Почти не завуалированный спор между Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным о потенциальном президентстве отражает три политических процесса, происходящих одновременно.
Первый из них заключается в том, что оба – это очевидно – хотят баллотироваться на высший государственный пост в России в 2012 году.
В 2007-2008 годах вопроса о том, что Медведев приходит на два срока, не было в помине, и продление срока президентских полномочий до 6 лет делалось под президентские выборы 2012 года, в тот момент – несомненно, под Путина.
Но за несколько лет в силу чрезвычайных по существу полномочий российского главы государства около Медведева сформировался уже весьма широкий круг российской политической и бизнес-элиты, ориентирующийся на власть, но категорически не желающей возвращения Путина на пост президента – по самым разным причинам. Эти люди влиятельны, их достаточно много, они располагают ресурсами, и у них нет другого кандидата, кроме Медведева. Они ни в коем случае не желают рассматривать приход к власти человека, не включенного в действующую систему. Именно этот круг людей пытается сделать из Медведева реального президента.
Медведев уже в какой-то мере «напитался властью», она ему понравилась, и эта группа играет в том числе на растущих личных амбициях Медведева.
Причем почти все эти люди понимают, что реальным президентом Медведев сможет стать только тогда, когда Путин перестанет быть главой правительства. То есть они видят задачу не только в том, чтобы добиться выдвижения Медведева и его победы на выборах, но и добиться замены Путина на другого политика.
Вокруг Путина – основа созданной им «вертикали власти» – значительная часть российского высшего бюрократического аппарата, в первую очередь т.н. «партия власти», которой без Путина нет вообще – если он уходит и его место не занимает Медведев, то «Единая Россия» умирает в тот же день – партия бюрократов будет жива до тех пор, пока ее возглавляет главный бюрократ страны. Вокруг Путина также – подавляющая часть российского сырьевого бизнеса, который он контролирует фактически лично, а также – пока что – большая часть силовых структур, однако здесь влияние понемногу перехватывает – в силу занимаемой должности – Медведев.
Но есть и третий – очень важный – процесс: состояние общества.
Следующий президент России не будет восприниматься как легитимный большой частью российских граждан, если победит не на конкурентных выборах, а в очередной позорной игре в поддавки, как это было в 2004 и 2008 годах. Слабая общественная легитимность президента, избранного на 6 лет, реально угрожает устойчивости государственной власти.
Российская власть, в первую очередь сам Путин и поставленный им в качестве местоблюстителя Медведев, совершенно ожидаемо попали в капкан собственного изготовления: почти уничтожив публичную политику, выключив общество из системы принятия всех политически значимых решений, практически задушив все институты свободы и защиты прав человека, они сделали власть биологически чужой для миллионов людей – даже для многих из тех, кто по тем или иным причинам голосовал за них самих.
В контексте растущего общественного недовольства возможны два сценария: либо искусственно созданная конкуренция двух голов тандема, при которой «за кого ни голосуй, всё равно получишь…», либо – реальные свободные демократические выборы.
Первый вариант создает риски устойчивости работы управленческого государственного аппарата минимум на полгода, на что уже публично намекнул Путин, но сохраняет саму путинскую политическую систему, создает у одурманенных зомбоящиком людей иллюзию выбора и лишает страну выбора по существу, а второй вариант предусматривает возможность смены политической системы.
На первый вариант будут готовы в крайней ситуации пойти и Путин, и Медведев, предварительно договорившись между собой о сценариях действия после дня выборов – не исключаю, что при свидетелях, полного доверия между ними уже нет и больше никогда не будет – власть сделала свое дело.
Второй вариант в равной степени неприемлем ни для одного, ни для другого, потому что ставит под угрозу существование их политической системы, вне которой для них нет политической жизни.
Граждане, исповедующие демократические ценности, не имеют оснований доверять ни Путину, ни Медведеву – это части одного противоестественного политического механизма, задачей которого никогда не было и никогда не будет строительство демократии в России.
Оригинал здесь.