Выступление Г.А.ЯВЛИНСКОГО
На ХVI Съезде РОДП «ЯБЛОКО»
10 сентября 2011 г.
Уважаемые коллеги!
Я хочу сказать, что есть целый ряд особенностей, которые присущи, действительно, только единственной такой партии в стране, как «ЯБЛОКО». Особенности эти заключаются в том, что я могу с полной ответственностью вам сказать, больше ни одна партия ничего в виде чего-либо похожего на программы перед выборами не будет обсуждать.
Для понимания просто скажу вам, что программный съезд «Единой России» в прошлый раз прошел за 45 минут, вот всё, все приехали за 45 минут, выбрали президиум из одного человека, которого вы знаете, и за 45 минут согласились со всеми программами, и даже провели банкет за это время. Всё, всё закончено. Поэтому это очень большая особенность нашей с вами партии.
Кроме того, должен сказать вам, что есть еще одна особенность. Мы в этот раз не ставили перед собой задачу внести на Съезд только единственную одну программу, об этом подробно говорил Борис Григорьевич. Мы в этот раз решили дать возможность, действительно, реально самым разным специалистам, профессионалам принять участие в этом и посмотреть весь спектр серьезных, глубоких предложений, которые были выработаны за это время. И всё, с чем я успел ознакомиться, я думаю, что это был очень хороший опыт, и мы получили хорошую базу для понимания того, что нужно делать в стране.
В чем смысл нашего сегодняшнего обсуждения? Нам нужно с вами принять некую программу, которая будет являться как бы формальной предвыборной платформой, с одной стороны, а, с другой стороны, она будет как бы объединять все остальные программы. В этих программах очень много самых разных, конкретных, в большей или в меньшей степени, но весьма проработанных направлений для решений вопросов.
Я исхожу из того, что у вас все программы есть на руках, поэтому главным отличием того, с чем в этот раз выйдет «ЯБЛОКО», будет, как я уже только что говорил коллегам-журналистам, из СМИ, главным отличием и главной принципиальной вещью будет то, что у нас в этот раз не программа лозунгов, не программа направлений, даже не программа каких-то важнейших отдельных элементов, а у нас программа абсолютно конкретных дел. Выбрать конкретные дела и вытроить их довольно затруднительно потому, что в системе, в которой абсолютно отсутствует всякая правовая основа, если в стране нет правового государства на огромной территории, что это значит? Это значит, что законы носят условный характер, разрабатываются не всем обществом, а отдельной группой, и зачастую, как уже сегодня здесь обсуждалось, в интересах этой группы, когда нет независимого правосудия, когда нет публичного общественного мнения по этим вопросам, в этих условиях разрабатывать реформистские программы – вещь весьма и весьма обреченная на невозможность реализации.
Поэтому когда нам, скажем, предлагают программы, которые называются, как «Образ желаемого завтра», это интересно почитать, но суть-то заключается в том, что как в Советском Союзе, так и в сегодняшней России, не решив ключевых, кардинальных вопросов, всякие другие предложения по налогам, по бюджету, по еще чему-либо, это всё просто добрые пожелания, которые не могут быть реализованы. Система будет продолжать работать так, как она работает сегодня. А меньше будет у нее ресурсов, она будет работать еще хуже. Это очень серьезная проблема.
Более того, у этой проблемы есть еще более глубокое основание. Основание это заключается в том, что при таком способе создания законов, при таком отношении к закону, при том, что никакого равенства граждан перед законом не существует в принципе, при том, что закон используется только избирательно, при том, что человек точно знает, что закон для него применяется только в зависимости от того, какую должность он занимает, вот при таких всех условиях очень сложно откровенно и честно предлагать программу.
