Сегодня 22 июня. Почему в моей ленте так много публикаций про войну? Да потому что раньше было мало. Потому что отправили войну в учебники истории. Она ведь не может повториться никогда?
Рано утром приехали с коллегами на братскую могилу в 50 км от Москвы, между деревнями Фелисово и Юрьево. Захоронение появилось в 1943 году, хотя бои здесь шли в 1941-м. Имена шести солдат, которые здесь лежат — неизвестны. Вероятно их тела были найдены уже много позднее после отступления немцев.
Сами могилы укрыты шатром из мощных елей, высаженных здесь лет 40 назад. И нельзя сказать, что место заброшенное. Вокруг много домов — видимо кто-то заходил на 9 Мая. Георгиевская ленточка на ограду намотана, у стелы лежат истлевшие гвоздики. Над головой трещит высоковольтка. Вдалеке гул самолетов — в этой стороне Подмосковья — Шереметьево. Мимо проезжает пожилая дачница на велосипеде. Трудно сегодня представить, что 82 года назад, в ноябре-декабре 1941 года, здесь шли тяжелейшие бои за Москву. Но в каждой деревне есть братская могила. Имена некоторых известны. Кто в этой – не знаем. И, скорее всего, уже никогда и не узнаем.
Тогда линия фронта подошла совсем близко к расположенному рядом Федоскино (вы же представляете себе сразу федоскинскую миниатюру?). Кровопролитные бои шли всего в нескольких километрах от этого села. В ноябре 1941 года фашисты взяли Красную Поляну, в 16 км от Федоскино, но дальше были остановлены под Лобней на Рогачевском шоссе. Там, к примеру, сражались московские ополченцы (2-я стрелковая дивизия) и воины 20-й армии. За Луговую – сражались воины 35-ой стрелковой бригады 20-й армии. В Яхроме и на Перемиловской высоте – 1-я ударная армия.
Откуда бойцы, похороненные в этой могиле, кто они, как погибли — остается неизвестным. Но известно, что в войну в одном из домов Федоскино был госпиталь. Поэтому, есть вероятность, что погибшие солдаты — умершие от ран.
Но, вероятнее всего, это перезахороненные из мест боев или найденные на поле боя красноармейцы, так как прошло почти два года с момента сражений до момента захоронения.
Мы выпололи сорняки, обрезали старые ветки. На могилах и в клумбах посадили цветы. При входе посадили традиционно — яблоню. Это то немногое, что мы могли сделать сегодня, чтобы почтить память тех, кто отдал жизнь за нас, за мир. Который мы сохранить не смогли.