Правительство России предложило президенту выйти из Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию. Такой выход продолжает разрыв с европейскими стандартами права и отбросит Россию на 15 лет в прошлое. Чем важна конвенция и чем грозит выход из неё? Рассказывает директор Центра антикоррупционной политики (ЦАП) партии «Яблоко» Алексей Карнаухов.
Директор Центра антикоррупционной политики (ЦАП) "Яблока" Алексей Карнаухов. Фото: пресс-служба партии
Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию принята в 1999 году и ратифицирована Россией в 2006 на волне антикоррупционных реформ. Документ описывает какие деяния должны считаться преступлениями, как страны должны выстраивать международное сотрудничество, защищать свидетелей и применять ответственность к преступникам.
Выход из конвенции наносит России очередной репутационный ущерб. Отказ исполнять конвенцию сигнализирует, что противодействие коррупции для России больше не приоритет, любые достижения могут быть легко перечёркнуты. Выход из Совета Европы и Европейской конвенции по правам человека сменяется новым деструктивным шагом. Россия демонстративно отдаляется от европейского пространства и ценностей, укрепляясь в статусе страны-изгоя.
Борьба с коррупцией станет ещё менее эффективной. Конвенция была основой для сотрудничества между государствами против коррупции. Мониторинг выполнения условий Конвенции Группой государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) помогал модернизировать законодательство и правоприменение, обращать внимание на ключевые уязвимости системы. Без независимых оценок и приверженности правовым стандартам, система в России продолжит разрушаться.
Центр антикоррупционной политики «Яблока» выступает против выхода России из Конвенции, считает такой выход губительный и бессмысленным. «Особый путь» в антикоррупции будет означать для России только деградацию правовой системы. Выходом из Конвенции Россия только нанесёт новый ущерб сама себе.