А, с другой стороны, нужно понимать, что власть, которая строит свои отношения с обществом на такой основе, не является легитимной. Она просто захватила эту власть, держит ее, но она так и не выстроила, что она может считаться властью, которую создал и признает весь народ. Потому что никакого другого источника власти в России нет, источником власти в России является народ, и если народ не может осуществить эту главную свою функцию, а он не может ее осуществить, напомню вам, с 1917 года. Вот у нас такая сложная с вами судьба, проблема. Но и сейчас мы никаким образом это не исправляем.
Делать программы и участвовать в общественной жизни для того, чтобы это было основой нашего диалога с властью, диалога принципиального, диалога конструктивного, диалога абсолютно с позиций продвижения к тому, чтобы в России было, наконец, создано правовое государство, в этом и есть смысл всей нашей деятельности, в этом смысл выборов для нас, в которых мы участвуем, в этом смысл всех наших программ, в этом. И мы еще к этому не раз вернемся.
Конечно, выйти сегодня к избирателю со всеми этими рассуждениями – это дело далекого, или не далекого, будущего, но это на Съезде партии, и партия должна понимать, мы это с вами уже не раз обсуждали, я еще буду вносить, когда будет период заявлений, по этому поводу я буду вносить специальное заявление партии по этому вопросу, не один, а с моими коллегами, с Сергеем Адамовичем Ковалевым, но это будет отдельное заявление и дискуссия. Сейчас я говорю о другом.
А тогда возникает естественный вопрос: а как тогда быть? Какие у нас есть тогда варианты? И партия нашла, как мне кажется, правильное решение. Во-первых, в этих условиях партия предлагает программу, которая обращена лицом, впервые с начала всяких реформ, обращена лицом к людям, впервые. То есть, партия говорит, конечно, существуют вот эти все проблемы, конечно, мы их будем решать, но жизнь ведь идет каждый день, события-то развиваются каждый день, люди ходят на работу каждый день, дети растут, жить надо сейчас. Никто не может отложить всю жизнь и ждать, пока у нас тут всё изменится, потому что жизнь кончится. Я однажды на выборах был в Челябинской области, в Миассе, в самое тяжелое время, зашел в школу, в которой даже уже, по-моему, парт не было, и висел лозунг: «Пока мы были недовольны жизнью, она кончилась». Я с тех пор об этом много думаю. И политик отличается, скажем, от философа, тем, что он должен соединить, честно соединить эти два обстоятельства.
Вот я хочу сказать, что партии ищут это решение, и таким решением мне кажется, наше предложение о том, что, ничего не дожидаясь, руководство страны должно взять на себя ответственность за то, чтобы гарантировать людям право на получение земли, гарантировать людям право на строительство собственного дома, гарантировать право на инфраструктуру, на дорогу. Для этого не надо ждать чего-то, это можно начинать завтра, и мы предлагаем с вами конкретно, как это нужно сделать. Вот в этом наша особенность на этих выборах, такая программа у вас есть в руках, вы ее видите, мы постараемся сделать максимально возможный тираж, это наше знамя, это то, с чем мы идем ко всем людям.
Если у людей начнет появляться собственность, реальная, у них появится интерес и к другим вопросам, без которых решение ключевых вопросов в стране просто невозможно. Наша задача – не просто рассказывать критические какие-то вещи. У меня уже такое впечатление, что уже все, кто хочет что-то знать, что у нас происходит, все всё знают. Откуда у нас был такой критический запал? Когда проводились реформы в начале и в середине 90-х, когда люди вообще не понимали, что происходит, просто вообще не понимали, что происходит. И тогда мы, и я, старались максимально подробно и широко объяснять, что происходит, для того, чтобы изменить это направление. Но понимания тогда не было, просто вот не было. Все играли в ваучеры, потом играли в залоговые аукционы, в криминальную приватизацию, в конфискационные реформы, потом, когда дошло, вот тогда уже всё поняли, что, на самом деле, действительно, так всё делать было нельзя. Но это уже оказалось несколько поздно.
