за кадров.
Галина Ширшина не стала полностью зачищать прежнюю администрацию. Но она упразднила должность первого заместителя мэра, которую занимал экс-советник губернатора по взаимодействию с силовыми органами и бывший сотрудник ФСБ Олег Дежуров. Госпожа Ширшина объясняет свое решение тем, что никакого необходимого функционала у заммэра не было. Отношения с региональной властью это решение не укрепило.
А на заседании Петросовета, где утверждалась в должности ее заместитель — Евгения Сухорукова,— Олег Громов заявил, что между правительством и мэром якобы существовала договоренность о том, что кадры будут согласовываться. Эмилия Слабунова говорит, что их не было. После этого на госпожу Сухорукову открыли уголовное дело по ее прежнему месту работы, в Прионежской администрации, рассказывает она, "если бы она не стала замом, явно бы ничего не было". А руководитель северо-западного межрегионального координационного совета "Единой России" Сергей Петров заявил, что некоторые молодые политики занимаются популизмом, "обещают несметные горы, а придя к власти, путают общественный бюджет с личными карманами".
— Это никак не давление — высказать точку зрения,— говорит заместитель губернатора по региональной политике Юрий Шабанов.— Ответственность за свои кадры несет Галина Игоревна (Ширшина — "Ъ"). Время покажет, правильные ли были сомнения.
Господин Шабанов, тогда еще глава отделения "Патриотов России", тоже баллотировался в мэры — именно по его иску была снята Эмилия Слабунова.
"То, что Ширшина заявляет о нейтральности,— это правильно. Зачем усиливать конфликт?" — говорит господин Цыганков. Но произойти это может и по объективным причинам — "во всех региональных центрах существует вопрос, каким образом делить средства".
— Я думаю, что губернатор и Громов спят и видят, как убрать Ширшину, до этого они спали и видели, как убрать Левина,— говорит Василий Попов.
Девлетхан Алиханов отмечает, что, хотя республиканские власти на публике и нейтральны к мэру, на деле отношение негативное. "Губернатор считает, что мэр его солдат, он должен кланяться и все выполнять,— говорит он.— А мэру зачем военные действия? У губернатора кран, он может ущемить город через бюджет".
Господин Чаженгин говорит, что в Карелии налицо типичное "напряжение между столичным мэром и руководителем субъекта — это желание губернатора подчинить мэра себе". Республиканская власть, по его словам, позволяет себе применять в этой борьбе недопустимые методы, привлекая силовые органы. "Громов раскритиковал Сухорукову, а потом к ней пришли с обысками",— говорит он.
Госпожа Ширшина может опереться на Петросовет. Ее зачастую поддерживает и "Единая Россия". Анатолий Цыганков объясняет это тем, что многие депутаты "были ориентированы на Алиханова" и предпочли сотрудничество с Василием Поповым, а не губернатором.
— Она избирала многих депутатов Петросовета. Это потом они все перебежали в "Единую". Кандидат, как ребенок, доверяется политтехнологу. Она как мама для них была, несмотря на свой возраст,— рассказывает Василий Попов.
В ответ господин Худилайнен инициировал создание прогубернаторского депутатского объединения "За Петрозаводск", поскольку опираться на "Единую Россию" он не может. "Ручного управления Петросоветом у губернатора нет, он заявляет о "самости"",— отмечает эксперт. "Горожане, скорее, на стороне Ширшиной",— полагает Александр Чаженгин.
Часто избранный мэр-оппозиционер либо заканчивал управление городом на скамье подсудимых, либо входил в команду власти. Однако, как говорит Василий Попов, "у Галины Ширшиной нет желания строить политическую карьеру и она не способна на предательство". "Я ни карьеру чиновника, ни карьеру политическую не планировала никогда делать",— заверяет и Галина Ширшина. Вероятность уголовного дела же есть, уверен Василий Попов.
— Мэр, который подписывает любое постановление, потенциально может быть признан виновным в превышении полномочий.
По его мнению, "там, где губернатор сильный, такие способы воздействия не нужны".
— Если у губернатора все валится из рук, хочется какие-то пожарные способы использовать. Они приезжают к полпреду президента, иногда в администрацию президента и говорят, что я бы, конечно, все сделал, но есть там такой Попов... Нельзя было такого губернатора сюда привозить.
В его словах, как и других карельских политиков, откровенно сквозит неприятие губернаторской команды, которую местные обобщают словом "питерские". К "назначенцам" действительно относятся "с недоверием и опаской", говорит Анатолий Цыганков. По словам господина Попова, "политики в Карелии не обнимаются с питерской командой: все считают, что они временные".
Поэтому есть только возможность "привлечь к ответственности всех, начиная с самой Ширшиной".
Сама мэр говорит, что "очень серьезно относится к сотрудничеству с правоохранительными органами" и в первую очередь после выборов "познакомилась с силовиками".
— Господь с вами,— говорит она о вероятности "уголовки".— Будем надеяться, что мы все-таки живем в демократическом государстве.
Девлетхан Алиханов считает, что до прямой конфронтации в регионе не даст дойти федеральный центр. "Кулаками махать уже поздно, Ширшина победила. Если консолидации не будет, проблемы возникнут и у главы республики",— говорит он. Но это его вряд ли остановит, считает господин Чаженгин. Для мэра же обострение ситуации может обернуться уголовным делом, особенно учитывая то, что против ее окружения такие дела уже возбуждаются, отмечает он. Единоросс Сергей Петров уже заявил, что если власти Петрозаводска пришли с целью не улучшить жизнь населения, а набить свои карманы, то "разговор будет вестись в соответствии с Уголовным кодексом".
Политтехнолог, работавший в Карелии, отмечает, что нынешняя конфигурация сил в регионе — это схема "слабый губернатор — слабый мэр".
— Худилайнен получил карт-бланш на уголовные дела против Левина и его команды, но это привело к казусу. Неизвестно, есть ли у него сейчас такой карт-бланш относительно Ширшиной и готовность его применять. Может, Худилайнен получит его в рамках подготовки к празднованию столетия республики.