Практически одновременно поступили два сообщения. Первое: Мосгорсуд признал законной схему выплаты по утерянным вследствие распада СССР вкладам в Сбербанке без учета инфляции за прошедший период. Второе: премьер Владимир Путин заявил, что правительство готово оказать поддержку "АвтоВАЗу" на сумму 54.8 миллиарда рублей.
Иначе говоря, на очередную поддержку вопиюще неэффективного детища еще советского автопрома деньги есть, а на выполнение государством своих обязательств перед гражданами денег нет. При этом заводу будут помогать, само собой, за счет граждан – вовсе не лично Путин выложит эти деньги из собственного кармана (хотя, если верить всему тому, что пишут о небывалых финансовых успехах членов кооператива «Озеро», Владимир Владимирович вполне мог бы потянуть соответствующие расходы)…
Об истории «сгоревших» благодаря Егору Гайдару вкладам граждан в советском Сбербанке за минувшие два десятилетия написаны целые тома. Как минимум, 40 миллионов вкладчиков, которые сегодня живут в России, лишились своих денег, которые стремительно обесценились (за 1992 год официальная инфляция составила 2600%, за 1993-й – 940%, за 1994-й – 315%) – и узнали, что никаких компенсаций им не положено (при этом цинично усмехавшиеся правительственные пропагандисты объясняли им, что на эти деньги все равно ничего нельзя было купить, поскольку это были «пустые бумажки», не обеспеченные товарами).
В 1993-96 годах было принято несколько решений высших органов российской власти: постановление Съезда народных депутатов России, два указа президента, постановление Конституционного суда, наконец, закон «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ», где написано, что вклады граждан в Сбербанке, помещенные до 20 июня 1991 года, «являются государственным внутренним долгом РФ, который гарантирован государственной собственностью и всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ». В этом же законе дается оценка пропавших вкладов: «покупательная способность вложенных денежных средств на момент их вложения», рассчитанная «исходя из стоимости фиксированного набора основных потребительских товаров и услуг, включающего рацион питания, товары и услуги, обеспечивающие нормальное физиологическое существование человека». Закон устанавливает, что «восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений граждан производится путем перевода их в целевые долговые обязательства РФ, являющиеся государственными ценными бумагами».
Ровным счетом НИЧЕГО из объявленного всеми указанными решениями так и не было сделано. Вместо возврата указанного «внутреннего долга» (который не был признан таковым ни в одном из законов о федеральном бюджете) правительство объявило выплату «компенсаций», которые трудно назвать иначе, как издевательскими.
На данный момент (ранее «компенсации» были еще меньше) порядок таков. В 2010 году граждане по 1945 год рождения включительно (в том числе наследники) получат деньги в трехкратном размере остатка вкладов в "Сбербанке" по состоянию на 20 июня 1991 года, а граждане, родившиеся после 1945 года, получат «компенсацию» в двукратном размере остатка вкладов на 20 июня 1991 года. В ближайшие два года Минфин планирует закончить расчеты со вкладчиками Сбербанка, потратив на это в 2010-12 годах 270 миллиардов рублей: в 2010-11 годах – по 85 миллиардов рублей, а в 2012 году – 100 миллиардов рублей.
Говорить о том, что эти суммы что-то «компенсируют», можно только в насмешку. Предложить гражданам двух-трехкратную сумму их вкладов – при том, что официальная инфляция за 1992-2008 годы составила не менее 10 тысяч раз? При адекватной компенсации тот, кто в 1991 году имел на сберкнижке тысячу рублей, сегодня должен был бы получить, как несложно рассчитать, не менее 10 миллионов рублей…
«Государство не может этого себе позволить, потому что на это нужно не менее 15 триллионов рублей», - уверяют нас правительственные экономисты. Но при законном порядке решения этого вопроса никого из нас, - граждан, чьи деньги в 1991 году лежали в Сбербанке, - не должно интересовать, что государство может себе позволить, а что не может. С какой стати вместо фактически украденных у нас рублей возвращают копейки? Если кто-то задолжал деньги государству – оно не будет принимать в расчет возможности должника вернуть долг: нет денег – пустит с молотка имущество. Так почему же при обратной ситуации не происходит того же самого?
Да, если верны указанные расчеты – бюджет сегодня не может расплатиться по советским долгам перед гражданами. Но существуют иные способы: предоставьте гражданам акции госкомпаний – исходя из рыночной стоимости, или «земельные ваучеры» (на которые можно приобрести земельные участки, а можно продать – если кто пожелает), или гарантируйте им долю от продажи природных ресурсов. Не хватит – продайте государственное имущество на торгах, чтобы расплатиться с нами – кредиторами: чем, в конце концов, «Роснефть» лучше «Юганскнефтегаза», который продали, чтобы погасить якобы имеющуюся задолженность «ЮКОСа»?
Но нет: ни об одном из этих вариантов выполнения государством своих обязательств перед гражданами ничего не слышно. И нищенские «компенсации» уверенно признаются судом «законными». И государство расходует указанные 270 миллиардов рублей на «компенсации» - при том, что около 5 триллионов рублей идут на «поддержку банковской системы» и спасение бизнеса близких к Путину коммерсантов (одной только этой суммы хватило бы на 20-кратное увеличение выплат для вкладчиков). Ну, а очередная «помощь» для «АвтоВАЗа» - это уже запредельно: у кого-нибудь есть сомнения, что и эти деньги растворятся в «черной дыре», а покупать вазовские «автомашины» будут только те, у кого нет никакого иного выхода?