«У нас очень многие говорят о том, что Медведев, президент РФ, имеет право помиловать любого и каждого, по результатам правовой экспертизы, например. Я умилялся последние две недели, когда юристы всерьез об этом разговаривали, забыв вообще в закон глянуть, где прямо записано, что помилование может состояться только по просьбе осужденного. Ну вот не может быть без просьбы осужденного. По просьбе общественности не может», - рассуждает в эфире «Эха Москвы» Михаил Барщевский, когда речь заходит о возможном обращении общественности к президенту с просьбой о помиловании Михаила Ходорковского.
Право же, неудобно становится за полномочного представителя правительства Российской Федерации в высших судебных инстанциях, доктора юридических наук и заслуженного юриста Российской Федерации. Потому что «забыл глянуть в закон» именно Барщевский, а не те, над кем он «умиляется».
Доказательства? Извольте.
Уголовный кодекс РФ, статья 85 «Помилование».
1. Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица. 2. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.
Где тут просьба осужденного в качестве ОБЯЗАТЕЛЬНОГО условия помилования? Нет ее и в помине.
Да, есть Конституция РФ (часть 3 статьи 50), и статья 176 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, дающие осужденному право просить президента о помиловании. Но ни в Конституции, ни в УИК, ни в УК, ни в других российских законах нет ни слова о том, что просить президента о помиловании осужденного не могут ИНЫЕ лица. Родственники, друзья, коллеги, и так далее. И не может быть такого запрета – статья 33 Конституции гарантирует ЛЮБОМУ гражданину право обращаться в государственные органы, в том числе – и к президенту страны.
А теперь заглянем в статью 89 Конституции, где говорится о помиловании. В пункте «в» сказано, что «президент РФ осуществляет помилование». И на этом он ЗАКАНЧИВАЕТСЯ – помиловать осужденного президент может БЕЗ ВСЯКИХ УСЛОВИЙ, и в Конституции не написано, что помилование осуществляется лишь по ходатайству осужденного.
Право президента помиловать осужденного – его так называемое «дискреционное полномочие», акт, зависящий исключительно от его личного усмотрения. Оно НИЧЕМ не ограничено. И вполне логично, что ни в Конституции, ни в каком-либо российском законе нет ни слова о том, что президент не вправе помиловать осужденного по СВОЕЙ инициативе – без всяких его просьб или ходатайств. Или по инициативе общественности, которой (как и президенту) решительно отказывает в этом праве доктор юридических наук Михаил Барщевский.
Кстати, как справедливо заметил адвокат Михаила Ходоровского Юрий Шмидт, в пункте «б» той же статьи 89 Конституции говорится, что президент награждает государственными наградами, присваивает почетные, высшие воинские и специальные звания. Но никому в голову не приходит сказать, что вручить государственную награду или присвоить звание президент может только при наличии соответствующего ходатайства претендента (хотя никто при этом не лишен права просить о награждении или присвоении звания).
В общем, умиляться, слушая Михаила Барщевского, следовало бы как раз тем юристам, над которыми он иронизирует. Но они люди деликатные – не хотят выставлять на посмешище полномочного представителя правительства в высших судебных инстанциях…