В те годы дальние, глухие,
В сердцах царили сон и мгла:
Победоносцев над Россией
Простер совиные крыла,
И не было ни дня, ни ночи
А только – тень огромных крыл;
Он дивным кругом очертил
Россию, заглянув ей в очи
Стеклянным взором колдуна;
Под умный говор сказки чудной
Уснуть красавице не трудно, –
И затуманилась она,
Заспав надежды, думы, страсти...
Но и под игом темных чар
Ланиты красил ей загар:
И у волшебника во власти
Она казалась полной сил,
Которые рукой железной
Зажаты в узел бесполезный...
Колдун одной рукой кадил,
И струйкой синей и кудрявой
Курился росный ладан... Но –
Он клал другой рукой костлявой
Живые души под сукно.
Александр Блок.
«Возмездие». 1910-1921. Вступление ко второй главе.
Произошедшее 24 сентября 2011 года на съезде правящей партии окончательно доказало очевидное: Владимир Путин намерен управлять Россией пожизненно и единолично. Никакие возможности смены власти на свободных выборах не рассматриваются. В стране начался очередной период застоя, который не может завершиться ничем хорошим: застой никогда и нигде не заканчивался хорошо. Многим странам он стоил самой государственности. Главным вопросом российской общественной жизни после 24 сентября 2011 года стал вопрос о том, сможет ли российское гражданское общество, сможет ли народ сохраниться как самостоятельная сила и морально выжить в эпоху загнивающей путинщины и будет ли общество способно на политическое сопротивление режиму, прямым генетическим предшественником которого является опричнина.
Предмета для удивления нет: именно вариант пожизненного возвращения Владимира Путина на формально оставленный им высший пост в государстве был самым реальным из всех возможных еще в 2007-2008 годах, когда кресло президента на псевдовыборах занял местоблюститель Дмитрий Медведев.
Это было еще до экономического кризиса, до исчерпания стабилизационных фондов, до нарастания раздражения в российском обществе по отношению к правящей партии и ее лидеру.
Четыре минувших года, в которые поместился целый ряд системных кризисов, не поколебали замысел ни на гран: выпустить власть из рук Владимир Путин готов только после смерти.
Все остальные варианты развития событий, если они кому-то казались реальными, были не более чем иллюзией. И у Дмитрия Медведева очень плохо получалось эту иллюзию поддерживать. Чем больше он старался, тем хуже у него получалось.
Не нужно иллюзий: Владимир Путин создавал псевдопартию «Единая Россия» только для того, чтобы она вечно была монопольно правящей партией.
Он шел на пост президента России, получив его в результате дворцовой интриги из рук угасающего Бориса Ельцина, только для того, чтобы не оставить власть уже никогда при жизни.
У него получилось именно то, что он хотел сделать.
Владимир Путин совершенно сознательно построил в России новое самодержавие и вызвал к жизни духовную опричнину.
Он верит только в такой политический строй.
Он никогда не доверит народу избирать себе власть самостоятельно и свободно.
Единственной приемлемой для себя формой народного состояния он считает холопство. Он смог добиться состояния холопства у значительной части российского общества.
Но не у всего. И это сейчас – единственное, что дает нам надежду.
* * *
Владимир Путин и его группа не отдадут власть и потому, что никогда не остановятся в неудержимом росте своего личного благосостояния, и потому, что хорошо понимают: при реальной смене власти в стране их «работа» будет предметом внимания правоохранительных органов и суда: нормальных правоохранительных органов и нормального суда.
Их не устраивает и не устроит жизнь за пределами России в цивилизованных странах, где они хранят всё нажитое: там никто и никому не позволит так беспредельничать, там никто и никогда не допустит их до власти. Кроме того, там есть и независимое следствие, и независимый суд.
Даже ближайшие попутчики Владимира Путина – это не более чем его холопы. Надо глубоко не уважать Дмитрия Медведева как личность, чтобы прямо на предвыборном съезде повесить ему на шею партию «Единая Россия» со всеми ее грехами и фактически переложить на него политическую ответственность за результат выборов – даже тот, который появится на свет в результате еще не виданных в России фальсификаций. А самому – не замараться.
И когда эти фальсификации станут предметом огласки – то формальный позор за них ляжет на уходящего номинального президента, но не на Путина. Путин снова окажется вроде как ни при чем. Он просто будет ждать очередного официального коронования и царствования.
Ведь обществу 24 сентября 2011 года объявили не предвыборное решение правящего лица – обществу фактически объявили результаты выборов.
Для всех уровней власти, для всех государственных институтов, для всех избирательных комиссий – это фактически приказ.
Исполнение этого приказа – позорно. Неисполнение – страшно.
