Сегодня лидер партии «ЯБЛОКО» Сергей Митрохин принял участие в круглом столе «Церковь, государство и общество: задачи XXI века» в рамках Рождественских Парламентских встреч, который прошел в Госдуме.
В своем выступлении Сергей Митрохин говорил о цивилизационном выборе, который сделал князь Владимир для России, о «русском мире», одна часть которого сегодня ведет войну с другой, роли Церкви в установлении мира.
Предлагаем вашему вниманию стенограмму его выступления:
Добрый день, уважаемые коллеги. Уважаемый президиум. Меня пригласил отец Всеволод Чаплин на этот круглый стол. И обозначено было, что проходит в рамках рождественских образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси», приуроченных к 1000-летию его смерти. Я решил именно на эту тему выступить.
В подобной формулировке – цивилизационный выбор России – кто-то может усматривать нечто такое, что отделило Россию от других цивилизаций, особенно от европейской. Есть такие люди, наверняка в этом зале они тоже присутствуют. Но я к их числу не отношусь. Я считаю, что князь Владимир сделал выбор не какой-то уникальной, а европейской цивилизации. На Руси до этого вообще никакой цивилизации не было, были языческие культуры, он сделал выбор в пользу христианской цивилизации. И мы должны иметь точное представление, что это была за цивилизация. На тот момент она была по преимуществу европейской. Тогда еще не было церковного раскола, он произошел в год, когда умер сын князя Владимира Ярослав… И Византию ни в коем случае нельзя было относить и сейчас нельзя относить к какой-то азиатской стране или Востоку, ее основал римский император, говорили там на греческом языке и звали себя ромеями, то есть римлянами. Никаких признаков того, что этот выбор был каким-то антиевропейским, как сегодня многие считают, просто нет. Он был скорее европейским, чем антиевропейским.
Сегодня очень модно говорить о русском мире, я считаю, что это очень емкое понятие – русский мир. Понятие «мир» — более широкое, чем понятие «народ». И этим оно имеет для нас особую ценность. Что мы должны понимать под русским миром? Я считаю, что под русским миром мы должны понимать все восточнославянские народы, которые вышли из общего корня. Этим корнем является государство под названием Киевская Русь. Можно называть ее древней Русью, если кому-то здесь не нравится слово «киевская».
Как мне кажется, князь Владимир и другие князья русские являются символами вот этого самого русского мира, который олицетворяет для нас та эпоха, и у этой эпохи мы можем многому научиться. Мне кажется не надо России приватизировать этот общий корень.
Вот президент в своем послании сказал, что для русских Корсунь — это святыня. Об этом уже сегодня говорилось. Ну да, князь Владимир олицетворяет эту святыню. Но князь Владимир был князем государства под названием Киевская Русь. Давайте не будем отнимать у других восточнославянских народов наши общие святыни. Давайте сделаем эти святыни и эти символы интегрирующими и консолидирующими для всех наших народов.
У белорусов само их название содержит корень «рус». Украина же тоже вышла из Киевской Руси, т.е. имеет прямое отношение к русскому миру. Это наше общее и давайте это общее ценить, потому что надо жить дружно, жить в едином русском мире, едином славянском мире, выходящем за пределы государственных границ.
Тот русский мир, который олицетворяет фигура князя Владимира, как мне кажется, выглядит намного более привлекательным, чем сегодня.
Самое главное, при Владимире, Ярославе, при Владимире Мономахе, в этом мире действительно царил мир. Несмотря на отдельные конфликты князей, это все-таки был МИР.
Да, потом он был разрушен, как мы знаем. Им удалось этот мир создать и на какое-то время удержать. Как мы знаем, сегодня в этом мире опять раздрай, раскол и война. Одна часть русского мира ведет войну с другой.
Самое первое, что надо сделать – эту войну прекратить.
Как мне кажется, Русская Православная Церковь может здесь сыграть огромную роль, и далеко еще не сыграла. Потому что надо обратиться ко всем сторонам конфликта с миротворческим призывом прекратить эту войну.
