То, что происходит в настоящее время в сфере образования, можно сформулировать очень просто: идет системное разрушение системы как среднего, так и высшего образования.
Это очевидно хотя бы из того факта, что если лейтенантам полиции гарантируется заработная плата в размере больше 40 тыс. рублей, а профессора университетов получают в два раза меньше, то ответ на вопрос, строим ли мы инновационное общество или полицейское государство, остается риторическим.
Надежда на какое-то изменение политики в данной области отсутствует, поскольку новый министр уже объявил о продолжении взятого ранее курса и в области ЕГЭ и, что особенно показательно, в сокращении – в два раза! – количества бюджетных мест. Более того, поскольку предшествующий министр стал помощником президента, то он сможет действенно курировать стабильность и продолжение того, что называется реформой.
Очень прискорбно, что все, что происходит в образовании, оценивается в первую очередь с денежной точки зрения. Это и дикая философия «образования как услуги», и так называемое «подушевое финансирование», и т.п. Но это крайне разрушительно для данной сферы. Стоит воспользоваться сравнением из области экологии (его приводит в одной из своих работ проф. Л.Н. Ердаков), что произойдет, если дятел приспособит лес под себя: его устроят лишь гнилые деревья, поскольку в них больше питательных червячков и насекомых, из леса будут убраны все враги дятла, и нарушится баланс пищевых цепей, и т.п., в результате вместо леса будет куча гнилой древесины, и сам дятел не сможет там жить. Переводя это в сферу образования, можно сказать, что если главной ценностью будет извлечение прибыли любой ценой, то структура разрушится невозвратимо. И любая реформа образования может быть успешной, только если она будет ориентироваться на ценность знания как такового и на повышение статуса его создателей и носителей.
И, наконец, еще одно замечание, связанное с сформулированной целью создавать систему элитного образования. Можно укреплять и поддерживать спортивные команды двумя разными способами: 1) развивать систему детских и юношеских спортивных школ, 2) приглашать за огромную плату варягов. Второй путь тупиковый, поскольку он не предполагает серьезной базы, ориентирован лишь на кратковременный успех. Тогда как те же деньги, вложенные в развитие системы, дают совершенно иной результат. А если изначально создавать неравные возможности для получения образования, то результат будет именно такой, как во втором случае.
Поэтому политическая реформа должна выстраиваться на принципиально других основах.