Политика в России вырождается в охранительство, а личный состав правящего класса все больше пополняется людьми снижающегося качества.
Сегодняшние российские правители всегда держались мнения, что устройство политических организмов, что в прошлом, что в настоящем, просто. Все решают сила и деньги. Остальное – бутафория. Взгляд этот универсален – касается и Востока, и Запада. Поэтому какая-то там западная «либеральная демократия» включая «честные выборы», «свободную прессу», «гражданское общество» только прикрывает вечную суть политики – набивание карманов элитой. Народ же везде один и тот же – поддающееся манипулированию ничто. Собственно, только методы манипуляций и отличают политическое устройство России от Соединенных Штатов и Европы. В остальном они едины.
Именно по этой причине с таким возмущением реагируют российские власти на «списки Магнитского» (у вас Гуантанамо!), на заявления о нечестности выборов в России (вспомните, как у Гора украли президентство!), на посадку Бута (сами вы торгуете оружием!), на обвинения авторитарных российских властей в поддержке диктатур (у вас тоже есть «ваши негодяи»!).
Избранные лидеры свободного мира воспринимаются российским руководством как равные самим себе, делающие по сути совершенно то же, что и отечественные «преемники». Если не принимают за своих, то дело вовсе не в разных ценностях, лежащих в основании политических институтов, а в «геополитическом соперничестве» Запада и России. Это и есть властное российское понимание «двойных стандартов». Связанное, между прочим, с обязательным помещением России, являющейся периферией современного мира, в центр мировой политики.
Истоки такого подхода лежат не только в материальных интересах бизнес-чиновничества, но и в его воспитании.
Поколение, усвоившее в школах КГБ и советских институтах представление о том, что «буржуазное государство» выражает волю господствующего класса – капиталистов, иначе, чем коммунисты, к «формальной демократии» относиться не может.
Соответственно, и российские сторонники честных выборов, как и в целом гражданское общество, понимается ими как лишенное содержания сообщество, инструмент воздействия «из-за границы». В лучшем случае это чудаки-идеалисты, используемые западными разведками, не понимающие, как устроен мир настоящей политики. Здесь один из истоков шпиономании, ловли «иностранных агентов», злобной антизападной идеологической кампании на пропагандных телеканалах. Заговоры и агенты – ключевые категории в простом политическом взгляде на мир российских лидеров.
В общем, можно сказать, что устройство институтов российского государства сегодня несет на себе печать ограниченности, с которой вступили в большую политику неудачники 90-х, начавшие свои лихие чудачества с рождением нового тысячелетия. Вполне понятно, что при таком настрое мыслей пусть и слабые гражданские институты при их правлении постепенно деградировали. Процесс этот ускорился в последний год, но отражает он не столько боязнь российского гражданского общества, сколько представление о возросшем ожесточении борьбы с претендентами на «российские ресурсы» – странами Запада.
При этом тем же западным странам даются ясные, как видится российским лидерам, сигналы – мы дадим заработать вашим нефтегазовым компаниями. Мы согласны, чтобы они и на шельфе российском трудились, и в так называемые госкомпании вошли. Но вы ведь и нас поймите – мы же хотим быть при власти и при деньгах.
Нефтегазовым компаниям тоже будто намекают – поработайте там со своими лидерами, дайте делать бизнес в России. Мы готовы отдать вам часть ресурсов, чтобы укрепить диктатуру в России.
Рассказывают, что один бывший российский вице-премьер высказал совершенную убежденность в том, что политические лидеры Британии «в доле» со своими нефтегазовыми гигантами.
Другим источником вдохновения российского руководства является представление об абсолютной необходимости авторитарной власти в России. Этому народу нельзя дать свободу голосования, он обязательно выберет не тех. Следовательно, свободные выборы – фикция, политический прогресс невозможен. Кроме того, народ имеет свойство от излишней свободы звереть.
Политические пропагандисты властей могли бы не только повторять про бессмысленный и беспощадный русский бунт и государство – единственного европейца в России, но и выдать из пушкинской пугачевской истории что-нибудь в духе канала НТВ: «Начальники были захвачены. Билову отсекли голову. С Елагина, человека тучного, содрали кожу; злодеи вынули из него сало и мазали им свои раны. Жену его изрубили. Дочь их… приведена была к победителю, распоряжавшемуся казнию ее родителей. Пугачев поражен был ее красотою и взял несчастную к себе в наложницы… Вдова майора Веловского… находилась в Татищевой: ее удавили. Все офицеры были повешены. Несколько солдат и башкирцев выведены в поле и расстреляны картечью».
А дальше провластные экперты могут выступать в своем обычном стиле. Представительные учреждения, независимые суды, свободная пресса – есть опасная блажь, реликт безумных времен распада СССР и резонансных с этим явлением 90-х. Ведут они при полной их свободе именно к бунту вроде пугачевского или устроенной большевиками гражданской войны. Собственно, либералы и помогли последним, разрушив крепкую царскую власть. Поэтому либерализм и бунт в России связаны как причина и следствие.
В общем, все эти «свободы» – разновидность моды, принятой на Западе. По сути же, не бывает нигде в мире ничего независимого от властей, а раз так, то нет ничего страшного в том, чтобы приблизить народ именно к такому пониманию дела, убрать у него представление о том, что есть какие-то нормы честности и свободы в политике. Это и происходит в нашей стране. С нарастающей в последнее время скоростью. И предела этой эволюции, принимая во внимание соседскую Белоруссию и ожесточенную поддержку сирийских властей, не видно.
Отрицая реальность либеральной демократии, влиятельность гражданского общества в западных странах, инструментальную роль выборов, необходимость движения в этом направлении, фундаментального союза с западными демократиями, российские правители подвергают нашу политику варварскому упрощению.
Имеют место два процесса – политика вырождается в охранительство, а личный состав правящего класса все больше пополняется людьми снижающегося качества.
Но на гражданах такого рода политика сказывается не так, как хотелось бы властителям. Если уж что и двигает страну к хаосу, то вовсе не либералы, а именно спускаемые с вершин циркуляры и свершаемые в соответствии с ними деяния, уничтожающие организацию гражданского общества. Демонстрируя в качестве добродетелей не гражданскую ответственность, а вседозволенность, цинизм и наглость, властители развращают население, уверенно двигают доставшуюся им в домен державу к пропасти.
Призывать их к осознанию тупика бесполезно. Они не глухи и не слепы. Но учились не тому, что нужно. Правят в стране, улучшить которую не умеют. Живут в мире, движения которого не понимают.