27 сентября 2011
Заявление XVI Съезда РОДП "ЯБЛОКО"

О военной реформе в России

Из всех политических партий России только «ЯБЛОКО» последовательно в течение 17 лет (сначала в Думе, а потом вне ее) продвигает программу военной реформы, нацеленной на обеспечение прочной обороны страны - с учетом новых угроз безопасности и реалистической оценки экономических и демографических ресурсов.

I. Мы констатируем:

Текущее положение в области обороны и безопасности характеризуется продолжающейся деградацией армии и других войск и военных организаций, несмотря на постоянный рост их финансирования из федерального бюджета, как в абсолютном, так и в относительном измерении:

- не улучшается сколько-нибудь существенно материальное положение и общественный статус военнослужащих, продолжается дискриминация военных пенсионеров и их жен в вопросе пенсионного обеспечения;

- снижается уровень боевой подготовки и технической оснащенности Вооруженных Сил и других войск;

- падает способность войск выполнять новые боевые и правоохранительные задачи, включая борьбу с терроризмом;

- растет преступность и коррупция, хищение и нерациональное использование финансовых ресурсов;

- углубляется кризис и техническое отставание оборонного комплекса страны.

Причина – в многолетней стагнации или профанации военного реформирования в России.

Многие направления нынешнего этапа военного реформирования, начавшегося в августе 2008 г., давно назрели, их уже много лет предлагает Партия «ЯБЛОКО». Это:

- отказ от концепции мобилизации и упразднение кадрированных соединений и частей;

- сокращение численности ВС и парков устаревшей военной техники;

- разукрупнение соединений и частей, перевод всех их в состояние постоянной готовности;

- создание объединенных стратегических командований вместо военных округов;

- улучшение боевой подготовки, технической оснащенности и мобильности войск и сил;

- исправление «перекосов» структуры личного состава;

- консолидация системы тылового обеспечения;

- адаптация к новым условиям системы военного образования и военной науки;

- избавление от лишнего имущества, запасов и земельных угодий и пр.

В силу закрытости процесса принятия решений, передачи их выполнения полностью в руки военной бюрократии, отсутствия реального парламентского, экспертного и общественного контроля процесса реформирования, своевременной проверки результатов и исправления допущенных ошибок – как в концепции реформы, так и в ее практическом осуществлении было и есть немало просчетов, нестыковок и больших издержек.

1. Бросаются в глаза явные противоречия между внешней и военной политикой РФ, хотя именно внешняя политика должна быть главным фактором определения военных потребностей государства с учетом имеющихся ресурсов и военно-технических возможностей. Это отражает недостаточность реального (в отличие от формально-административного и кадрового) контроля политического руководства над военной политикой и военным строительством, а также серьезные расхождения внутри правящих кругов по поводу приоритетов безопасности и внешней политики страны, которые проявляются даже в открытых заявлениях и документах высшего уровня.

Это расхождение в его основе можно определить так: является ли долгосрочным интересом России постепенная интеграция с передовыми демократическими странами (при всех противоречиях и трудностях этого пути) - либо противостояние им в союзе с разнообразными экзотическими и экстремистскими режимами и движениями мира. Внешняя политика России в последние годы сделала ряд шагов по первому направлению, а военная политика и военное строительство в некоторых важных аспектах продолжает (или возрождает) курс на противостояние Западу.

Недостаточная реалистичность военной политики и неверно расставленные приоритеты обусловливают другие ее противоречия.

2. Приоритеты военной политики и реформы, которые определяют государственная военная политика 2020 и ежегодный государственный оборонный заказ, не вполне соответствуют реалистическому прогнозу военных угроз и вызовов на обозримое будущее. Вооруженным силам РФ во взаимодействии с другими военными органами и войсками, скорее всего, придется осуществлять операции в локальных конфликтах и миротворческих функциях на постсоветском пространстве и в других регионах, как в одностороннем, так и коллективном форматах. Есть вероятность конфликта на восточных рубежах страны. Усиливается угроза распространения ядерного оружия и его носителей среди безответственных режимов, расширяются масштабы и возможности международного терроризма.

Между тем, главными приоритетами военной политики и реформы остаются ядерное сдерживание, воздушно-космическая оборона против сил и средств НАТО, соперничество с США в новейших видах вооружений и военной техники – которые имеют, в лучшем случае, лишь косвенное отношение к обеспечению безопасности страны.

3. Мероприятия по реформированию системы комплектования Вооруженных сил, повышению уровня боевой подготовки, улучшению материального обеспечения и морального состояния личного состава вступают в очевидное противоречие с намерением сохранить призыв посредством преобразования и сокращения офицерского корпуса и контрактного контингента, при этом методы преобразования беспрерывно пересматриваются по ходу реформирования.

4. Очевидны крупные нестыковки между планами реформирования вооруженных сил, намеченной численностью армии, планами ее технического переоснащения - и доступными финансовыми, производственными, техническими и демографическими ресурсами.

Урезание ассигнований на НИОКР (вместо налаживания четкого механизма оценки перспективности проектов и контроля над их осуществлением) обрекает Россию на догоняющую модель военного развития, увеличение отставания от ведущих держав по самым передовым направлениям военно-технического развития.

5. Тяжелым остается состояние оборонно-промышленного комплекса, его основных фондов и кадров. Есть тяжелые проблемы коррупции (по официальным данным 20% ассигнований на государственный оборонный заказ расхищается), неэффективности использования ресурсов, неадекватной системы ценообразования в «оборонке». Пока не удается адаптировать ее к рыночной экономике и ограниченному, пусть и растущему, военному бюджету страны. Провалены все программы конверсии, и эта проблема, похоже, отодвинута на задний план вместе с сопутствующими социальными вопросами.

