В Израиль пришла война. Террор, который, казалось, с помощью верной военной доктрины и усилиями профессиональной работы разведок и дипломатов был более-менее минимизирован в течение двух десятилетий, вспыхнул с неожиданной силой и в абсолютно уродливой форме. Оказалось, что всех прежних мер безопасности было совершенно недостаточно, и что вообще современная политическая модель не готова к возникающим новым обстоятельствам.
Здание, пострадавшее в результате ракетных ударов по Тель-Авиву. Фото: Вячеслав Татаровский / РИА Новости
Сейчас, очевидно, главная задача — вызволить из хамасовского плена более сотни похищенных израильтян, среди которых старики, женщины, дети. Но обуздать террористическую угрозу на годы вперед смогут лишь ответственные стратегические решения.
Скорее всего, уже потом, после войны, в Израиле проведут тщательное расследование причин случившегося — каким образом считающиеся одними из лучших спецслужб в мире не смогли предвидеть столь масштабное террористическое нападение, какая доля ответственности за этот провал на правительстве Нетаньяху, какая на армии, какая на разведке. И как вообще это связано с обострившимися в последние годы системными проблемами израильской внутренней политики.
Безусловно, в происходящем свою роль играет и Иран, который десятилетиями в качестве одного из своих главных политических приоритетов громогласно декларирует смертельную угрозу Израилю и в последнее время продемонстрировал готовность к интенсивному тактическому сотрудничеству с ХАМАСом, несмотря на доктринальные разногласия.
Сомнительно, что Россия, теперь зависящая от иранских поставок для СВО в Украине, будет оказывать какое-то реальное давление на Тегеран, чтобы противостоять спонсируемому Ираном терроризму на территории Израиля. Тем более, Кремль не станет в нынешних обстоятельствах поддерживать какие либо действия США — давнего союзника израильтян. Все это и косвенно, и прямо также укрепляет позиции атакующих Израиль террористов.
Конечно, Израиль себя защитит. И, безусловно, государство будет решать назревшие внутренние политические проблемы. Но об этом разговор будет потом. Сейчас цена уже непомерная, возможно даже беспрецедентная для всей истории страны. Неизвестно, как справится с такой травмой израильское общество, какая судьба ждет сотни тысяч палестинцев в секторе Газа, среди которых многие, возможно, даже и не поддерживают ХАМАС, что вообще будет с Ближним Востоком. Вероятно, ситуация будет развиваться по очень опасному спонтанному сценарию, поскольку нет никаких признаков, что США, Россия, Турция, ЕС и НАТО, а также Китай и Индия окажутся в обозримой перспективе способны действовать совместно или хотя бы скоординированно в интересах мира в целом и мирного населения в ближневосточном регионе.
Что же происходит? Мир начинает очень ощутимо переживать последствия масштабной политической энтропии: основные государственные и международные политические институты образца середины ХХ века пришли в противоречие с современностью, находятся в состоянии кризиса, утратили эффективность и постепенно перестают работать. Теряется главное, когда ценностное содержание политики и существования вообще — человеческая жизнь и свобода, — подменяется опасной политической суетой и демагогией о «геополитике», мироустройстве, «государствах-цивилизациях», «многополярности», бесконечными корыстными поисками каких-то врагов и выгодополучателей и т.п.
Люди и их жизнь превращаются в расходный материал. Политики в погоне за сохранением власти и популярностью в соцсетях преследует какие-то свои, абсолютно надуманные в контексте середины ХХI века цели и сознательно жертвуют жизнями, судьбами, будущим людей.
Выражаем сочувствие и человеческую солидарность народу Израиля, который снова оказался на передней линии защиты от террора.
Председатель Федерального политкомитета партии
Григорий Явлинский