На Пионерской площади у ТЮЗа собралось около трех тысяч человек — примерно столько же, сколько и год назад у дворца спорта «Юбилейный». Их привели сюда два чувства: любовь к своему городу — и боль за то, что его разрушают. И недаром еще до начала митинга самой обсуждаемой темой было известие о согласовании чиновниками Главгосэкспертизы проекта «Охта-центра» — что позволяет Смольному издать постановление о строительстве башни.
Юрий Шевчук
Михаил Амосов, член Политкомитета "ЯБЛОКА"
Максим Резник, лидер Петербургского "ЯБЛОКА"
Не уступать ни пяди
Возмущение участников митинга трудно было описать в парламентских выражениях — они восприняли решение Главгосэкспертизы как плевок в лицо петербуржцам. И не только им: точно так же плюнули в лицо Комитету всемирного наследия (КВН) ЮНЕСКО, на сессии которого только уверения российских властей в том, что разрешения на строительство башни еще нет, спасли Петербург от включения в позорный список «Всемирное наследие в опасности».
Помнится, в резолюции КВН отмечалось, что российские власти «выразили готовность продолжать диалог с ЮНЕСКО по этому вопросу и провести независимую оценку экспертов ЮНЕСКО по воздействию башни на исторический центр Петербурга». Никакой «независимой оценки» пока не получено, а решение Главгосэкспертизы уже подоспело. И президент Медведев, который поручал обеспечить выполнение требований ЮНЕСКО, продолжает хранить молчание, сколько бы к нему ни обращались противники газоскреба. То ли ему все равно, будут ли навсегда изуродованы питерские панорамы, то ли решение по этому вопросу (как и по многим другим) принимает вовсе не он..
Митинг, который вели глава «Лиги избирательниц» Татьяна Дорутина, лидер питерского «Яблока» Максим Резник и лидер ДГИ Евгений Козлов, начался с обращения Александра Городницкого, который сейчас находится на лечении в Германии, но прислал оттуда запись своего выступления.
Присоединившись к тем, кто выступает в защиту исторического облика родного города, он призвал «бдительно следить за тем, чтобы наши чиновники не распродали наш город по камушку и не исказили его облик» и «не уступать ни пяди». Назвав газпромовскую башню «мечтой импотента», Городницкий прочитал стихотворение, написанное им к Маршу в защиту Петербурга, заканчивающееся словами «от фашистов отстояли, и от этих отстоим»…
«Когда мы тушили зажигательные бомбы, мы не только защищали наш город, — заявила блокадница Людмила Эльяшова. — Мы думали о людях, которые родятся потом и будут любоваться его красотой. И каково же было наше удивление, когда оказалось, что наши же соотечественники заставляют нас уже в старости снова защищать город. Строительство башни разделило людей на два стана. На тех, кто действительно любит наш город, ценит прекрасное, у кого есть высшие духовные ценности — и на тех, для кого деньги и материальное благо превыше всего».
Это было при Медведеве и Путине
— Почему мы все здесь? — спросил у собравшихся лидер группы ДДТ Юрий Шевчук, появление которого встретили овацией. — Сейчас идет полемика, и многие мне говорят: Юра, ну что ты дурью маешься? Ходишь на какие-то митинги — тебе что, популярности не хватает? Живи себе хорошо, работай на корпоративах, и тебя все будут любить… Я пытаюсь ответить, что, когда в доме пожар, надо спасать родных и близких. Спасать великую архитектуру этого города — это наши родные и близкие, с которыми мы живем. У нас есть чувство собственного достоинства, мы не рабы, мы не быдло — это самое главное! Мы не должны сидеть и молчать, когда наши хозяева будут творить все, что захотят. Чувство собственного достоинства привело нас на эту площадь — и люди начинают понимать, что это такое».
— Когда наша бюрократическая власть хочет построить очередное высотное здание, нарушающее небесную линию Петербурга, или застроить очередной сквер, она все время нам говорит: это не ваше дело! — заметил экс-депутат ЗакСа яблочник Михаил Амосов. — А я думаю, что это наше дело! Надо заставить нашу власть понять: все, что делается в нашем городе, в нашей стране, — это наше дело.
Добиться того, чтобы защитить скверы и сады, предотвратить уплотнительную застройку, уберечь нашу небесную линию, по мнению Амосова, можно только тогда, когда удастся изменить ситуацию в стране, когда власть почувствует свою зависимость от общества. «Только тогда мы победим, — заявил он, — когда добьемся, что другие люди будут в креслах губернатора, премьера и президента».
— Две трети петербуржцев — против строительства «Охта-центра», против разрушения города, — заявил Дмитрий Линов из «Живого города». — Но где эти 3.5 миллиона человек? Я не вижу их здесь! У каждого из пришедших есть друзья, родственники и знакомые. То, что вы сами пришли, — это только полшага. Время сделать шаг, чтобы на следующем митинге было народу в десять раз больше.
