Вместо того чтобы резко сократить распухший бюрократический аппарат, установить налоговые правила, гарантирующие инвестиционную стабильность, объявить широкую амнистию по «экономическим преступлениям», высшие российские власти вводят институт «инвестиционных уполномоченных».
Это все тот же порочный курс – не дать возможности экономике ходить самостоятельно, а впихнуть ей в руки очередные костыли. Материализация этой удивительной чиновной разновидности – легальных толкачей частного бизнеса в госучреждениях, дублеров департаментов GR в частных компаниях, санкционированных самим же государством, – означает признание неработоспособности существующей административной системы.
Потому что если административная «вертикаль» на федеральном и региональном уровне, подававшаяся 10 лет назад как великое благо для экономического развития страны, работает эффективно, то зачем нужны люди, главная задача которых из области бытовой химии – прочищать заторы в канализационных трубах чиновной системы? При ясно установленных и простых правилах конкурентный бизнес работает самостоятельно, производя товары и услуги, а на инвестиционной стадии генерируя на них спрос. Административная опека здесь совершенно ни к чему, разрешительные процедуры отменены или существенно ограничены, а контроль осуществляется по конечному результату с эффективным механизмом экономических санкций.
Такая система нужна сегодня России. Потому что она хороша при прочих равных условиях для быстрого экономического роста, для предпринимателей, рабочих и потребителей. Хороша она для наполнения бюджетов налогами. Плоха она для российской чиновной корпорации. Потому что исключает или серьезно ограничивает их участие в процессе. Деньгами, словно футбольным мячом, играют другие, а они могут только сидеть на трибунах стадиона, жевать скудный зарплатный попкорн и фиксировать получающиеся результаты. Вроде какого-нибудь Росстата.
Что же здесь заработаешь? И кто на такую систему в российском чиновном классе согласится? Ясно, что найдется масса причин для того, чтобы вместо собственной ликвидации придумать себе полезную работу, сделав бизнес даже и на собственной неспособности.
Президент Медведев оценивает эту неспособность так: «… до последнего времени в наших столицах и крупных регионах по два года рассматривали документы». Он же почему-то считает невероятным благодеянием для инвесторов, а свою задачу выполненной, если «от обращения инвестора до получения всех согласований проходит приблизительно три месяца». А почему не три дня? И на что нужны эти трехмесячные согласования?
Плохо работает административная система? А мы придумаем уполномоченных по ее хорошей работе! Героическими усилиями сократим сроки хождения бумаг с двух лет до трех месяцев. Чтобы в восемь раз меньше времени качались не едущие никуда полупустые вагоны инвестиций. А если бизнес хочет движения, то пусть платит взятки, использует близких к чиновникам подрядчиков (самое распространенное явление), берет в долю каких-нибудь талантливых жен, детей или просто клиентов. То, что раньше отжимали за два года, постараемся отжать за три месяца. Задача выполнимая. Это то, что есть сейчас и, несомненно, будет процветать и при «инвестиционных уполномоченных».
Потому что кто же их проверит? Если уж они будут говорить, что не все с тем или иным проектом хорошо, то ничего не поделаешь. Но ведь может быть и хорошо, если поработать. Поэтому логично было бы дополнить эту систему абсурда еще одним правилом (уже действующим в некоторых российских ведомствах) – в целях борьбы с коррупцией запретить выдавать разрешение раньше намеченного срока. Положено три месяца – и кукуй этот срок на болотной кочке.
А то ведь эти коммерсанты такие хитрые – повадились платить за ускорение принятия решений, коррумпировать доблестное российское чиновничество Между тем с точки зрения самой административной системы введение института «инвестиционных уполномоченных» логично в другом отношении.
Если решительно не устанавливать новые конкурентные порядки, при которых существующие сегодня бюрократические кланы потеряют все, то нужно же искать какие-то возможности решения задачи экономического развития при существующем политическом базисе. Вот они и ищутся. Вместо жесткой конкуренции, вызывающей спрос на инновации, рождается мираж Сколково или еще какие-нибудь «технопарки» на государственные деньги.
Вместо конкуренции частных компаний укореняются т. н. «государственные компании», неповоротливые монстры, делающие частный бизнес с помощью государственных инструментов. Подход тот же самый, что и с «инвестиционными уполномоченными» – подменить частную экономику государственной или как минимум ввести административную опеку. Таким образом, система, вводя все новые и новые порядки, которые кажутся логичными с точки зрения правил ее внутреннего развития, с внешней стороны превращается во все более нерациональную, очевидно нежизнеспособную и чудовищную конструкцию. И чем больше наблюдаешь за этой эволюцией от одной неэффективности к другой, тем больше понимаешь, что без политических перемен чисто экономические задачи не решить.
Дмитрий Медведев сказал на заседании комиссии по модернизации, что «инвестиционные уполномоченные» появятся в каждом федеральном округе. Почему бы при нашем богатстве и уйме времени впереди не попробовать? Будут они бродить в этих округах по лежбищам отсталой экономики, стараясь отыскать инвестиционные клады, способные чудесным образом обернуться птицей модернизации.