* * *
Самое тяжелое последствие обнародованного 24 сентября решения – это моральное унижение и уничтожение общества.
На поверхность политической жизни в России всплывут самые отвратительные отбросы общества: вертухаи всех мастей, стукачи, доносчики, моральные ублюдки, любители кровавых развлечений в подвалах. Они уверились, что теперь-то – эта власть навсегда, теперь-то они в силе, теперь-то можно развернуться, оторваться, покуражиться.
Нет в России такого куска политического дерьма, который не рвался бы сейчас припасть к ногам некоронованного пахана всея Руси, чтобы облобызать ботинок, чтобы попасть хотя бы на секунду в поле взгляда. На их улице – праздник.
Но эта улица не ведет к храму. Она ведет в бездну полного морального распада.
Стране предстоит увидеть отвратительный парад лизоблюдства, политической проституции, продажи души за ворованные медяки власти.
Это не будет случайный процесс: он будет сознательно и тщательно организован, стимулирован и поощрен.
Точно так же будет тщательно организован, стимулирован и поощрен страх.
Страх – самое эффективное орудие против народа.
Страх разлагает душу. Страх превращает народ в быдло.
* * *
Наступивший застой будет стоить России очень дорого.
Это даже не застой ХХ века, эпохи индустриализации и мировых войн. Это – застой в постиндустриальную эпоху, когда все развитые страны идут вперед именно в развитии общественных институтов, в усилении возможностей общества влиять на власть. Даже отставание в этом процессе губительно. А стагнация в такое время – это прямой путь к гибели государства.
Владимир Путин построил в России политическую систему, основанную на страхе, лжи и насилии. Эта система не имеет никаких исторических перспектив.
Многократно и цинично обманув народ, Владимир Путин решил обмануть саму историю.
Уверенность в том, что можно обмануть историю – это уверенность двоечников.
Владимир Путин не верит хорошо знавшему историю Аврааму Линкольну, который говорил, что «можно недолго врать всем, можно долго врать немногим, но нельзя долго врать всем».
Владимир Путин надеется обмануть само время.
Не получится. Просто потому, что это невозможно.
Застой всегда завершается взрывом.
Взрыв всегда завершается распадом.
Можно было перечитать учебники истории.
Но Владимир Путин не хочет читать учебники истории, он хочет их писать.
* * *
24 сентября 2011 года, в страхе за свою абсолютную власть, объявив о ее пожизненности, Владимир Путин приговорил государство «Российская Федерация» к смерти.
Возможно – долгой и мучительной.
Именно таким войдет этот день в историю.
Решение 24 сентября 2011 года – это вершина неуважения, презрения и нелюбви к стране, к народу, правам человека.
Этот день – очередной, но в этот раз окончательный официальный отказ Путина народу в его государственной самостоятельности.
И это ставит под угрозу существования само государство.
Потому что нет государства без народа.
А несамостоятельный народ не будет бороться за государство.
И еще в такой атмосфере становятся очень вероятны дворцовые перевороты. Именно в такой атмосфере появляются люди, готовые убрать нелегитимную власть нелегитимным путем. И это никогда не приносило добра.
* * *
После мрачного периода, который предстоит пройти нашей стране, российское государство может выжить в его нынешних границах только чудом.
Это чудо произойдет в том случае, если страну спасут сами граждане.
Это чудо произойдет в том случае, если большинство российского общества будет так сильно тошнить от Путина, что его вырвет наконец Путиным, и оно освободится от Путина, от взращенного им вируса страха, от мерзости холопства, от гнусности тотальной лжи и презрения к людям.
Несчастная огромная страна, наполненная миллионами еще живых людей, во главе которой раз за разом становится очередной пожизненный упырь, которого не волнует ничего, кроме собственной власти, который готов платить миллионами судеб за очередной приступ пещерного абсолютизма, за возможность давить и унижать народ, уничтожать ростки свободы и правды.
Страна – под бременем обид,
Под игом наглого насилья –
Как ангел, опускает крылья,
Как женщина, теряет стыд.
(Александр Блок. «Возмездие».)
За такие дела всегда наступает возмездие.
История жестоко мстит за наглость, насилие и бесстыдство.
Никто не знает, когда и в какой форме это произойдет. История каждый раз находит свой способ наказать наглость и насилие.
Ужас заключается в том, что платит не только наглец и насильник – платит весь народ. Платит за то, что терпел наглеца и насильника, не сопротивлялся ему, поддерживал его и даже – страшно сказать – молился за него.
«Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода — Богородица не велит» (Пушкин).
Однако – молятся.
И уже не минует нас чаша сия.
Лев ШЛОСБЕРГ