— Во время прогулки по Неве я сказал иностранцам, которые восхищались нашим городом: а вот скоро здесь будет 400-метровый монстр, — вспомнил кинорежиссер Юрий Мамин. — И вы не увидите ничего, кроме него — по закону композиции. «Кто же это допускает? — спросили они. — Куда смотрят ваши руководители?» Я сказал, что это тем более удивительно, что оба наших главных руководителя — петербуржцы. И то ли они недостаточно интеллигентны, то ли у них нет своего мнения по этому поводу — но отвечать придется все равно им. Когда будут говорить об эпохе, в которой был изуродован город Петра — будут говорить: это было при Медведеве и Путине.
Атланты держат небо
— Тема защиты города объединяет всех, независимо от политических убеждений, — заметил заслуженный артист России Игорь Скляр. — Мы живем здесь, в этом гармоничном пространстве, и эта гармония города разрушается у нас на глазах. Все больше в городе стало появляться уродливых строений, похожих то ли на унитазы, то ли на бутылки. И апофеозом должна стать эта башня, похожая на пластиковую бутылку, поставленную на стол, сервированный красивым фарфором и серебром.
По словам Скляра, ситуация даже хуже, чем во время блокады, когда «враг был очевидный — стреляли и бомбили», а сейчас все происходит незаметно, пока многие сидят по домам.
— Впервые за последние десять лет я пришла на митинг, — заявила депутат Госдумы и лидер питерских «эсеров» Оксана Дмитриева, — потому что все парламентские формы борьбы за сохранение исторического центра исчерпаны. Я писала запросы — в Минкультуры, в прокуратуру, чтобы они использовали свои полномочия по защите города. Но они не стали вмешиваться. Из-за «Единой России» мы не смогли обсудить этот вопрос в Госдуме — она не дала включить его в повестку дня. В ответ на депутатские запросы нас отправляют в суд, а результаты судов вы знаете. Мы вместе должны защитить наш город, за который мы в ответе.
— Охта-центр» — апофеоз той вертикали, которую пытается построить Путин, — заявила исполнительный директор ОГФ Ольга Курносова. — И пока он будет у власти — «Охта-центр» будут пытаться построить на наших головах. Это символ их чекистской вертикали, и пока мы не сменим эту власть — мы не избавимся от этой угрозы.
— Мне говорят: ну и что? Ходите вы и ходите на ваши митинги, и что изменилось? Но изменилось многое, — заметила ответственный секретарь Правозащитного совета, экс-депутат ЗакСа Наталия Евдокимова. — Мы подняли на ноги людей не только в Петербурге, но и по всей России и за рубежом. Выигран суд по высотке у Чесменского дворца — где, кстати, были ровно такие же нарушения, что и с «Охта-центром», с которым наша судебная власть сказала, что ничего сделать не может. Я вас уверяю, что здесь даже не в губернаторе дело. Она просто пешка-исполнитель, а решение принимается в Кремле. Мы ее не выбирали — и мы не имеем для нее значения. Но чем больше нас, неравнодушных, тем наше правое дело движется быстрее…
На марше много пели — Юрий Шевчук, Михаил Новицкий, Игорь Скляр, барды из клуба «Восток» Михаил Трегер, Михаил Семененко и Владимир Шемшученко. А в завершение митинга на сцену вышли ребята из детского клуба авторской песни «Берег» под руководством Сергея Батуева. И сперва спели песню о Петербурге, а затем — вместе со «старшими товарищами» — закончили митинг «Атлантами».
Как всегда бывает на концертах Городницкого, эту песню пели все вместе. Песню о тех, кто держит на плечах питерское небо, удивительную линию которого надо защищать от тех, для кого наш город — лишь товар для торговли или стройплощадка для реализации амбициозных проектов.
Нам некуда отступать: за нами — Петербург.
Борис ВИШНЕВСКИЙ
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА и Романа ТРИЛЛЕРОВА
Александр ГОРОДНИЦКИЙ специально к Маршу в защиту Петербурга
Этот город
Этот город, где с тобою
Мы когда-то родились,
Где над солнечной Невою
Вознесен кораблик ввысь,
Где гуляли Блок и Пушкин
В белом сумраке ночей,
Город призрачный, воздушный,
Наш с тобою и ничей.
Где следы от маскировки
Не скрывает Ленинград
И на скорбной Пискаревке
Наши родичи лежат,
Где плывут по дельте синей
Сто зеленых островов —
Перед Богом и Россией
Мы в ответе за него.
Здесь за Родину сложили
Свои головы отцы.
Эти парки, эти шпили,
Эти храмы и дворцы
Не сменяешь на монету,
За валюту не продашь,
Потому что город этот
Не газпромовский, а наш.
Отражения в канале
И закатов алый дым
От фашистов отстояли,
И от этих отстоим.