Теперь у нас другая ситуация, теперь все всё знают, и все всё понимают, в этом смысле наша программа говорит: несмотря на происходящее, эти конкретные вещи можно и нужно делать, давайте, их будем делать, сегодня мы требуем, мы не просто предлагаем, мы требуем. Это будет менять настроение, это будет менять атмосферу, это позволит нам по-другому разговаривать с гражданами, и в отношении законов, и в отношении законодательства, и в отношении легитимности, и в отношении изменения вообще всей системы. Вот это и есть логика того, что мы предлагаем.
Теперь, если говорить о той сумме предложений, которые здесь есть, то я, во-первых, хотел бы сказать, что я извиняюсь перед теми, кто вносил и докладывал программы, прошу меня извинить, что я здесь не присутствовал, но я вынужден там, поскольку выборы, разговаривать со СМИ и т.д., но я программы их знаю. Я, честно говоря, просто горжусь, что в партии столько серьезных предложений.
Что я предлагаю конкретно. Вот программа, которая вам внесена в виде предвыборной платформы, называется «Россия требует перемен!», это мы предполагаем, если вы согласитесь, чтобы это был наш главный лозунг кампании, что мы выступаем за существенные, глубокие перемены.
В этой предвыборной платформе на 5-6 страницах мы постарались суммировать все основные предложения и хотя бы в самом кратком виде обозначить ориентиры, куда мы двигаемся. То есть это не является альтернативой другим программам.
Поэтому мне кажется, что ее можно принять. Но она требует довольно широкого раскрытия, развития и довольно подробного объяснения по многим направлениям. И мне кажется, что программа, представленная молодыми людьми «ЯБЛОКА», в частности, Александром Гнездиловым, Иваном Большаковым и целой группой, там участвовали и другие наши молодые коллеги, Семен Бурда участвовал и другие, эта программа, на мой взгляд, наиболее в полном виде раскрывает суть тех направлений, которые содержатся там. И мне кажется, это один из итогов рабочей группы.
Мне представляется, что Съезд мог бы ее принять в качестве программного материала или программной основы, то есть у нас будет предвыборная программа и программные материалы, которые раскрывают эту программу. Мне кажется, это было бы правильно. Но кроме того, важна совсем практическая программа, о которой я вам здесь говорю,«Земля-Дома-Дороги», мы ее не раз обсуждали.
Есть еще проекты, которые вызывают у меня тоже уважение, поддержку. Они в ряде случаев очень необычным способом сформированы. То, что сделал, скажем, Лев Маркович, на мой взгляд, это очень необычный подход к программе. То есть он своей программой сказал, что всё надо переделать, всё это здание, начиная с фундамента и кончая трубой, вот всё это надо перестроить. Он рисует картину, как это нужно сделать. На мой взгляд, в этой программе тоже есть какие-то элементы, с которыми можно соглашаться или нет, но она тоже не противоречит общему курсу.
Но если смотреть на все программы в целом, то предлагаю Съезду рассмотреть в следующем виде. Тезисы «Предвыборная платформа» на 6-7 страницах, туда можно что-то добавить, поправить, изменить, и считать ее основным направлением.
МИСНИК Б.Г.
Григорий Алексеевич, я прошу прощения, сколько времени Вам еще нужно?
ЯВЛИНСКИЙ Г.А.
30 сек. И второе, эта программа, подготовленная всеми вместе в рабочей группе, но которая была представлена Иваном Большаковым и Александром Гнездиловым, как программный пакет, программный материал.
И программа «Земля-Дома-Дороги», которая является конкретным шагом нашей партии. Ничего, что у нас много программ. это лучше, чем когда нет никаких. Лучше, что мы знаем, что нам нудно делать. лучше, что у нас есть споры. Лучше, что у нас есть дискуссии. Лучше, что у нас есть разные взгляды, чем если бы у нас не было ничего, как, к сожалению, это происходит во многих других партиях. Ничего большего не могу сказать. Могу только сказать: Россия требует перемен! Давайте вернем людям надежду! Спасибо. (Аплодисменты).