Российский президент под предлогом «обеспечения национальной безопасности» ввел санкции против Турции — в ответ на сбитый бомбардировщик.
Главное: будет введен запрет на импорт в Россию «отдельных товаров из Турции по перечню, определяемому правительством Российской Федерации».
Это значит, что на российском потребительском рынке уменьшится конкуренция и для российских граждан вырастут цены (даже если турецкие продукты начнут выдавать за азербайджанские или какие-то другие — цены вырастут за счет перепродаж и взяток на таможне).
Какую угрозу для национальной безопасности России представляют турецкие помидоры или куртки — не указывается. При этом никаких ограничений на экспорт российских товаров в Турцию не вводится.
В этих условиях вопрос о том, кого наказал Путин своим указом, представляется совершенно риторическим.
Та же реакция, что и в случае с «самосанкциями» 2014 года: вмазать со всей удалью по карману собственного населения.
Не по своему, конечно: организаторов указа — при их доходах, — такие мелочи, как цены на продукты и одежду не волнуют. Платить будем мы. Как и раньше.
Между прочим, Турция была единственной страной, поставлявшей продукты в «присоединенный» Крым. Где только что торжественно сожгли чучело Эрдогана и в превентивном порядке отказались от торговли с Турцией. Ровно по той же логике «назло кондуктору пешком пойду».
Последнее. То, что Путин подписал указ, не дожидаясь возможной встречи с Эрдоганом 30 ноября, скорее всего, не обещает ничего хорошего от этой встречи.
Если она теперь вообще состоится.
А ведь какой-то год назад — 1 декабря 2014 года, — кремлевские СМИ захлебывались от восторга, описывая «исторический» визит Путина в Анкару.
Тогда российский президент хвалил Турцию за отказ от введения санкций против России, радовался, что «турецкие партнеры не стали жертвовать своими интересами ради чьих-то чужих политических амбиций», заявлял, что «это по-настоящему продуманный и дальновидный расчет», и уверял, что это «открывает новые горизонты для наращивания двустороннего товарооборота».
Недалекими же оказались горизонты.