II. Для исправления положения Партия «ЯБЛОКО» предлагает:

1. Максимальную открытость военного бюджета, включая государственную программу вооружения, широкое обсуждение его обоснованности и отраженной в нем военной политики, расширение участия в этом процессе парламента, независимых научных и общественных организаций. Информирование общественности о ходе военной реформы с публичным обсуждением предлагаемых изменений в нормативные акты. Регулирующие военную службу и пенсионное обеспечение военнослужащих.

2. В течение 2012-2014 гг. перевод комплектования армии полностью на добровольно-контрактную основу (это потребовало бы увеличения военного бюджета России 2011 г. всего на 3-4%).

3. При сокращении офицерского корпуса - выплату выходного пособия и обеспечение приватизированным жильем увольняемых военнослужащих за счет отдельной статьи бюджета, вне статьи национальной обороны. Параллельное повышение денежного довольствия военнослужащих до намеченного сейчас уровня (с индексацией инфляции) и обеспечение всех служебным жильем.

4. Создание компактных и технически оснащенных сил общего назначения с акцентом на существенное улучшение их систем управления и связи, информационного обеспечения, на массовое оснащение высокоточным оружием большой дальности, повышение их стратегической и тактической мобильности.

Переориентацию этих сил, в первую очередь, на локальные конфликты, а также операции нового типа на юго-западных, южных и восточных стратегических направлениях.

5. Устранение многотипности в государственной программы вооружений 2020 и государственном оборонном заказе, выбор систем на базе оценки «стоимости-эффективности» на конкурсной основе независимой структурой анализа и выработки решений при Министре обороны. Увеличение доли НИОКР в инвестиционных ассигнованиях, акцент на прорывные научно-технические проекты.

6. Реальную программу реформы оборонно-промышленного комплекса и системы государственного оборонного заказа, ценообразования на военную продукцию, обновление основных фондов, омоложение кадров, рациональную программу конверсии. Без этого растущие ассигнования на техническое перевооружение армии и флота приведут лишь к удорожанию военной техники и расширению коррупции.

7. Расширение роли законодательной власти в определении военной политики через парламентские слушания, расследования, путем поправки в Конституцию для наделения Федерального Собрания контрольными функциями (сейчас есть лишь законодательная и представительская).

8. Возобновление и расширение практики создания специальных независимых комиссий при президенте РФ по важнейшим вопросам военной политики.

III. Принципиальный подход «ЯБЛОКА» к актуальным вопросам обороны и безопасности:

1. Демократической России нужна качественно новая армия, нацеленная на защиту общества и государства от реальных внешних угроз. Она не должна обслуживать одного лидера, одну партию, не может служить для защиты власти от народа, навязывания другим странам своего господства и присутствия, противоборства с химерами холодной войны.

2. Вооруженные силы должны постоянно находиться под контролем и управлением гражданского руководства, быть подотчетны и по возможности «прозрачны» для законодательной, судебной власти, гражданского общества в целом. Они должны быть открыты для критики и новых идей и подходов по улучшению своей работы.

3. Сильная армия необходима России в современном опасном и непредсказуемом мире, что требует больших затрат. Должно обеспечиваться, в первую очередь, высокое качество управления, информационное обеспечение, профессионализм и моральный уровень командного и рядового состава, совершенство технического оснащения и передовые принципы подготовки к выполнению задач.

Выделяя большие ресурсы на эти цели, государство обязано установить жесткий контроль над их расходованием, прежде всего, через соответствующие комитеты и процедуры парламента, при максимальной открытости военной информации, привлечении независимой экспертизы, ориентации контроля на долговременную перспективу (5-10-15 лет), согласно циклам планирования военной политики и военного строительства.

Следует гарантировать, чтобы «силовые» структуры не подрывали экономику и финансы страны, не создавали угрозу демократическим институтам и социальной стабильности, не диктовали внешнюю политику страны, не навязывали государству собственные ведомственные приоритеты и интересы, не прикрывали секретностью недостатки и провалы своей работы, коррупцию и нерациональное расходование финансовых средств.

4. Материальный уровень, социальная защищенность, престиж и высокий статус военнослужащих, достойное пенсионное обеспечение военных пенсионеров - обязательное условие их жизни и службы в демократическом обществе. Защита прав военнослужащих, особенно участников боевых действий, а также их семей - является важнейшей составляющей защиты прав человека в демократической России.

Эти принципы Партия «ЯБЛОКО» неукоснительно проводило в жизнь в течение всех десяти лет своей деятельности в Парламенте РФ, они будут и впредь важнейшим приоритетом работы Партии в гражданском обществе, науке и государственных органах России.

 

Председатель Партии

С.С.Митрохин


Статьи по теме: Оборонная политика


Со времен Карибского кризиса риск конфронтации с применением ядерного оружия никогда не был так высок, как сегодня
07 декабря 2019
Лучшая защита национальных интересов – мирная дипломатия, соизмеримая с имеющимися ресурсами и целями развития страны
03 декабря 2019
«Яблоко» предлагает решительные изменения
03 декабря 2019
Все статьи по теме: Оборонная политика

Статьи по теме: Первый этап XVI Съезда


Все статьи по теме: Первый этап XVI Съезда