И как мне кажется, Русская Православная Церковь с этим же призывом должна обратиться к Владимиру Владимировичу Путину, который пока сделал далеко не все от него зависящее, чтобы остановить эту войну.
Еще одна фундаментальная особенность этого русского мира заключается в том, что он был СВОБОДЕН, разумеется, насколько это было возможно при тех исторических обстоятельствах. Киевская Русь была одним из самых свободных государств современной Европы и мира. После известных исторических событий, Ордынского ига и наступившей вследствие его деспотии, к сожалению, Россия стала одной из самых несвободных стран мира. И является таковой и по сей день.
Поэтому, когда мы говорим, каким должен быть русский мир в 21 веке, мы все-таки должны искать истоки этого мира не в Ордынском владычестве, как предлагают нам господа евразийцы, и не в деспотии Московских князей, а мы должны находить их в Киевской Руси, которая была свободной. И давала в этой свободе пример другим государствам. Кстати, и церкви это касается напрямую, потому что при деспотизме церковь, как и все общество, страдает от притеснений и из духовного пастыря превращается в инструмент государственной политики.
Еще какая черта была у этого мира? Он был ОТКРЫТЫМ, там не было этой психологии, этой идеологии, что мы должны отгородиться от внешнего мира, все нас хотят уничтожить, мы должны замкнуться в своих традициях и в них жить. Само принятие христианства князем Владимиром говорит об обратном: о том, что он был открыт для внешних влияний, а это было внешнее влияние! Правильное влияние. И во имя этого влияния он отказался от самобытных древнерусских традиций, связанных с язычеством.
Я предлагаю сейчас последовать этому примеру – отказаться от традиций деспотизма. Мы все вместе (церковь, общество и государство) должны вынести из Кремля эти деспотические традиции и утопить их в Москве-реке, как князь Владимир утопил языческих идолов в Днепре.
Но это была не просто открытость. Есть еще и геополитический вектор этой открытости, который нам задал этот древнерусский мир при великих русских князьях. Летописец четко пишет, с кем в первую очередь дружил князь Владимир. Он дружил с чехами, поляками и венграми. С кем он воевал? Он воевал с языческой азиатчиной. Он воевал с печенегами, а последующие князья еще и с половцами. То есть они указали нам оттуда, какая должна быть геополитическая ориентация всего нашего русского мира. Она должна быть европейской. И она должна противостоять вот этой языческой азиатчине, от которой, к сожалению, не смогли уберечь Русь их потомки.
При этом русский мир не был ксенофобским. Дружили не только с европейскими народами. Но и с мирными народами Востока, например, с Волжской Булгарией.
С учетом тех исторических процессов, которые происходили за последнюю 1000 лет и происходят сейчас, единение русского мира, так же как и славянского, возможно только по пути в Европу. На пути от Европы и против нее возможно только раздробление и раскол этих миров.
И эта открытость Киевской Руси является наказом нам еще и в том, что мы не должны идти на конфронтацию с внешним миром, мы должны искать диалог и согласие.
В 21 веке, о котором мы сегодня говорим, – любая изоляция нашей страны ведет нас к катастрофе. Потому что 21 век – это век высоких технологий, научных идей. Прогресса в развитии нельзя достигнуть, замкнувшись в самих себе. Это можно делать только в рамках интенсивного международного обмена идеями, технологиями и так далее.
Поэтому не надо нам сегодня наш русский мир защищать так, чтобы весь остальной мир становился русофобским. Потому что это путь в никуда, это путь в тупик, это путь к катастрофе.
Возвращаясь к теме круглого стола. Давайте сегодня в 21 веке вспомним, как 1000 лет назад решали задачи нашей страны основатели русского мира и будем жить в соответствии с некоторыми их заветами.
Давайте вместе бороться за мир, а это сейчас вопрос номер один. Давайте бороться за свободу, открытость, давайте окончательно и бесповоротно сделаем европейский выбор для нашей страны. Спасибо!